Что такое гедонизм определение. Гедонизм — это нормально или аморально

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Возникновение гедонизма в качестве психологического направления произошло еще на древнегреческих просторах. Принято считать, что основателем этого учения был философ Аристипп. Что же в действительности означает это понятие и кого можно считать гедонистом, рассмотрим далее.

Согласно многочисленным научным источникам, понятие гедонизма трактуется как этическое учение, которое определяет смысл жизни человека, сводящийся к постоянной тяге получать удовлетворение и разнообразные удовольствия практически от всего, что его окружает.

Это учение определяет безудержную радость, сладостное наслаждение, удовольствие как основную цель, побуждение к жизни и своеобразное доказательство моральности. Другими словами, согласно философии гедонизма, наивысшее благо для человека заключается в том, чтобы прожить беззаботную, простую жизнь, наполненную исключительно положительными эмоциями и лишенную всевозможных страдания и горя.

Суть гедонизма заключается в таком поведении человека, которое полностью направлено на получение удовольствия. При этом подразумевается как физическое, так и моральное наслаждение. Однако гораздо чаще гедонист пытается получать максимум удовольствия именно от физических занятий и материальных вещей.

Философская трактовка

Аристипп , являющийся родоначальником гедонизма, говорил о том, что душа каждого человека обладает двойственным характером: отчасти - это удовольствие, как проявление мягкости и нежности, а с другой стороны - отчаяние и боль в качестве резкости и грубости.

Так, Аристипп считал, что истинное счастье зависит от получения настоящего наслаждения от собственной жизни и избегания всевозможных неприятных ситуаций, другими словами - боли. Аристипп думал, что настоящее удовольствие реально получить именно при помощи физических вещей, то есть ощущаемых. К примеру, гедонист получает удовольствие от изысканных блюд и напитков, комфортной и красивой одежды, интимной близости с противоположным полом, горячего душа и прочих прелестей жизни.

А вот наслаждениям духовного уровня, получаемым, к примеру, от просмотра интересного шоу, посещения культурного мероприятия, прослушивания любимой музыки, наблюдения живописного пейзажа, Аристипп отдавал второстепенную роль, хотя, разумеется, признавал их довольно-таки значимыми.

Рассуждая о философии гедонизма, стоит непременно упомянуть такого знаменитого мыслителя, как Эпикур . Несмотря на то что он вовсе не являлся ярым защитником этого учения, во многом его научные воззрения похожи на этику гедонизма. Мировоззрение Эпикура именуется эвдемонизмом и определяет удовольствие как принцип успешной жизни. А главной целью эвдемонизма, по мнению философа, является окончательное избавление человека от боли, мучений и несчастья, а не только простое получение удовольствия.

Высочайшего удовлетворения, по утверждению Эпикура, можно достичь, полностью избавившись от всевозможных страданий и боли. То есть стать по-настоящему счастливым можно , если освободиться от разных тревог и ненужного беспокойства, а также в меру пользуясь земными благами.

В XVIII веке, когда царила эпоха абсолютизма, гедонизм стал важным жизненным принципом, которого старались придерживаться все аристократы того времени. Больше всего гедонистическим направлением прониклись французы этой эпохи. Но стоит сказать, что само понятие гедонизма в этот период ограничивалось по большей части стремлением получать самые простые удовольствия: физические наслаждения, которые зачастую воспринимались как безнравственность.

Возрождение многостороннего философского понятия «гедонизм» произошло уже в XIX столетии благодаря английскому юристу и мыслителю Джереми Бентам. Популярным Бентам стал за счет своей идеи утилитаризма. Это этическо-философское направление строится на нескольких главных постулатах:

  • смысл инициативности человека заключается в обретении истинного удовольствия и избавлении от всяческих мук;
  • наиболее важным критерием оценки любых явлений становится полезность самого человека и его труда для всего общества;
  • основной критерий нравственности - ориентир на обретение чувства счастья для максимального числа людей;
  • основным звеном развития человечества является постоянная тяга к увеличению пользы путем достижения гармонии общественных и личных интересов каждого человека индивидуально.

Другими словами, Джереми Бентам утверждал, что каждый человек должен обладать своеобразным «гедонистическим расчетом» даже в быту.

Гедонистический образ жизни

Но кого же все-таки можно назвать гедонистом, и как живет такой человек? Конечно же, в первую очередь это человек, который в течение всей своей жизни следует принципам гедонизма. Главной целью для такого человека становится получение разнообразных наслаждений и удовольствий. Гедонист - это человек, который всяческими способами старается уменьшить собственные страдания.

Все действия гедониста, как правило, направлены на то, чтобы по-настоящему наслаждаться жизнью именно в этот момент, при этом не обращая внимания на вполне вероятные негативные последствия его поступков в дальнейшем.

Полноценная жизнь , как думает гедонист, представляет собой совокупность приятных ощущений.

Если в данный момент что-либо доставляет истинное удовольствие гедонисту, он будет уделять этому занятию все свое время и внимание до тех пор, пока в его жизни не появится новое увлечение. Это тот человек, который не боится заводить новые увлекательные знакомства с целью любви и дружбы. Но как только возникшие отношения исчерпают себя и новизна из них исчезнет, гедонист моментально сменит их на новое увлечение. Учитывая то, что гедонист ценит исключительно свое настоящее, он даже ради минутного наслаждения способен совершать поступки, которые могут повлечь за собой весьма неприятные последствия.

Несомненно, еще одной особенностью гедониста является злоупотребление демонстративностью своего поведения и желание постоянно находиться в центре не только происходящих событий, но и всеобщего внимания. И некоторые факты лишь доказывают эту теорию:

  • в жизни любого гедониста чрезвычайно важную роль играет его внешний вид, без их внимания не обойдется ни одна тенденция в мире моды и красоты;
  • безусловно, именно гедонистам можно смело отдать роль законодателей моды;
  • зачастую как раз гедонисты становятся первооткрывателями новых, эпатажных, малоизвестных марок;
  • эти люди всегда готовы на смелые эксперименты - гедонисты совершенно не боятся экстравагантно одеваться, ярко краситься и совершать опрометчивые поступки.

Гедонистам свойственно импульсивное поведение, за счет чего они, обычно, чрезвычайно быстро делают покупки: такой человек буквально хватает с витрины первую понравившуюся ему вещь, которая отличается яркостью и непривычным стилем. Ведь внешний вид , ровно как и общий облик гедониста должен быть демонстрацией его главного жизненного девиза: «Я исключительный и достоин лишь всеобщего восхищения». Помимо этого, гедонисту крайне важно ощущать собственную привлекательность и уникальность.

Хорошо или плохо быть гедонистом

С одной стороны, гедонист частенько проявляет себя как настоящий эгоист, ведь прежде всего он заботится о своих выгодах, преимуществах и удобствах. С другой стороны, отчасти эгоизм присущ практически каждому человеку. Ведь в наше время людей, которые совершенно равнодушны к вопросам собственного комфорта, найти практически невозможно.

Наконец, что плохого в том, чтобы жить в свое удовольствие и заботиться о собственном удобстве? Важно только одно: вовремя отыскать тончайшую грань между невинным получением удовольствия и равнодушным отношением к другим людям, их интересам, достоинству и чести.

Видео

Из видео вы узнаете, что такое гедонизм.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

В 2017 году мало кому знакомы понятия гедонист, эпикуреец и сибарит. Если не углубляться в философию и психологию, эти слова так и останутся незнакомыми. Эти понятия уже спокойно считаются архаизмами (устаревшие слова) либо как минимум терминами, к использованию которых прибегают крайне редко. Прочитав статью, вы не только узнаете значение неизвестных слов, но и сможете понять, есть ли у вас что-то общее с этими понятиями.

Значение слова

Гедонист – человек, который живет ради получения удовольствия. Простыми словами, это тот, кто эгоистично заботится о собственном комфорте, удовольствии и благе. Такие люди не думают о завтрашнем дне и не беспокоятся о физических благах. Одним из таких был .

Гедонисту важно, чтобы чувство эстетического наслаждения и удовольствия его не покидало. Такие люди по собственной психологии живут «одним днем». Кроме того, гедонисты подвержены стрессовым факторам, если лишаются главного счастья – чувства удовлетворенности.

Философия и психология гедонизма

В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа - Аристипп и Эпикур.


Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.

В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.


Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.

Чем плох гедонизм

Казалось бы, что плохого в том, что человек постоянно стремится к благу и счастью? Все бы ничего, если бы это достигалось теми путями, которые не мешают остальным людям и обществу в целом. Однако гедонисты порою представляют угрозу окружающим и этим наживают немало врагов.

Теперь давайте задумаемся над тем, что счастье у каждого отдельного индивида – разное. На планете Земля 7 млрд. людей, и каждый получает удовольствие от конкретных вещей. Один счастлив после секса, другому нравится чувство эйфории от наркотиков, а некоторым приносит удовлетворение вкусная еда. Также большинство людей получают удовольствие от власти, денег и полномочий статуса. Кроме того, у подростков наблюдается игромания, когда компьютерная игра становится смыслом жизни.


Все это – не что иное, как форма гедонизма. Не верите? Подумайте сами. Наркоман употребляет наркотики, от чего получает удовлетворение в приступах эйфории. Зависимый не собирается отказываться от вредных веществ, аргументируя это тем, что препараты делают человека счастливым. Это ли не гедонизм? Аналогично и с другими случаями, к примеру, случайные сексуальные связи, переедание, превышение полномочий и властность.

В подобных случаях гедонисты открыто наживают врагов, не думая о последствиях. Обычные разговоры вряд ли помогут в решении этой проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи психолога и близких людей.

Никто не говорит, что стремление к высшим благам – неправильно. Но не забывайте, что гедонизм проявляется в паре с эгоизмом. А значит, окружающие при этом будут страдать.

Как выявить гедонизм

Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:

  • слабая сила воли;
  • стремление к благам с наименьшими усилиями;
  • невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
  • завышенная самооценка;
  • лень;
  • слабая способность самоконтроля.

Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.

Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.

Синонимы и антонимы

Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.

Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью. Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения. В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.


Эпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья. Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.


Эпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.

Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.


Эстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.

Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».


Аскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.

Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.

Гедонизм – это особый образ жизни, способ существования человека или больших групп людей. Особая экзистенция человека.

Суть гедонизма – в специфической иерархии ценностей. На вершине её находятся удовольствия (всё, что приятно и что можно потреблять без особого труда и усилий), физическое и материальное благополучие и комфорт. Остальные ценности вторичны.

Гедонизм – это ядро Западной культуры. Поскольку она сумела распространить своё влияние на весь мир, то и в масштабе всей Земли сейчас гедонизм – ведущий «бренд»: самый обычный, нормативный способ существования.

Основные черты современного гедонизма:

  1. бесконечное увеличение своего благосостояния как цель,
  2. личная свобода (свобода передвижения, например), понимаемая как основное право человеческой личности,
  3. безопасность и пацифизм, понимаемые как антагонисты опасности (любой) и войны (тоже любой), причём всегда нужно стремиться к миру и безопасности – и всегда избегать любой опасности,
  4. чем легче живётся человеку, чем комфортнее – тем лучше: в этом главное благо человека.

Это черты хорошо осознаваемые. Другой вопрос, а понимают ли современные люди их подлинный смысл – и подлинный смысл самого гедонизма. Если бы понимали, я не стал бы писать этот текст. Но они хорошо знают, что стремятся к миру (хотя и не осознают, почему), любят комфорт и т.п.

Однако есть не менее существенные черты гедонизма, о которых почти никто не догадывается. Пока я их называть не буду.

Большинство жителей т.н. «развитых» стран (имеется в виду экономическое и техническое развитие, отчасти – социальное (развитость основных социальных институтов)) – гедонисты. С их точки зрения, гедонизм – норма, а не патология. Это нечто вполне положительное.

Они понимают гедонизм как позитивную жизнерадостность и человечность. Противоположную мрачной бесчеловечности т.н. «тоталитаризма». Гедонизм, по их мнению, — это совершенно нормальное отношение к жизни образцово нормального развитого человека. Гедонизм очень полезен, способствует прогрессу и пр.

Этот текст – попытка ответить на вопрос, так ли это.

Портрет 1.

Одна моя знакомая – буду называть её Розой – выросла в благополучной современной семье. И отец, и мать хорошо зарабатывали. Роза – единственный их ребёнок.

Однако родители разошлись, когда ей было 14 лет. Т.е. она выросла в семье, где не было подлинной любви и дружбы.

Мама её, чтобы компенсировать ощущение одиночества при живом муже, страшно баловала дочь. Роза привыкла к тому, что мама создаёт для неё особый мирок эйфорических наслаждений и удовольствий. Ей нужно для сохранения этого детского рая только одно: всегда делать то, чего хочет мама.

Хотя внешне её мама, вроде бы, ведёт себя по отношению к дочери крайне самоотверженно и альтруистично, на самом деле она стремится полностью подчинить дочь себе: она деспотка и эгоистка в отношениях с ней. Ласка и забота даются не даром – а в обмен на полное подчинение.

В подростковом возрасте Роза стала красивой, у них с мамой постоянно начали вспыхивать скандалы. Когда Розе исполнилось 20 лет, её полюбил молодой человек, очень умный, интересный, из хорошей семьи. Он сделал предложение и повторял его неоднократно, но Роза говорила, что ей «рано выходить замуж»: она хочет ещё погулять на свободе.

Но в какой-то момент – совершенно неожиданно – согласилась. Они поженились. Мама Розы роскошно обставила их новую квартиру. Однако через 4 месяца после свадьбы Роза – тоже совершенно неожиданно – убежала от мужа к маме. Причину никто не мог понять.

Причина на самом деле была в том, что мама – сначала, устав от скандалов (характерных для зависимых инфантильных подростков), захотела отдохнуть от дочери, пожить одной, — и дочь, почувствовав это, как всегда сделала то, что хотела мама. Т.е. она «вышла замуж» не для того, чтобы создать свою семью, а чтобы угодить маме и дать той отдохнуть от себя. Сама она этого не осознавала, но это неважно. Таков был её подлинный главный мотив. Но потом мама отдохнула, и ей захотелось, чтобы дочь вернулась, т.к. тетешкать её, баловать и умиляться ей составляло одно из главных удовольствий в жизни. И дочь тут же вернулась к маме.

Ничего не понимая, её муж сходил с ума. В конце концов, это кончилось большим скандалом и разводом.

К 30 годам Роза ещё раз побывала замужем – и через год развелась. От этого второго брака (жениха нашла ей мама) у неё родился сын.

Мама в детстве всячески поощряла любовь Розы к книгам и «творческим занятиям» (маме льстило, что Роза такая талантливая), её учили играть на пианино, она даже сочиняла музыку. Профессию она выбрала весьма творческую, интересную, но трудную.

Однако в 28 лет, недолго поработав по специальности, она бросила свою профессию – и с тех пор работает в банке. Это не было связано с материальными трудностями. Это не было связано с тем, что у Розы что-то не получалось. Она способная, ей нравилась работа. Просто мама решила, что дочери мало платят.

Они с мамой построили роскошный дом в богатом квартале большого города, где они живут.

Сейчас Розе почти 50 лет. Работа у неё – мышиная возня. Она отнимает почти всё её время в будние дни. Но эта работа — денежная и лёгкая. Мужа у неё нет, семьи нет. Сына она растит так, как её растила мама. Она была игрушкой-развлекушкой для своей мамы – и ей тоже полагается биологически живая игрушка-развлекушка. Сейчас её сыну уже почти 20 лет. Разумеется, это глубоко инфантильный человек, не знавший подлинной любви и настоящих человеческих отношений, но вполне благополучный.

Роза довольна своей жизнью. Её соседом в богатом квартале случайно стал известный шахматист. В её представлении, это означает, что её жизненные достижения вполне сопоставимы с его жизненными достижениями, т.к. в её системе ценностей недвижимость – это мерило жизненного успеха.

У неё есть всё, что полагается иметь благополучному современному человеку: хорошая (т.е. лёгкая и высокооплачиваемая) работа, сын, дом, солидное положение (она не рядовой сотрудник банка), деньги.

На самом же деле Роза отказалась от всего, что придаёт смысл жизни и делает её счастливой. От любимого человека. От возможности иметь семью. От возможности иметь детей (а детей можно иметь только от любимого человека). От любимого дела. От права самостоятельно строить свою жизнь (фактически её построила за неё мама) и взрослеть (в 50 лет Роза более инфантильна, чем в 18).

Её жизнь совершенно пуста. Невозможно без ужаса думать о том, что она сделала со своей жизнью. Это духовное самоубийство. Но сама Роза, вполне успешно гедонизируя, считает свою жизнь успешной. Она ездит на знаменитые курорты. Она водит дорогую машину. Она довольна.

Именно тогда, когда человек умирает духовно (с Розой это случилось примерно к 30 годам), он начинает хорошо функционировать в современном обществе.

Кстати, все знакомые Розы, её подруги (хотя у неё нет настоящих подруг, но есть несколько более близкие знакомые) считает её совершенно нормальной и достойной женщиной.

Портрет 2.

Этого человека я буду называть настоящим именем.

Игорь Шпилёнок – известный фотограф дикой природы и экозащитник. Он снимает диких животных и пейзажи. Работает инспектором – простым, рядовым инспектором – в Кроноцком заповеднике на Камчатке. Это одно из самых диких мест на нашей планете.

Игорь Шпилёнок женат на любимой женщине, она, как и он, экозащитник, но не из России, а из США. Зовут её Лора Уильямс. Она давно живёт в России, в крошечной деревушке Чухраи, в заповеднике «Брянский лес», основанном её мужем. Игорь Шпилёнок был первым директором этого заповедника, в 27 лет. Сейчас ему 54 года, и он простой инспектор.

Почему? Он влюбился в Камчатку. Это была его мечта – работать там.

Живёт он в избушке, похожей на сарай. Там нет никаких удобств. Нужно топить печку, но вода в чайнике зимой всё равно к утру замерзает. Спать приходится в спальном мешке (такие спальные мешки туристы используют, когда спят на снегу). Воду он носит из реки: она недалеко – километрах в 5-ти от дома. Вокруг – ни живой души. Зато полно непуганых бурых медведей: самых опасных наземных хищников на нашей планете. Ежегодно на Камчатке от медведей гибнет немало людей. Даже в нужник (он, понятно, во дворе) Игорь Петрович не выходит без ружья. Не раз бывал на грани гибели.

На Камчатке он сделал множество великолепных снимков. Игорь Шпилёнок также и пишет. Его рассказы о дикой природе – не выдумка, а быль. Текст сопровождает снимки (именно так: не снимки иллюстрируют текст – а наоборот).

Он издал несколько книг: они, в основном, состоят из фотографий, но и рассказы его очень интересны.

Климат на Камчатке жуткий. Лета в иные годы нет вовсе. Постоянные метели зимой. Игорь Шпилёнок снимает в любую погоду.

Он счастливый человек. Хотя месяцами не видит жену и сыновей (их четверо, и все пошли по его стопам). Хотя живёт в кошмарных бытовых условиях. Но он каждый день занят любимым делом, в котором видит смысл, которому отдаёт себя.

Это странный образ жизни для современного человека. Известный, даже знаменитый человек (Живой журнал Игоря Шпилёнка имеет 200 000 подписчиков: ), он мог бы жить в любой столице мира. А живёт — в полуразвалившейся избушке, кое-как им самим починенной, и таскает воду из реки. А ему 54 года!

Но он не мазохист. Он очень жизнерадостный, весёлый и счастливый человек.

Портреты нужны, чтобы понятна была разница между гедонистом (это, разумеется, Роза) и нормальным человеком.

Гедонист никогда добровольно не станет жить в худших бытовых условиях, имея возможность выбрать лучшие. Он никогда не станет жить трудно, среди опасностей, имея возможность жить легко и безопасно.

Почему? Очень просто. ЖИЗНЬ ГЕДОНИСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ПУСТА И БЕССМЫСЛЕННА. Поэтому он, подобно нищему, у которого только и есть один медный грошик, ни за что не отдаст никому этот драгоценный грошик.

Именно в этом – суть гедонизма, его причина.

Гедонизм — это РАЗНОВИДНОСТЬ КОМПЕНСАТОРНОГО ПОВЕДЕНИЯ . Гедонист пытается удовольствиями и комфортом компенсировать, заглушить отсутствие смысла и человеческого счастья в своей жизни.

Тогда как нормальный человек (тот, который нашёл себя, занят любимым творческим делом, которому отдаёт всего себя; который создал настоящую семью, где царят любовь, дружба, сотрудничество и понимание) не боится никаких испытаний и комфорт для него не является никакой ценностью.

Нормальный человек не избегает опасностей всегда. И даже войны – не боится. Это не значит, что он милитарист. Но он не трус. А современные гедонисты стали пацифистами – из трусости. Если нужно, нормальный человек готов и воевать.

Игорь Шпилёнок, например, основав заповедник «Брянский лес» и став его директором, обрёк себя на многолетнюю войну с браконьерами. В него много раз стреляли.

Как видите, этот человек – пацифист в каком-то совершенно другом значении этого слова.

Безудержное стремление быть всё богаче, только усиливающееся с ростом материального благосостояния, – это тоже следствие пустоты и бессмысленности жизни. Так духовно разрушивший себя человек пытается компенсировать пустоту и бесцельность своего существования.

Теперь можно назвать неосознаваемые современными людьми особенности гедонизма.

  1. Он приводит к хронической фрустрации всех основных духовных потребностей подавляющего большинства людей, живущих в т.н. «развитых» странах. В США половина населения страдает депрессиями и неврозами. Благополучнейшая Швейцария – мировой лидер по самоубийствам среди молодёжи.
  2. Он приводит к разрушению человека: человеческие массы становятся инфантильными и ничтожными, беспомощными, несамостоятельными, не способными обходиться в жизни собственными силами.
  3. Работа отчуждается от человека (об этом писал ещё К.Маркс: это основная тема его размышлений), становится бессмысленной для него. Почти для всех людей в т.н. «благополучных» странах часы их работы – это время, вычеркнутое из жизни. Они работают, только чтобы поддержать своё существование.
  4. Люди совершенно перестали влиять на общественные процессы. Элиты управляют социумом с помощью психологического манипулирования и экономическими методами, без грубого насилия, но степень несвободы при этом только растёт.
  5. «Развитием» стало считаться развитие машин, некоторых прикладных наук, производства, финансовых и социальных институтов и экономики. Машины развиваются, денег всё больше – а люди деградируют. Это считается «прогрессом».
  6. Уничтожаются все творческие профессии. Подлинное искусство уже не нужно в этом обществе. Нужно только то, что можно продать. Но «продажное искусство» — это не искусство. Все искусства фальсифицируются, чтобы легко и выгодно можно было продавать бездарнейшие поделки, выдаваемые за шедевры.
  7. Вообще всё подлинное заменяется фальсификатами. Даже еда. Помню, как я был поражён, впервые попробовав кашу, приготовленную на открытом огне (на дровяной плите). Как удивился, когда в деревне меня угостили домашним творогом. То, что едят сейчас люди, даже нельзя назвать помоями: это хуже помоев. И так – во всём, во всех сферах жизни. Полноценное общение заменяют социальные сети и скайп. Книги подменяются телевизором и интернетом. Всё мельчает и разрушается.
  8. Рвутся человеческие связи, семьи становятся крошечными и постоянно распадаются. Люди бесконечно одиноки.

Гедонизм – это ГЛУБОЧАЙШАЯ ПАТОЛОГИЯ человека.

Нормальному же человеку свойственны:

— самоограничение: стремление подчинить свою жизнь Высокой Цели и готовность ради неё мириться со многими лишениями и трудностями,

— жажда не потреблять, а отдавать,

— потребность в Служении (Богу, Делу или людям),

— готовность идти на опасные и трудные дела,

— отношение к материальной стороне жизни как к средству, а не цели.

Такое отношение к жизни – естественно для человека.

Гедонизм же – это нечто искусственное.

Гедонизм взлелеян безумным Обществом Потребления для достижения своих специфических целей.

Гедонисты стремятся покупать-покупать-покупать – до бесконечности. Есть одна яхта – надо купить другую: дороже, роскошней. Есть один автомобиль – нужен другой: более дорогой. Есть дом – построю-ка ещё один, побольше.

Растёт потребление – растёт производство. Растёт прибыль.

Без безудержного потребления это общество не может существовать. Поэтому нужно свести людей с ума, лишить их жизнь всякого смысла – чтобы они компенсировали внутреннюю пустоту бессмысленным и безостановочным потреблением.

Человек, с его духовными потребностями: жаждой найти себя, своё предназначение, делать любимое дело и общаться с любимыми людьми, расти и развиваться, быть самостоятельным и взрослым — приносится в жертву.

Именно духовно мёртвый человек – это нормативный тип личности в современном обществе.

Бывали, конечно, времена и пострашней нынешнего. Эпидемии чумы, чудовищные войны, сопровождавшиеся массовым истреблением людей. Много чего плохого было прежде.

Нынешнее время – сравнительно вегетарианское.

Но настолько ничтожным – человечество никогда ещё не было. Никогда ещё жизнь людей не была настолько благополучной. Но и настолько пустой и бессмысленной она тоже ещё не была никогда.

Обычный первобытный человек в гораздо большей степени жил духовной жизнью, чем современной «офисный планктон».

Преступление против человечности, совершаемое ежедневно заправилами Общества Потребления, — не самое кровавое. Но по своим последствиям – самое страшное.

Я не знаю, проснутся ли когда-нибудь люди. Захотят ли жить по-человечески.

Но если это всё-таки случится, Общество Потребления будет восприниматься как кошмарный сон – сон разума, который рождает чудовищ.

Гедонизм – это безумие. Но сумасшедший – потому и безумен, что уверен в своей рациональности.

Он поймёт, что был сумасшедшим, только тогда, когда выздоровеет.

ГЕДОНИЗМ

ГЕДОНИЗМ

(греч. hedone - ) - этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Киренаики считали, что удовольствие является высшим благом и добиваться его следует любыми средствами. В этом отличались от Сократа, который, признавая удовольствия, трактовал его как того, что что-то делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий - дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Так же и Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть и не достойно предпочтения само по себе. Эти идеи получили в эвдемонизме Эпикура, который полагал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго - атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог". Однако разница между Г. и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на , а на удовольствие, а если и на добро, то ради удовольствия.
В христианской Средних веков идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражают Б. Спиноза, Дж. Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеции прямо выводят людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида; данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе. Лишь в произведениях де Сада удовольствия утверждается в чистом виде - в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С др. стороны, в Новое идеи Г. оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности - в другом), которые в конечном счете привели к кризису Г. как филос. мировоззрения. Относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа К. Маркс, З. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения, концептуально оформившие этот . Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической т.зр., удовольствие уже не может рассматриваться как универсальное начало поведения общественного индивида, тем более если идет о нравственности. Мур же показал, что Г., утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный принцип.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ГЕДОНИЗМ

(от греч. - ) , этич. , утверждающая наслаждение как высшее благо и человеч. поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как осн. движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологич. натурализма. Как принцип Г. противоположен аскетизму.

В Др. Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э. ) , видевший высшее благо в достижении чувств. удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм) , где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия) . Гедонистич. получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этич. теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, франц. материалисты 18 в. в борьбе против религ. понимания нравственности часто прибегали к гедонистич. истолкованию морали. Наиболее полное принцип Г. получил в этич. теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль) . Идеи Г. разделяют и некоторые совр. бурж. философы - Дж. Санта-яна, М. Шлик, Д. Дрейк и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистич. и внеисторич. человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеч. поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 418-20; Гом-перц Г., Жизнепонимание греч. философов и внутр. свободы, пер. с нем. , СПБ , 1912.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ГЕДОНИЗМ

(от греч. hedone – удовольствие)

этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как , цель или всего нравственного поведения. Гедонист – тот, кого мы называем «сластеной». Это направление было основано Аристиппом из Кирены (поэтому также называется философией киренаиков). Наше есть ; если последнее является мягким, возникает удовольствия, если движение резкое, возникает чувство неудовольствия. Добродетель – наслаждаться, но только образованный, проницательный, мудрый умеет правильно наслаждаться; он не следует слепо за каждой возникающей прихотью и если наслаждается, то не отдается наслаждению, а стоит над ним, владеет им. Др. гедонисты определяли высшее благо как веселый (душевный склад), радость общения с людьми или просто как свободу от неудовольствия и боли. Гедонистами были Гельвеции и Ламетри.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ГЕДОНИЗМ

(от греч. ἡδονή – наслаждение) – учение в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению – принципом поведения. От Г. необходимо отличать , признающий основой нравственности стремление к счастью. Г. получил широкое распространение уже в др.-греч. философии. Киренаики (см. Киренская школа), объявляя наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении. Наоборот, Эпикур рассматривал проблему меры наслаждений, указывая, что чрезмерные чувств. удовольствия приводят к пресыщению и даже переходят в . Эпикур полагал, что безмятежность и от страха перед богами и смертью обеспечивают спокойную жизнь, наполненную разумными чувств. и духовными удовольствиями. В ср.-век. этике наслаждение считалось грехом, а благом – блаженство, достижение к-рого возможно лишь путем аскетич. отречения от всех земных удовольствий.

Дальнейшее развитие гедонистич. учения получили в эпоху Возрождения, когда против феод.-церк. аскетизма формировалась гуманистич. , провозгласившая на естественные, приобретенные от природы и склонности человека, В трактатах "О наслаждении, как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431) Л. Валла и "Введение в науку о морали" ("Isagogicon moralis disciplinae", 1470) Бруни-Аретино, направленных против религ. учения о греховности плоти, возрождается Эпикура, к-рой придается чувств. характер, и получают выражение принципы бурж. индивидуализма. На гедонистич. мораль гуманистов Возрождения в значит. степени опиралась этич. эгоизма материалистов-просветителей 18 в. (Гольбах , Гельвеции).

С критикой Г. выступил Кант, считая его учением, основанным не на внутр. велениях разума, а на чуждых разуму чувств. побуждениях. В противовес этому, утилитаризма (Бентам , Дж. С. Милль) связала наслаждение с пользой. Дальнейшее развитие Г. обусловлено развитием индивидуализма в бурж. морали. Обществ. принципам морали противопоставляется благо отд. личности и ее право на наслаждение любой ценой, вплоть до аморализма. Так, англ. этик Г. Уильяме в соч. "Гедонизм, и жестокость" (G. Williams, Hedonism, conflict and cruelty, "J. Philos.", 1950, v. 47, November) провозгласил моральное право на истязание людей ради наслаждения отд. личности. Науч. "философии наслаждения" была дана Марксом и Энгельсом в "Немецкой идеологии" (1845–46). Классики марксизма, указывая на классовую обусловленность форм наслаждения, отрицали за философией Г. право быть "жизнепониманием" общества в целом. В бурж. обществе наслаждение противоположно труду, к-рый связан с лишениями, политической и моральной зависимостью трудящегося от эксплуататора. Буржуазные абстрагируют теорию наслаждения от условий жизни индивидов, превращают ее тем самым в лицемерную моральную доктрину (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 418).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая , Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955 (гл. "Мое самонаслаждение"); Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, с. 68, 88; Watson J., Hedonistic theories from Aristippus to Spencer, Glasgow–N. Y., 1895; Gоmperz H., Kritik des Hedonismus, Stuttgart, 1898; Duboc J., Die Lust als sozialethisches Entwicklungsprinzip, Lpz., 1900; Balicki Z., Hedonism jako punkt wyjścia etyki, Warsz., 1900; Rockhardt (Keis J.), Die absoluten Gesetze des Glücks, Geisenfeld, .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ГЕДОНИЗМ

ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή- удовольствие)- тип этических учений, а также нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения ( понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты, с - в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является абсолютной ценностью, гедонизм оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Различают “эгоистический гедонизм” (теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий) и “универсалистский гедонизм” (когда удовольствие как счастье является конечной целью действий).

Аристипп, вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями (по их источнику), однако принимал во наслаждение, которое может быть достигнуто в данный , и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Гедонизм смягчается в учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм. Таков гедонизм Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее-состояние атараксии. Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения. В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Дж. Боккаччо, Л. Бруни, Л. Валла, Ф. Петрарка, К. Раймонди), да и то по преимуществу только в его мягкой эпикурейской версии.

В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происходят существенные трансформации. Эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеций, так же, как и Б. Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию трактуется как , используемое воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция ставится в от правильно понятого интереса (см. Разумный эгоизм). Данная линия в новоевропейской моральной философии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Эта идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная. По этой же линии развивались идеи либерализма-течения мысли, покоящегося на адекватном и последовательном обосновании автономии индивида-как личности и гражданина. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде-именно как принцип гедонического умонастроения и практики, в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. Т. о., хотя идеи гедонизма и были воплощены в большинстве учений, они одновременно оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

К. Маркс, 3. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения об удовольствии как практическиповеденческом и объяснительно-теоретическом принципе, которые концептуально оформили этот кризис. Так, в марксизме-в порядке социально-философской критики гедонизма-было показано, что наслаждения и страдания являются функцией от действительных социальных отношений людей. Благодаря психоанализу с его детальным изучением бессознательной мотивации и формирования характера человека, вниманием к технике наблюдения кардинально меняется положение в исследовании удовольствий. Фрейд с психологической точки зрения доказал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида, тем более (что было акцентировано последователями Фрейда) если речь идет о нравственных основаниях поведения. Мур, критикуя Милля и Сиджвика, показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплотил в себе натуралистическую ошибку. В частности, в гедонизме, как , смешиваются понятия “желание” и “достойное желания”, средство достижения блага и то, что является частью искомого блага, удовольствие и сознание удовольствия; привнесение в гедонистическое рассуждение критериев рациональности неявно устанавливает предел удовольствию и тем самым разрушает гедонизма как концепции, утверждающей абсолютность ценности удовольствия. В свете такой критики гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип и переместился в сферу “моральной идеологии” и в практику. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, напр. психологии или теории потребления.

Лит.: МурДж. Э. Принципы этики. М., 1984, с. 125-85; Sidgwick H. The Methods of Ethics. Cambr., 1981; Gosling J. С. В., TaylorC. C. W. The Greeks on Pleasure. Oxf., 1982.

P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГЕДОНИЗМ" в других словарях:

    - (греч., от hedone наслаждение). Система греч. философа Аристиппа, считавшего чувственные наслаждения высшим благом людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕДОНИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

    Гедонизм - (гр. hedone – көңілділік, рахаттану) – адам тіршілігі рахаттарға ұмтылып, азаптардан қашудан тұрады деп қарастыратын философиялық этикалық принцип және моральдің критерийі. Гедонизмнің философиялық астарын (подпочва) игіліктің (благо)… … Философиялық терминдердің сөздігі

2-Я ЧАСТЬ КУРСА – «КОМПОНЕНТЫ СЧАСТЬЯ»

ГЛАВА 2.6

2.6 ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОГРАНИЧЕНИЯ

Гедонистический образ жизни приятен, доставляет радость душе и телу. Но его главным ограничением является привыкание. Ощущение счастья при первом получении какого-либо удовольствия очень высокое. Но при многократных повторах происходит привыкание, и ощущение счастья может смениться нейтральным отношением.

То же самое и с приобретениями новых товаров. Вначале радует каждая покупка. Затем – меньше и меньше. Например, если человек зацикливается на получении удовольствия от приобретений материальных благ, то ему требуется делать всё более и более дорогие покупки, чтобы продолжать ощущать счастье. Порог получения удовольствия растет.

Возникает гедонистический парадокс: денег и сил на наслаждения тратится всё больше, а само удовольствие всё меньше и меньше.

Чтобы избежать этого парадокса психологи обычно рекомендуют:

1. Сделать удовольствия одного и того же вида нечастыми;

2. Стараться получать удовольствие в большей мере от «духовного», чем от материального. Тупому, но легкому удовольствию нужно предпочитать напряженную, но увлекательную деятельность.

Кроме того, как упоминалось ранее:

3. Чем более развит человек, тем меньше у него остается времени на удовольствия;

4. Чем более развит человек, тем то, что приносит ему удовольствие, должно быть сложнее, более высокого уровня. И тем меньше его устраивают «простые удовольствия».

Т.е. мы видим здесь два фактора, мешающих вести гедонистический образ жизни – нехватка времени и недостаточное удовлетворение от «простых» удовольствий. И чем более развит человек, тем эти факторы ощутимее.

Кроме того, чем человек более развит, тем больше он на своей работе занимается чем-то «духовным». И это утомляет его так, что вряд ли ему в качестве удовольствия и отдыха захочется опять «духовного». «Приключений маловато... Всё разговоры, разговоры...», - сказали Стругацкие в «Понедельнике».

Но «приключения тела» нравятся всем, а не только работникам умственного труда. Значит, для более развитых личностей важен не сам факт получения «приключений тела», а изощрённость, детали этого «приключения».

Кроме того, чем человек менее развит, тем более вероятно, что он предпочтёт именно тупое, но легкое удовольствие вместо напряженной деятельности с сомнительной увлекательностью.

И в итоге получается, что:

Если у вас избыток свободного времени,

то вы сможете получать больше удовольствия от жизни, если займётесь какой-либо длительной, интеллектуально или духовно напряженной деятельностью. Например, созданием компьютерных слайд-шоу о жизни своей семьи. Или, например, живописью / фотографией. Но это длительное творческое развлечение стоит разбавлять короткими эмоциональными развлечениями-разрядками;

А если у вас недостаток свободного времени,

то вам больше подойдут короткие, но бурные эмоциональные «встряски». Не важно, бурный секс, футбол, или спуск на горных лыжах – что вам больше нравится. Причем именно при нехватке времени очень важно чередование разных видов таких развлечений.

Такая жизнь будет намного «вкуснее», создаст ощущение насыщенности эмоциями и «приключениями» разных видов.

Итак, главными факторами, определяющими и ограничивающими гедонистический образ жизни человека являются наличие у него свободного времени и уровень его развития. И выбирать удовольствия для себя стоит исходя именно из этих соображений.

Наиболее кратко гедонистический подход к жизни формулируется так:

САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ К СЧАСТЬЮ - ЭТО ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ ЖИЗНИ .

Или ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ УДОВОЛЬСТВИЯМИ, ЯВЛЯЕТСЯ СЧАСТЛИВОЙ .

И еще: ЛЮБОЕ ДЕЛО, ДОВЕДЕННОЕ ДО ИЗЛИШЕСТВА - ЭТО ПЛОХО. Не важно, что это - работа, сон, еда, секс или что-либо ещё.

Последние материалы сайта