42 строчная библия гутенберга. Библия гутенберга. Библия Гутенберга Информацию О

02.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот


Как работает печатный станок Гуттенберга



Библия Гутенберга


Печатный станок Гутенберга - это достаточно крупное сооружение, которое с помощью специальных брусьев крепилось к потолку и полу. Основная часть станка - тяжелый пресс с рычагом. Под ним располагался идеально плоский стол, талер, который при необходимости можно было выдвигать из-под пресса.

Одной из первых книг , выпущенных после изобретения печатного станка Гутенберга, является 42-строчный экземпляр Библии, названный в народе Библией Гутенберга.

При создании этой книги на первом печатном станке было сделано несколько сопутствующих доработок и изобретений:

Стандартная типографская краска , используемая в ксилографии, не могла использоваться в печати подвижными металлическими литерами. Гутенберг разработал собственный состав краски с добавлением частей серы, меди и свинца. Благодаря этому печать не потеряла своей четкости и блеска даже спустя полтысячелетия.

Межстрочный интервал. Изначально Библия Гутенберга имела 40 строк на каждой странице. Потом изобретателю пришлось экономить, и он довел количество строк до 42. Чтобы остаться в заданных рамках и не заходить за поля, пришлось уменьшить межстрочный интервал. В научных кругах книга носит название 42-строчной.

Двухцветная печать. Изначально изобретатель пропускал листы через пресс два раза. В первый раз стандартной черной типографской краской печатался основной текст книги, второй раз - красной краской допечатывалась рубрикация. Таким образом было создано несколько томов, после чего Гутенберг отказался от такой практики. В дальнейшем он оставлял свободное место для заголовков, буквиц, колонтитулов, после чего они заполнялись вручную.

Дальнейшая работа со станком



Помимо 42-строчной Библии , которую несколько веков спустя прозвали Библией Мазарини, Иоганн Гутенберг на первом печатном станке напечатал несколько других книг. Среди них еще одна Библия, изданная в 36 строк, различные папские индульгенции и учебник по латинской грамматике.

Через несколько лет ростовщик Фуст отсудил печатный станок Гутенберга, фото которого выставлены в интернете. После этого печатник построил второй станок и издал еще несколько книг.

Интересные факты

Библия Гутенберга включена в "Всемирную библиотеку" - 100 лучших книг всех времен.

До сих пор сохранились 48 экземпляров Библий, изданных впервые печатным способом Иоганном Гутенбергом в 1445 году. Первый тираж составлял 300 экземпляров.

Одна из первых печатных книг в мире - Библия Гутенберга. На фото - эксземпляр издания.

Самой дорогой Библией считается Библия Гутенберга. До наших дней в полном своем содержании сохранилась только 21 книга. Различные экземпляры её оценивают от $25 млн. до $35 млн

Перед тем, как приступить к изданию Библии, Гутенберг печатал небольшие издания: календари, учебники латинской грамматики, индульгенции. Можно сказать, что это была подготовительная работа, тогда как 42-строчная Библия стала главным трудом Гутенберга.

Библия набрана текстурой, разновидностью готического письма. Для Библии Гутенберг изготовил новый, улучшенный шрифт. Стараясь приблизиться к рукописной практике, он варьировал рисунок одной и той же буквы. Таким образом, шрифт Гутенберга состоял из 150-300 различных знаков вместо 60-70 минимальных. В нём было множество лигатур и сокращений, которые часто использовали тогдашние писцы.

Благодаря этим сокращениям, а также убирая/добавляя пробелы до/после знаков препинания, Гутенберг добился идеально ровного набора. Свою роль сыграла, конечно, и краткость латинского языка, в котором слова, в среднем, короче, чем в русском или немецком языке.

Прежняя типографская краска использовалась для ксилографии, и для печати металлическими литерами не подходила. Гутенберг изменил состав краски, добавив в него медь, серу, свинец. Последний, видимо, и стал причиной необычного блеска.

Печатая книгу, Гутенберг внёс в её облик существенные изменения. Сначала он печатал не только основной текст, но и рубрикацию. Каждый лист проходил через станок дважды - сперва чёрной краской печатался текст, а потом красной - рубрикация. Вскоре Гутенберг отказался от этой идеи, оставив пустые места для инициалов, заголовков и колонтитулов, которые заполнялись потом вручную.

Большая часть книг была напечатана на первосортной итальянской бумаге. Около 45 экземпляров было издано на пергаменте. Эти экземпляры стоили дороже.

По-видимому, Библии были распроданы сразу же. Среди первых владельцев были жители Англии, а, возможно, и Швеции и Венгрии. Известно, что некоторые экземпляры продавались по цене в 30 флоринов. Хотя, они и стоили значительно дешевле, чем рукописная Библия, всё же большинство студентов, священников и других людей с обычным доходом были не в состоянии их приобрести. Предполагается, что большинство книг приобрели монастыри, университеты и особенно богатые люди. В настоящее время известен только один экземпляр, который в XV веке принадлежал частному лицу.

Среди других первопечатных изданий её выделяет исключительное качество оформления.

История создания

В 1448 году Иоганн Гутенберг берёт в долг 150 гульденов, видимо, для основания книгопечатни. В 1450 году ему понадобилось ещё 800 гульденов, за которыми он обратился к богатому купцу Иоганну Фусту . К 1455 году долг Гутенберга составлял уже более 2000 гульденов, которые он вернуть не смог. В результате, типография и книги достались Фусту и бывшему ученику Гутенберга Петеру Шефферу . Библия Гутенберга появилась не позднее 1455 года, когда книгу упомянул в своей переписке кардинал Пикколомини .

Всё, что мне писали об этом удивительном человеке, которого я увидел во Франкфурте - правда. Я не видел готовых Библий, только несколько тетрадей из разных частей Библии. Почерк очень аккуратный и разборчивый, ничуть не сложный для чтения - Ваша Светлость прочтёт его без труда и, действительно, без очков. Кардинал Пикколомини в письме к кардиналу Карвахалу. Март 1455 .

Перед тем, как приступить к изданию Библии, Гутенберг печатал небольшие издания: календари, учебники латинской грамматики, индульгенции. Можно сказать, что это была подготовительная работа, тогда как 42-строчная Библия стала главным трудом Гутенберга.

Характеристика

Влияние рукописной традиции

В середине XV века в моду снова входят рукописные Библии большого формата, предназначенные для чтения с кафедры или церковного аналоя. Считается, что одна из этих книг, так называемая Большая Майнцская Библия , изготовленная в 1452-1453 годах, послужила прототипом для Библии Гутенберга .

Гутенберг стремился создать наиболее точную копию рукописной книги того времени. Инициалы и рубрикация вписывались от руки. Отдельные экземпляры иллюминировались. Рисунок одних и тех же знаков в шрифте варьируется, чтобы создать более живое впечатление.

Подобная имитация является характерным признаком первопечатных книг, изданных до 1500-х годов. Таким образом, облик Гутенберговой Библии и других инкунабул имеет переходный характер: от рукописи к печатной книге.

Формат и пропорции

Прежняя типографская краска использовалась для ксилографии, и для печати металлическими литерами не подходила. Гутенберг изменил состав краски, добавив в него медь, серу, свинец. Последний, видимо, и стал причиной необычного блеска.

Изменения

Печатая книгу, Гутенберг внёс в её облик существенные изменения. Сначала он печатал не только основной текст, но и рубрикацию. Каждый лист проходил через станок дважды - сперва чёрной краской печатался текст, а потом красной - рубрикация. Вскоре Гутенберг отказался от этой идеи, оставив пустые места для инициалов, заголовков и колонтитулов , которые заполнялись потом вручную.

В науке Библия Гутенберга получила название 42-строчной Библии по числу строк на полосе. Однако, сперва их было 40. Потом, видимо, в целях экономии, Гутенберг увеличил число строк до сорока двух. Чтобы не заходить за поля при добавлении новых строк, Гутенберг уменьшил междустрочный интервал .

Долгое время считалось, что так называемая Бамбергская, или 36-строчная, Библия была выпущена раньше 42-строчной, однако позднее было доказано, что типограф, печатавший B36, имел перед собой текст B42 .

Дальнейшая история

По современным подсчётам общий тираж Библии составил около 180 экземпляров. Большая часть книг была напечатана на первосортной итальянской бумаге. Около 45 экземпляров было издано на пергаменте . Эти экземпляры стоили дороже.

По-видимому, Библии были распроданы сразу же. Среди первых владельцев были жители Англии, а, возможно, и Швеции и Венгрии . Известно, что некоторые экземпляры продавались по цене в 30 флоринов . Хотя, они и стоили значительно дешевле, чем рукописная Библия, всё же большинство студентов, священников и других людей с обычным доходом были не в состоянии их приобрести. Предполагается, что большинство книг приобрели монастыри, университеты и особенно богатые люди . В настоящее время известен только один экземпляр, который в XV веке принадлежал частному лицу.

Парижский экземпляр, открытый в 1763 году в бумагах кардинала Мазарини , получил такую известность, что все экземпляры 42-строчной Библии долгое время именовались «библиями Мазарини».

По состоянию на 2009 год в различных собраниях мира хранилось 47 первопечатных Библий, из которых только 21 - полные. Наибольшее число Библий находится в Германии (12), США (11), Великобритании (8) и Франции (4). Издания, хранящиеся в Трире и Индиане , вероятно, являются фрагментами одного экземпляра. В Российской империи имелся только один экземпляр бумажной Библии (2 тома без 1 листа), но в 1931 году он был продан советским правительством лондонским аукционистам, а позднее поступил в Бодмеровскую библиотеку (Колоньи, Швейцария) .

В 1945 году трофейные бригады при активном участии

|
библия гутенберга
(также 42-строчная Библия ; B42 ) - издание Вульгаты, выпущенное Иоганном Гутенбергом в первой половине 1450-х годов. Традиционно считается точкой отсчёта истории книгопечатания в Европе. Хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий её выделяет исключительное качество оформления.

  • 1 История создания
  • 2 Характеристика
    • 2.1 Влияние рукописной традиции
    • 2.2 Формат и пропорции
    • 2.3 Шрифт
    • 2.4 Печать
    • 2.5 Изменения
  • 3 Дальнейшая история
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История создания

В 1448 году Иоганн Гутенберг берёт в долг 150 гульденов, видимо, для основания книгопечатни. 1450 году ему понадобилось ещё 800 гульденов, за которыми он обратился к богатому купцу Иоганну Фусту. К 1455 году долг Гутенберга составлял уже более 2000 гульденов, которые он вернуть не смог. результате, типография и книги достались Фусту и бывшему ученику Гутенберга Петеру Шефферу. Библия Гутенберга появилась не позднее 1455 года, когда книгу упомянул в своей переписке кардинал Пикколомини.

Всё, что мне писали об этом удивительном человеке, которого я увидел во Франкфурте - правда. Я не видел готовых Библий, только несколько тетрадей из разных частей Библии. Почерк очень аккуратный и разборчивый, ничуть не сложный для чтения - Ваша Светлость прочтёт его без труда и, действительно, без очков. Кардинал Пикколомини в письме к кардиналу Карвахалу. Март 1455 .

Перед тем, как приступить к изданию Библии, Гутенберг печатал небольшие издания: календари, учебники латинской грамматики, индульгенции. Можно сказать, что это была подготовительная работа, тогда как 42-строчная Библия стала главным трудом Гутенберга.

Характеристика

Влияние рукописной традиции

В середине XV века в моду снова входят рукописные Библии большого формата, предназначенные для чтения с кафедры или церковного аналоя. Считается, что одна из этих книг, так называемая Большая Майнцская Библия, изготовленная в 1452-1453 годах, послужила прототипом для Библии Гутенберга.

Гутенберг стремился создать наиболее точную копию рукописной книги того времени. Инициалы и рубрикация вписывались от руки. Отдельные экземпляры иллюминировались. Рисунок одних и тех же знаков в шрифте варьируется, чтобы создать более живое впечатление.

Подобная имитация является характерным признаком первопечатных книг, изданных до 1500-х годов. Таким образом, облик Гутенберговой Библии и других инкунабул имеет переходный характер: от рукописи к печатной книге.

Формат и пропорции

Пропорции наборной полосы в Библии Гутенберга

Формат книги - «in folio». На одном листе этого формата поместилось 4 страницы. Пять листов, как правило, составляли тетрадку по 20 страниц. Впрочем, размеры тетрадей варьируются.

Обрезной формат - 307×445 мм. Отношение сторон (1:1,44) приближается к типичному средневековому формату 2:3 (1:1,5). Поле набора имеет те же пропорции, состоит из двух колонок. Верхнее поле в 2 раза меньше нижнего, внутреннее - в 2 раза меньше внешнего.

Нумерация отсутствует. Библия содержит 1272 страницы. Как правило, она переплеталась в два тома. Более толстые экземпляры, отпечатанные на пергаменте, иногда переплетались в 3 или 4 тома.

Шрифт

Библия набрана текстурой, разновидностью готического письма. Для Библии Гутенберг изготовил новый, улучшенный шрифт. Стараясь приблизиться к рукописной практике, он варьировал рисунок одной и той же буквы. Таким образом, шрифт Гутенберга состоял из 150-300 различных знаков вместо 60-70 минимальных. нём было множество лигатур и сокращений, которые часто использовали тогдашние писцы. Благодаря этим сокращениям, а также убирая/добавляя пробелы до/после знаков препинания, Гутенберг добился идеально ровного набора. Свою роль сыграла, конечно, и краткость латинского языка, в котором слова, в среднем, короче, чем в русском или немецком языке.

Печать

Страница Гутенберговой Библии, иллюминированная вручную

Е. Л. Немировский пишет: «издания Иоганна Гутенберга, и прежде всего 42-строчная Библия, поражают нас иссиня-чёрными, немного поблёскивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера» .

Прежняя типографская краска использовалась для ксилографии, и для печати металлическими литерами не подходила. Гутенберг изменил состав краски, добавив в него медь, серу, свинец. Последний, видимо, и стал причиной необычного блеска.

Изменения

Печатая книгу, Гутенберг внёс в её облик существенные изменения. Сначала он печатал не только основной текст, но и рубрикацию. Каждый лист проходил через станок дважды - сперва чёрной краской печатался текст, а потом красной - рубрикация. Вскоре Гутенберг отказался от этой идеи, оставив пустые места для инициалов, заголовков и колонтитулов, которые заполнялись потом вручную.

В науке Библия Гутенберга получила название 42-строчной Библии по числу строк на полосе. Однако, сперва их было 40. Потом, видимо, в целях экономии, Гутенберг увеличил число строк до сорока двух. Чтобы не заходить за поля при добавлении новых строк, Гутенберг уменьшил междустрочный интервал.

Долгое время считалось, что так называемая Бамбергская, или 36-строчная, Библия была выпущена раньше 42-строчной, однако позднее было доказано, что типограф, печатавший B36, имел перед собой текст B42 .

Дальнейшая история

По современным подсчётам общий тираж Библии составил около 180 экземпляров. Большая часть книг была напечатана на первосортной итальянской бумаге. Около 45 экземпляров было издано на пергаменте. Эти экземпляры стоили дороже.

По-видимому, Библии были распроданы сразу же. Среди первых владельцев были жители Англии, а, возможно, и Швеции и Венгрии. Известно, что некоторые экземпляры продавались по цене в 30 флоринов. Хотя, они и стоили значительно дешевле, чем рукописная Библия, всё же большинство студентов, священников и других людей с обычным доходом были не в состоянии их приобрести. Предполагается, что большинство книг приобрели монастыри, университеты и особенно богатые люди. настоящее время известен только один экземпляр, который в XV веке принадлежал частному лицу.

Парижский экземпляр, открытый в 1763 году в бумагах кардинала Мазарини, получил такую известность, что все экземпляры 42-строчной Библии долгое время именовались «библиями Мазарини».

По состоянию на 2009 год в различных собраниях мира хранилось 47 первопечатных Библий, из которых только 21 - полные. Наибольшее число Библий находится в Германии (12), США (11), Великобритании (8) и Франции (4). Издания, хранящиеся в Трире и Индиане, вероятно, являются фрагментами одного экземпляра. Российской империи имелся только один экземпляр бумажной Библии (2 тома без 1 листа), но в 1931 году он был продан советским правительством лондонским аукционистам, а позднее поступил в Бодмеровскую библиотеку (Колоньи, Швейцария) .

В 1945 году трофейные бригады при активном участии М. И. Рудомино вывезли из Лейпцига в СССР две Библии. Официально их местопребывание было обнародовано только в 1993 году. Комплектная (двухтомная) бумажная Библия из библиотеки Лейпцигского университета состоит на хранении в Научной библиотеке МГУ, а некомплектная пергаментная иллюминированная из Немецкого музея книги и шрифта - в Российской государственной библиотеке.

Экземпляр библиотеки МГУ был похищен в 2009 году, однако о краже было объявлено только в 2014 году, когда книга была найдена, а трое похитителей (сотрудники ФСБ) арестованы и осуждены.

Это далеко не самая редкая инкунабула, но одна из самых ценных. Стоимость одного листа Майнцской печатной библии на аукционах доходит до 80 тыс. долларов. 1987 году на аукционе «Кристис» неполный первый том бумажной Библии (324 листа) был продан за 4,9 млн долларов. Ныне он находится в собрании токийского университета Кэйо. Как и ряд других экземпляров, эта копия оцифрована и выложена для всеобщего ознакомления в Интернете.

Примечания

  1. Warren Chappel, Robert Bringhurst. A short history of the printed word. Vancouver, 1999. P. 65-66.
  2. British Library, Gutenberg"s life: the years of the Bible
  3. Diana Childress. Johannes Gutenberg and the Printing Press. Minneapolis, 2008. P. 62.
  4. Estes, Richard (2005). The 550th Anniversary Pictorial Census of the Gutenberg Bible. Gutenberg Research Center. p. 151.
  5. Е. Л. Немировский. Изобретение Иоганна Гутенберга. М., 2000. С. 70-71.
  6. Е. Л. Немировский. Изобретение Иоганна Гутенберга. М., 2000. С. 79-80.
  7. British Library, Three phases in the printing process
  8. Margaret Bingham Stillwell, The Beginning of the World of Books, 1450 to 1470, Bibliographical Society of America, New York, 1972. P. 11
  9. Davies, Martin (1996). The Gutenberg Bible. British Library.
  10. Cormack, Lesley B.; Ede, Andrew (2004). A History of Science in Society: From Philosophy to Utility. Broadview Press.
  11. Kapr, Albert (1996). Johann Gutenberg: The Man and His Invention. Scolar Press.
  12. Gutenberg Bible Census
  13. Семейный архив Рудомино - Полвека в плену
  14. Экс-сотрудников ФСБ РФ посадили за хищение Библии Гутенберга
  15. Бывшие офицеры ФСБ осуждены за кражу Библии Гутенберга
  16. Бывшие офицеры ФСБ осуждены за кражу Библии Гутенберга. Видеоролик

Ссылки

  • Электронное факсимиле
  • Электронное факсимиле. Экземпляр из Библиотеки Конгресса
  • Каталог сохранившихся экземпляров (англ.)

библия гутенберга

Библия Гутенберга Информацию О

Библия Гутенберга

Поразительно, но, кроме его великого труда, от этого человека до нашего времени ничего не сохранилось. Даже могилы… Нет и настоящего портрета Иоганна Гутенберга. Известная гравюра, на которой он изображен в высокой меховой шапке, относится к более позднему времени и является плодом фантазии художника…

О жизни Гутенберга известно немного. До сих пор не установлена даже точная дата его рождения. Называют 1394 или 1397 г., но, как полагают большинство биографов, он родился в 1399 или 1400 г.

Иоганн Гутенберг принадлежал к родовитому патрицианскому семейству города Майнца. В некоторых документах будущий изобретатель книгопечатания именуется Генсфлейш цум Гутенберг. Генсфлейш - фамилия его отца, Гутенберг - фамилия матери и того семейства, в лоне которого родился и провел детство Иоганн.

Каких-либо конкретных сведений о молодости и годах ученичества Гутенберга не осталось, но последующая деятельность указывает на его разнообразные познания. Судя по всему, он отлично владел ювелирным ремеслом, был умелым гравером и резчиком по камню. Все это имело большое значение для его будущего изобретения.

Дальнейшая судьба семьи Генсфлейшей-Гутенбергов была определена разгоревшейся в начале XV в. в Майнце борьбой между патрициатом и цеховыми ремесленниками. В результате победы последних Генсфлейши-Гутенберги вынуждены были покинуть родной город. Юный Иоганн, скорее всего, попал в Страсбург. Самый ранний документ о его пребывании там относится к 1434 г. Это жалоба Гутенберга майнцскому магистрату по поводу невыплаченной ему ренты. Значительно важнее другое судебное дело, возбужденное против Гутенберга в 1439 г. несколькими страсбургскими бюргерами. В сущности, оно знакомит нас с предысторией великого изобретения. Из актов этого процесса видно, что в конце 1437 г. или начале 1438 г. Иоганн Гутенберг заключил договор с судьей Хансом Риффе и еще двумя жителями Страсбурга на изготовление зеркал для продажи их на ярмарке в Аахене.

Слово «Spiegel» в те времена имело в немецком языке еще одно значение - так назывались тогда иллюстрированные лубочными картинками дидактические книжки - «Зерцала», имевшие широкое распространение повсюду в Европе.

Была создана коммерческая компания по эксплуатации Гутенбергова изобретения. Каждый участник внес в общую кассу по 80 гульденов. В 1438 г. один из пайщиков, Андреас Дритцен, скончался, и его наследники предъявили Гутенбергу иск, требуя возвращения вклада. Документы по этому делу сохранились, и, хотя суть изобретения не названа в них прямо, некоторые выводы возможны. В документах идет речь о формах, прессе и каком-то приспособлении из 4 частей (возможно, имеется в виду форма для отливки литер).

Свидетель по делу ювелир Ханс Дюнне дал показания, что получил от Гутенберга 100 гульденов на изготовление того, «что относится к печатанию». Все это еще не позволяет с уверенностью заявить, что уже в 1438–1439 гг. Гутенберг располагал типографией в Страсбурге, но не вызывает сомнений, что уже тогда он прилагал усилия к реализации своего изобретения.

Видный ученый Якоб Вимпфелинг, живший в Страсбурге, в историческом сочинении «Epitome rerum Germanicarum» (1507) называет Гутенберга изобретателем печати (Typographiae inventor) и уточняет, что изобрел (invenit) он печать в Страсбурге, а осуществил на практике (complevit) в Майнце.

Многочисленные документы по истории книгопечатания этого начального периода помогают составить представление о тогдашней типографии, о ее оборудовании и технологии печатания. Однако прежде всего следует хотя бы вкратце рассказать, как изготовлялись печатные литеры. Дело в том, что технология их отливки, изобретенная Гутенбергом, была как раз основой его изобретения.

За образец Гутенберг мог взять производство металлических монет. Но для отливки шрифта следовало создать специальное, достаточно удобное приспособление. Видимо, это и было сделано в Страсбурге.

Такое приспособление представляет собой прямоугольную металлическую словолитную форму. Как производилось в ней литье шрифта? Первоначально из твердого металла изготовлялся штамп, называемый пуансоном, на котором рельефно в зеркальном изображении гравировался буквенный знак. Затем пуансон вдавливался в матрицу - пластинку, сделанную из мягкого металла. Получалось вогнутое прямое изображение знака. Матрица вставлялась в словолитную форму и заливалась расплавленным металлом. Получалась литера с зеркальным рельефным выпуклым глазком буквы, с которой можно была печатать. Из одной матрицы можно было изготовить столько литер, сколько было нужно для печатания.

Техническая трудность заключалась в том, что буквы алфавита отличаются одна от другой по ширине. Поэтому словолитная форма должна была быть приспособлена к ширине каждой матрицы. Это было достигнуто остроумным способом: словолитная форма состояла из двух частей в виде латинской L; передвижением частей можно было изменять ширину формы.

Поскольку пуансоном надо было выдавливать углубления в матрице, то естественно, что на пуансоны шла сталь, а на матрицы - мягкая медь. Но металл для отливки самих литер должен был обладать такими качествами, какими не обладает ни один природный металл: он должен был легко плавиться при сравнительно невысоких температурах, не быть слишком вязким в расплавленном виде и мгновенно затвердевать при остывании. В результате долгих опытов Гутенберг выбрал сплав, состоящий из 70 частей свинца, 25 частей олова и 5 частей сурьмы.

Решение оказалось настолько удачным, что в дальнейшем потребовались лишь весьма незначительные коррективы.

Для смазывания металлических литер (ведь они должны были оставлять отпечаток на бумаге) не годились обыкновенные чернила, употреблявшиеся для ксилографического печатания. Гутенберг изготовлял типографскую краску из сажи и льняного масла (олифы).

Два других непременных предмета оборудования типографии - печатный станок и наборная касса. Ни то ни другое не было новинкой. Прототипом печатного станка могли служить прессы, использовавшиеся как в бумажном, так и в монетном производстве и в виноделии. На идею наборной кассы могло натолкнуть посещение любой конторы ростовщика или банкира, где такие кассы употреблялись для сортировки монет.

Перед началом печатания необходимо было подготовить бумагу. Сухая бумага плохо впитывает краску. Поэтому ее предварительно увлажняли.

Одновременно с бумагой при наборной кассе готовили печатную форму - набор. Наборная касса - это поставленный наклонно открытый сверху плоский ящик с ячейками разного размера - в зависимости от частоты употребляемости буквы. Для удобства наборная касса была разделена на две части - верхнюю, с ячейками для прописных букв и знаков препинания, и нижнюю, для строчных букв. В верхней кассе литеры располагались в алфавитном порядке, а в нижней - с таким расчетом, чтобы наиболее часто встречающиеся буквы были под рукой.

Наборщик, читая укрепленный напротив лист с набираемым текстом, держал в одной руке верстатку - специальный, придуманный, вероятно, также Гутенбергом инструмент, - другой рукой собирал в ней буква за буквой нужную строку, а затем перекладывал ее на наборную доску, на которой составлялась печатная форма.

Когда печатная форма была подготовлена, переходили к печатному прессу - деревянному, с некоторыми металлическими деталями. Обычно этот станок был громоздким и тяжелым и к тому же надежно прикреплен и к полу, и к потолку. Печатание, особенно в две краски, требовало большой точности, и абсолютная неподвижность станка была обязательным условием.

Главной частью печатного станка был деревянный винт с нажимным рычагом - кукой. Снизу винт завершался четырехугольной прижимной плитой (тигелем, пианом). Поворотом рычага винт вместе с тигелем можно было поднять или опустить. Работа у станка была тяжелой и требовала незаурядной физической силы в сочетании с точностью и координированностью движений.

Другой составной частью печатного станка была прикрепленная к нему направляющая станина: подвижной стол с кареткой - талером, приводимым в движение с помощью шнура, который наматывали на вал, снабженный рукояткой. На талере располагалась печатная форма с набором - одной, двумя или больше страниц набранного текста. Набор обматывали суровой ниткой, чтобы он не рассыпался и вообще не разъезжался. Затем его смазывали тонким слоем краски: эту работу выполнял специальный работник. Краску он наносил при помощи мацы, которую очищали и вымачивали в воде 7–8 часов, чтобы размягчить и сделать эластичной. Мацы приходилось часто менять, поскольку качество печати в большой мере зависело от гладкости нанесения краски.

Все это отнимало немало времени, а потому, пока прессовщик отпечатывал один лист, его помощник готовил к печатанию другую форму. Увлажненный лист бумаги укладывали не прямо на форму, а на тимпан (декель) - обтянутую тканью или мягкой кожей раму, прикрепленную шарнирами к талеру.

Чтобы при этом бумага не рассыпалась и не сдвигалась при печатании, ее накалывали на две иглы посреди тимпана и, кроме того, накладывали сверху фрашкет - деревянную или железную раму с натянутой на нее бумагой или картоном, в котором было вырезано место, куда должен попасть печатаемый текст, и оставлены поля. Фрашкет был прикреплен к тимпану шарнирами: они предохраняли поля бумаги, чтобы те не запачкались. Подготовив должным образом печатную форму и тимпан, его накладывали на форму, а талер задвигали под тигель пресса. Прессовщик поворачивал рычаг и с силой прижимал бумагу к печатной форме. На ней появлялся оттиск. Тогда винт с тигелем поднимали, поворачивая рычаг в противоположную сторону, вынимали из-под пресса талер, поднимали фрашкет, снимали с тимпана отпечатанный лист и вывешивали его на просушку. Вся эта последовательность операций повторялась раз за разом до конца рабочего дня.

С одного набора получали сотни оттисков. Высушенные листы снова шли под пресс, чтобы получить оттиск на оборотной стороне. Затем их укладывали на доску, сверху накрывали другой доской и придавливали грузом в 40–50 фунтов, чтобы разгладить. Через 5–6 часов их вынимали, складывали в кипы, сортировали и отдавали в переплет.

Текст в два цвета получали так. Сначала печатали черный текст, накрывая фрашкетом те места, которые предстояло еще отпечатать красным. После просушки лист возвращали под пресс, накрывали фрашкетом уже готовый оттиск и печатали красной краской. Трудность состояла в том, чтобы строки, выполненные разными красками, не накладывались одна на другую. Были и другие способы печати в два цвета.

В крупных типографиях имело место разделение труда. Набором занимались специально подготовленные рабочие. Само печатание было менее сложной операцией, но требовало физической силы и аккуратности. Кроме трех основных операций: набора, нанесения краски и печатания, было множество подсобных: складывать просушенные листы в кипы, раскладывать их для переплета, мешать краску, таскать воду и т. д. Это обычно было делом учеников. В крупной типографии на три-четыре станка держали еще корректора и надзирателя - так называемого фактора. В начале XVI в. в крупных типографиях на каждый станок приходилось в среднем по 5 рабочих, что было закреплено и законодательно.

Неизвестно, чем занимался Гутенберг до возвращения в Майнц (это произошло в 1448 г.). Установлено лишь, что в 1444 г. он еще жил в Страсбурге, а в 1448 г. - уже в Майнце. В частности, 17 октября 1448 г. он подписал там документ о займе в 150 гульденов. Однако, как полагают некоторые историки, Гутенберг мог очутиться в Майнце уже в 1445–1446 гг., и именно с ним связаны первые анонимные печатные издания, от которых остались лишь фрагменты.

Наиболее важен фрагмент «Сивиллиной книги» - «Страшный суд», отпечатанный предположительно в 1445 г. Сама техника печатания, еще весьма примитивная, позволила предположить, что это и была первая Гутенбергова книга. Затем следуют донаты, отпечатанные на пергамене, и миссал 1449 г.

К первым печатным изданиям Гутенберга причисляют также астрономический календарь на 1448 г. (впоследствии выяснилось, что это отнюдь не календарь, а астрологическая таблица на 30 лет вперед и издана она не в 1447 г., а на 10 лет позже). Приблизительно тогда же, в 1454–1456 гг., вышел медицинский календарь, а еще раньше - ряд мелких изданий: так называемый «Турецкий календарь», «Турецкая булла» папы Каликста III от 29 июня 1455 г., призывающая к борьбе с турками, и две индульгенции 1454–1455 гг. В 1456 г. было издано и описание епархий римско-католической церкви под названием «Provinciale romanum». Большинство этих изданий набрано шрифтом, получившим в специальной литературе название Donat-Kalendertype. Он сходен с рукописным готическим шрифтом-текстурой, которым переписывались богослужебные книги. Индульгенции набраны уже круглым готическим шрифтом. Сравнивая первые из названных изданий с последними, можно заметить усовершенствование техники печатания. Эти издания, изготовленные в основном по церковным заказам, явно помогли Гутенбергу усовершенствовать свое изобретение. Кроме того, изданные большими тиражами и продававшиеся только за наличные деньги, эти книги дали Гутенбергу возможность покрыть начальные расходы по оборудованию типографии и приступить к печатанию 42-строчной Библии - подлинного шедевра полиграфического искусства.

О деятельности Гутенберга в Майнце рассказывает в начале XVI в. летописец Хирзауского монастыря Иоганн Тритемий. Под 1450 г.: «Тогда в немецком городе на Рейне - Майнце Иоганном Гутенбергом было изобретено чудесное и неслыханное искусство печатать книги подвижными литерами; поскольку он истратил на это изобретение почти все свое имущество и, борясь с непреодолимыми трудностями, утратил всякую надежду успешно завершить дело за недостатком денег и уже намеревался отказаться от своих планов, то советами и деньгами помог ему Иоганн Фуст - тоже житель Майнца. Это позволило завершить начатую работу. Действительно, как я слышал от Петера Шёффера из Гернсхейма, жителя Майнца и зятя основателя этого искусства, печатному искусству с самого возникновения пришлось столкнуться с огромными трудностями. Ибо при печатании Библии расходы составили уже более 4000 гульденов.

Упомянутый Петер Шёффер был мудрым человеком. Он придумал более легкий способ отливать литеры и довел это искусство до такого уровня совершенства, на каком оно стоит ныне. И эти трое мужей держали свой способ печатания в тайне, но затем секрет был распространен их помощниками (без которых они не могли обойтись) сначала в Страсбурге, а затем и в других городах».

Таким образом, Гутенберг, столкнувшись с материальными затруднениями, вынужден был обратиться за помощью к состоятельному дельцу Иоганну Фусту. На полученные деньги были наняты подмастерья, в том числе П. Шёффер - отличный каллиграф и иллюминатор с опытом работы в Париже. Быстро обучившись искусству книгопечатания и женившись на дочери Фуста, он стал третьим компаньоном, а после выхода Гутенберга из компании и смерти Фуста - единственным владельцем типографии.

Некоторые дополнительные данные об издании Гутенбергом 42-строчной Библии дает опубликованное письмо гуманиста, историка и дипломата кардинала Энеа Сильвио Пикколомини, канцлера императора Фридриха III. В этом письме, отправленном из Вены 12 марта 1455 г., Пикколомини сообщает кардиналу Хуану де Карвахальо в Рим следующее: «О том виденном во Франкфурте удивительном человеке мне ничего отрицательного не писали. Полную Библию я не видел, а только некоторые ее тетради с разными книгами, выполненными чистым и точным шрифтом… Ваша милость могла бы без труда и без очков их прочитать. От многих свидетелей я узнал, что сделано 158 экземпляров, некоторые даже утверждали, что 180. В количестве я не совсем уверен; но в качестве я не сомневаюсь, если можно верить этим людям. Если бы я узнал Ваше желание, я бы купил Вам один экземпляр. Некоторые тетради поступили здесь к императору. Я попытаюсь, если это возможно, достать еще имеющуюся в продаже Библию и за нее заплачу. Но я опасаюсь, что это не удастся… так как еще до завершения печатания на нее объявились покупатели».

В письме не упоминается имя этого «удивительного человека», однако нетрудно догадаться, что им был Гутенберг.

До сих пор не удалось до конца выяснить обстоятельства возникновения тяжбы между Гутенбергом и Фустом в 1455 г. В распоряжении исследователей находится нотариальный акт, датированный 6 ноября 1455 г., с кратким изложением жалобы, поданной Фустом, и ответом Гутенберга на нее. Из этого акта следует, что в 1450 г. Гутенберг располагал собственной типографией и для окончательного оборудования ее занял у Фуста 800 гульденов, но затем вынужден был изготовленное на эти деньги оборудование заложить для покрытия долга.

Не позднее 1452 г. Фуст выдал Гутенбергу в долг под проценты еще 800 гульденов и вступил при этом в долю с Гутенбергом. Вот процентов-то с этой последней суммы Гутенберг и не хотел возвращать заимодавцу, и тогда Фуст решил расторгнуть договор и востребовать с Гутенберга обе суммы вместе с процентами, итого - 2026 гульденов. Суд удовлетворил этот иск лишь частично, постановив, что вторая из внесенных сумм не может квалифицироваться как заем, а лишь как взнос компаньона в совместное предприятие.

Как бы то ни было, судебный процесс, естественно, окончательно перессорил Гутенберга и Фуста и подорвал материальное положение изобретателя. И тем не менее, именно эти годы были временем величайшего триумфа Гутенберга: увидел свет неповторимый шедевр книжного искусства - так называемая 42-строчная Библия (в отличие от другого, более позднего издания - 36-строчной Библии).

Ее подготовка к печати потребовала огромной работы: начата она была, по всей видимости, в 1452 г., а закончена, судя по пометкам рубрикатора, не позднее августа 1456 г. Скорее всего, согласно цитированному письму Пикколомини, в начале 1455 г. Гутенберг стремился к тому, чтобы в этом издании была воссоздана вся красота рукописной книги - не только замысловатые инициалы, рубрики и т. п., но и богатство шрифта.

С этой целью Гутенберг изготовил 290 разнообразных литер, включая характерные для манускриптов лигатуры и сокращения. Это готическая текстура, какой пользовались при печатании донатов, но гораздо стройнее и элегантнее.

Стремясь к предельному совершенству, Гутенберг проявлял неумолимую требовательность к наборщикам. Поэтому работа подвигалась медленно: за день шесть наборщиков успевали подготовить всего одну страницу. С какими трудностями приходилось сталкиваться издателю, показывает анализ бумаги. Сначала Библию печатали на отличной односортной бумаге. Через полтора года ее запас иссяк, пришлось закупать бумагу небольшими порциями и даже использовать отходы.

В 1454 г. из-за нехватки бумаги работу вообще приостановили. Чтобы раздобыть деньги, Гутенбергу, видимо, пришлось часть подмастерьев оторвать от работы над Библией и отпечатать более доходные издания - «Турецкий календарь» и индульгенции. Местные церковные власти оплатили эту продукцию наличными, а Гутенберг смог закупить достаточно добротную бумагу, которой хватило для завершения издания Библии.

В отношении тиража 42-строчной Библии до сих пор предполагалось, что было отпечатано 200 экземпляров, из которых 35 на пергамене, а 165 на бумаге. Однако, основываясь на письме Пикколомини, немецкий исследователь Л. Хоффман приходит к выводу, что первоначально тираж Библии был установлен в количестве 158 экземпляров, но в дальнейшем, в связи с большим спросом на книгу, был доведен до 180.

В нормальных условиях прибыли от распродажи этого тиража должно было хватить на расчеты с кредиторами и даже на расширение предприятия, но, как мы помним, тяжба с Фустом до такой степени подорвала финансовое положение Гутенберга, что ему пришлось продать часть оборудования и шрифты, а сама типография досталась его недругам - Фусту и Шёфферу.

От этого и более позднего периодов не осталось каких-либо печатных памятников, которые без колебаний можно было бы приписать Гутенбергу. Великий изобретатель никогда не ставил на книгах своего имени. В 1457 г. была на высоком художественном уровне изготовлена Псалтирь, часто называемая по месту издания Майнцской Псалтирью. Хотя в колофоне этой книги названы Фуст и Шёффер, некоторые исследователи полагают, что те лишь завершили издание, начал же его сам Гутенберг.

В 1462 г. в Майнце произошли крупные политические события. Разгорелась борьба за место архиепископа. Победивший в этой борьбе Адольф фон Нассау зачислил Гутенберга в свою свиту и создал ему все условия для безбедного существования.

Великий первопечатник скончался 3 февраля 1468 г. и был похоронен во францисканской церкви. К сожалению, церковь впоследствии перестраивалась…

Сегодня около полусотни экземпляров Библии Гутенберга - первой книги, отпечатанной в Европе в XV в., - хранятся за семью печатями в престижных библиотеках и монастырях мира.

Конечно, более или менее общепринятая в исторической или библиографической науке точка зрения признает изобретателем книгопечатания именно Иоганна Гутенберга, однако скептики утверждают, что это скорее традиция, чем непреложная истина, - слишком много загадок еще таит Иоганн Гуттенберг…

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. Библия 5. 1. Евангелия, распятие Иисуса, храм Соломона Библия написана, вероятно, в период от XI по XVI или даже XVII века н.э.В конце XI или в начале XII века пишутся Евангелия, рассказывающиеся о жизни Иисуса Христа и о его распятии в XI веке.Распятие Иисуса Христа происходит,

автора Носовский Глеб Владимирович

8.8. БИБЛИЯ: НОЙ СТРОИТ КОВЧЕГ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ. БИБЛИЯ МОРМОНОВ: НЕВИЙ СТРОИТ КОРАБЛЬ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОКЕАН Библия мормонов рассказывает далее, что пройдя длинный путь, люди Невия-Ноя вышли на берег какого-то ОГРОМНОГО МОРЯ. Рассказ о дальнейших событиях является ОДНИМ ИЗ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8.9. ОБЫЧНАЯ БИБЛИЯ: ПЛАВАНИЕ НОЯ ПО ВЕЛИКИМ ВОДАМ. БИБЛИЯ МОРМОНОВ: ПЛАВАНИЕ НЕВИЯ ЧЕРЕЗ ВЕЛИКИЙ ОКЕАН «После того, как я, Нефий, ЗАКОНЧИЛ КОРАБЛЬ по наставлениям Господа, мои братья увидели, что ОН БЫЛ ХОРОШ И ВЕСЬМА ПРОЧНОЙ РАБОТЫ, и потому они снова смирились пред

автора Носовский Глеб Владимирович

8. Библия: Ной строит ковчег для плавания Библия мормонов: Невий строит корабль для плавания через океан Библия мормонов повествует, что, проделав длинный путь, люди Невия-Ноя вышли на берег огромного моря. Рассказ о дальнейших событиях - один из центральных в Библии

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

9. Библия: плавание Ноя по великим водам Библия мормонов: плавание Невия через великий океан «После того как я, Нефий, закончил корабль по наставлениям Господа, мои братья увидели, что он был хорош и весьма прочной работы, и потому они снова смирились пред Господом… Голос

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

29. Острожская Библия - это Пермская, то есть Австрийская, то есть восточно-имперская «монгольская» Библия Как мы видели, современная Библия в одном из своих первых вариантов напечатана в конце XVI века по-славянски. Это - известное издание Ивана Федорова, так называемая

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Завоевание Америки в XV веке войсками Руси-Орды и Османии = Атамании Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб Обычная Библия и Библия Мормонов 1. Наша реконструкция и вводные замечания В библейской книге Бытие есть известный рассказ о всемирном потопе. Вот

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

8. Обычная Библия: Ной строит ковчег для плавания Библия мормонов: Невий строит корабль для плавания через океан Библия мормонов рассказывает далее, что, пройдя длинный путь, люди Невия-Ноя вышли на берег какого-то огромного моря. Рассказ о дальнейших событиях является

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

9. Обычная Библия: плавание Ноя по великим водам Библия мормонов: плавание Невия через великий океан Библия Мормонов говорит: «После того, как я, Нефий, закончил корабль по наставлениям Господа, мои братья увидели, что ОН БЫЛ ХОРОШ И ВЕСЬМА ПРОЧНОЙ РАБОТЫ, и потому они снова

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

автора

Глава II Отправная точка изобретения Гутенберга Типизация и технизация в дотипографском книжном деле Обучение чтению. Гравюра. 1490 г. Орнамент из рукописной книги КнигописецИдея тиража не могла возникнуть без некоторой типизации книжной продукции в допечатный период. В

Из книги Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе автора Варбанец Наталия Васильевна

Глава IV Хельмаспергеровский нотариальный акт Процесс Фуста против Гутенберга Сцена присяги и персонажи (внизу слева и справа) судебной процедуры Jacobus de Theramo. Belial. Магдебург, 1492 г. Рукописный колофон П. Шеффера. 1449 г.После четырех с половиной безвестных лет Гутенберг в

Из книги Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе автора Варбанец Наталия Васильевна

Глава V «Дело книг» Шрифты и издания Гутенберга Портрет Гутенберга из базельского издания 1578 г. Фрагмент 36-строчной Библии (слева). Фрагмент 42-строчной Библии (справа) Фрагмент индульгенции LI 31 (внизу)Отправной точкой для реконструкции типографской деятельности

Из книги Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе автора Варбанец Наталия Васильевна

Глава IX «Следы медведя» Идейный смысл подвига Гутенберга Сообщение А. Гельтхуса о месте могилы Гутенберга Майнц, 1499 г. Страшный суд. Разделение праведников и грешников. Jacobus de Theramo. Belial. Магдебург, 1492 г. «Сивиллина книга». Фрагмент о «Страшном суде» (сильно уменьшен).Вряд

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Последние материалы сайта