Гесиод басня о соловье и ястребе читать

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Гесиод. Работы и дни

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Гесиод. Работы и дни
Рубрика (тематическая категория) Литература

Задание II

Эзоп. Соловей и ястреб

Гесиод. Работы и дни

Сделайте анализ отрывка из поэмы Гесиода и басни Эзопа: как поэт интерпретирует басню Эзопа в поэме, какой смысл вкладывает с помощью басни в художественную структуру поэмы?

Басню теперь расскажу я царям, как они ни разумны.

Вот что однажды сказал соловью пестроглазому ястреб,

Когти вонзивши в него и неся его в тучах высоких.

Жалко пищал соловей, пронзенный кривыми когтями,

Тот же властительно с речью такою к нему обратился:

ʼʼЧто ты, несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее

Как ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно,

И пообедать могу я тобой, и пустить на свободу.

210 Разума тот не имеет, кто мериться хочет с сильнейшим:

Не победит он его - к униженью лишь горе прибавит!ʼʼ ...

Сами цари, поразмыслите вы о возмездии этом.

Близко повсюду меж нас пребывают бессмертные боги

250 И наблюдают за теми людьми, кто своим кривосудьем,

Кару презревши богов, разоренье друг другу приносит.

Посланы Зевсом на землю-кормилицу три мириады

Стражей бессмертных. Людей земнородных они охраняют,

Правых и злых человеческих дел соглядатаи, бродят

По миру всюду они, облеченные мглою туманной.

Есть еще дева великая Дике, рожденная Зевсом,

Славная, чтимая всœеми богами, жильцами Олимпа.

В случае если неправедным деяньем ее оскорбят и обидят,

Подле родителя-Зевса немедля садится богиня

И о неправде людской сообщает ему. И страдает

Целый народ за несчастье царей, злоумышленно правду

Неправосудьем своим от прямого пути отклонивших.

И берегитесь, цари-дароярцы, чтоб так не случилось!

Правду блюдите в решеньях и думать забудьте о кривде.

Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил...

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: он чересчур мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и, в случае если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: ʼʼСовсœем бы я ума решился, в случае если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видатьʼʼ.

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

(Эзоп. Басни. Пер.
Размещено на реф.рф
М.Л. Гаспарова. М., 2003, с. 135)

Укажите: а) черты эпического стиля в данном примере; б) каким видится автору образ Зевса?

… Перс! Хорошенько запомни душою внимательной вот что:

Ибо такой для людей установлен закон Громовержцем:

Звери, крылатые птицы и рыбы, пощады не зная,

Пусть поедают друг друга: сердца их не ведают правды.

Людям же правду Кронид даровал - высочайшее благо.

280 В случае если кто, истину зная, правдиво дает показанья -

Счастье тому посылает Кронион широкоглядящий.

Кто ж в показаньях с намереньем лжет и неправо

клянется,

Тот, справедливость разя, самого себя ранит жестоко.

Жалким, ничтожным у мужа такого бывает потомство;

А доброклятвенный муж и потомков оставит хороших.

С доброю целью тебе говорю я, о Перс безрассудный!

Зло натворить сколько хочешь - весьма немудренное дело.

Пусть не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.

Но добродетель от нас отделили бессмертные боги

290 Тягостным потом: крута͵ высока и длинна к ней дорога,

И трудновата вначале. Но если достигнешь вершины,

Легкою и ровною станет дорога, тяжелая прежде...

Гесиод. Работы и дни - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гесиод. Работы и дни" 2017, 2018.

56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера ............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос Глава V. Простейшие формы лирической поэзии Глава IX. Эсхил Глава X. Время Софокла и Эврипида Глава XVI. Расцвет ораторского искусства Глава XIX. Литература эллинизма Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

101

5. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭПОС И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ. ГЕСИОД И ЕГО ВРЕМЯ

102
видно, занимался торговлей, но не добился своей цели и, «избегая злой бедности, какую Зевс дает людям», переселился в Аскру близ горы Геликона - «лютую в зимы и тяжкую летом, недобрую вечно» («Труды и Дни», 633-640). Происхождением Гесиода и объясняется, почему он, житель Беотии, создал свои поэмы на языке ионийских аэдов, и сам он рассказывает о своем выступлении в качестве аэда («Труды и Дни», 654-659).
Отец Гесиода, умирая, оставил после себя наследство двум сыновьям - Гесиоду и Персу. Но Перс подкупил судей - «царей», как по гомеровскому образцу называет Гесиод старейшин местных аристократических родов, и они вынесли несправедливое решение, отдав все наследство Персу. Гесиод, оставшись без средств к жизни, стал усердно работать и не только спасся от нужды, но и скопил состояние. Из поэмы видно, что он владел участком земли и обрабатывал его сам с помощью нескольких рабов и наемных батраков. Перс же скоро растратил полученное без труда богатство и должен был обратиться за помощью к брату, но тот сурово встретил его и напутствовал только советом о необходимости трудиться («Труды и Дни», 396-400). Эти нравоучения и составляют основную часть поэмы. Проблема богатства и бедности поставлена тут со всей остротой.
Личные переживания дали Гесиоду основу для поэмы «Труды и Дни». Обездоленный братом, он выбился из нужды личным трудом и на собственном опыте убедился в значении труда, который приносит человеку богатство: «Ведь состоянье бывает душою у смертных несчастных» (686). Богатый и бедный чувствуют себя совершенно по-разному: бедность убивает личность в человеке, богатство дает ему смелость. «Стыд, - говорит Гесиод, - за убожеством следом идет, за богатством же смелость» (319).
Общество, с точки зрения Гесиода, представляет собою два класса - царей и пастухов. «Цари» - это знать, они же и богатые: они блистают среди смертных и почитаются как боги, творят суд и расправу и со сладкими речами выступают на сходках, смиряя всякие споры («Феогония», 80-93), но они запятнали себя неправдой и лихоимством-это «цари-дароядцы» («Труды и Дни», 39). Другой класс - пастухи и ремесленники. Гесиод нигде не упоминает крестьян, но о земледельческом хозяйстве говорит на протяжении всей поэмы. Симпатии его всецело на стороне земледельцев. К ремесленникам он относится с некоторой подозрительностью. Гесиод представляет Прометея как образец хитрости ремесленника. В обеих своих поэмах он выводит его в виде богоборца. Прометей обманул Зевса при жертвоприношении в Меконе («Феогония», 535-560) и украл огонь («Феогония», 565-569; «Труды и Дни», 48-58). За это расплачиваться пришлось людям, да и сам Прометей жестоко пострадал («Феогония», 520-531; 613-616). Никак не выделяет Гесиод рабов, но вся его хозяйственная система имеет определенно выраженную рабовладельческую основу («Труды и Дни», 459, 470, 597, 608).
Всюду в жизни Гесиод видит борьбу, которая является величайшим злом, источником всяких бедствий, но часто она превращается в полезное соревнование.
103

Взглянет один на другого, и сам потрудиться захочет,
Видя богатство того, кто с усердием пашет и сеет
Или хозяйство заводит. Сосед соревнует соседу,
Раз тот достигнет богатства; полезен спор этот для смертных.
(«Труды и Дни», 21-24)

Наблюдение над окружающей жизнью наводит его на Пессимистические мысли:

Тысячи бедствий жестоких витают повсюду средь смертных;
Злом и земля переполнена вся, и все море полно им.
(«Труды и Дни», 100-101)

Стараясь объяснить происхождение несчастий человеческого рода, Гесиод приводит сказку о том, как Зевс, желая погубить людей, послал на землю обаятельную женщину Пандору с сосудом, из которого вылетели все бедствия - осталась им только Надежда (70-98). Эта же мысль проходит и в рассказе о пяти веках (109-201). После полного счастья, которым люди наслаждались в течение золотого века, когда они жили, как боги, и когда земля давала им все в изобилии и без труда, наступило постепенное ухудшение - серебряный и медный века. После кратковременного улучшения в век героев наступил, наконец, пятый век - железный, век насилия и неправды: это - время самого поэта, и он делает вывод, что лучше было бы вовсе не жить в этот ужасный век. В связи с этим Гесиод в назидание современникам приводит басню о Соловье и Ястребе (первая известная нам басня).

Басню теперь я царям расскажу, хоть они и разумны.
Вот что однажды сказал Соловью пестрошейному Ястреб -
Нес он его высоко в облаках, обхвативши когтями.
Жалобно плакался пленник, язвимый кривыми когтями.
Ястреб же молвил надменно в ответ ему слово такое:
«Глупый, о чем же кричишь ты? ведь держит тебя много лучший.
Будешь ты там, куда я понесу, хоть певец ты отличный.
Съем тебя, коль захочу, а могу отпустить и на волю.
Тот неразумен, кто с более сильным захочет тягаться;
Не достигает победы, позор лишь да горе потерпит».
Так быстролетный тот Ястреб сказал, простирающий крылья.
(«Труды и Дни», 202-212)

В этой басне аллегорически изображаются современные поэту социальные отношения. «Цари», т. е. аристократы, держат в своих руках всю власть. Незнатный, хотя бы и дельный, способный и даже талантливый человек слаб, так как находится в полной зависимости от сильного. Мы видим, что в этих словах звучит уже негодование поэта, который на себе испытал силу «царей». Мы вспоминаем сцену с Ферситом у Гомера. Там была лишь слабая попытка протеста против произвола знати, и поэт представил ее в комическом виде, так как отражал точку зрения правящей группы. Гесиод же прямо заявляет протест против существующего порядка. Этот факт лучше всего свидетельствует о том, насколько изменились социальные взаимоотношения.
Многие рассуждения Гесиода носят пессимистический характер, однако пессимизм поэта не представляется безнадежным. Он верит

104

в богов и находит твердую опору в труде. Царству неправды и насилия Гесиод противопоставляет высокий идеал Правды и посвящает целый раздел ее прославлению.

Ты же, о Перс, хорошенько прими это к сердцу и помни:
Голосу Правды внимай, о насилье забудь совершенно.
(«Труды и Дни», 274-275)

Самыми привлекательными чертами изображает он счастье и благоденствие людей в государстве, где правители соблюдают Правду (225-237). Даже среди бедствий железного века он открывает черты добра и верит, что Зевс положит конец злодеяниям. В этой вере его обнадеживает то, что 30 тысяч стражей Зевса, в том числе дочь Зевса - Правда (248-264), витают среди людей и охраняют их от неправды.
Из наставлений неразумному Персу выясняются взгляды Гесиода на добродетель и труд. Он возводит их в категорию законов, предначертанных людям богами.

Блага желая тебе, я скажу это, Перс безрассудный:
Можно порочность легко приобресть хоть в большом изобильи.
Легкий ведет к тому путь, и живет она близко отсюда.
Пред добродетелью ж боги бессмертные труд положили
В поте лица, и далекий к ней путь по крутому подъему,
Да и суровый сперва; но когда ты дойдешь до вершины,
Станет легка добродетель, столь трудная в самом начале.
(«Труды и Дни», 286-292)

Развивая мысль о необходимости труда, Гесиод показывает, как от труда приходит и богатство.

Помни же ты ежечасно завет этот мой и трудися,
Перс, о божественный отпрыск, чтоб голод тебя ненавидел,
Но чтоб Деметра любила прекрасновенчанная вечно,
Чтимая всеми, и житницу хлебом твою наполняла.
Пусть тебе будет любезно труды свои скромные делать,
Чтоб у тебя были полны все житницы вызревшим хлебом.
Все от трудов своих люди - и скот, и богатство - имеют,
Да и бессмертным, трудясь, они много любезней бывают.
Труд никакой не позорен, позорна одна только праздность.
(«Труды и Дни», 298-311)

Поэма Гесиода дает нам живую картину жизни в его стране. В земледельческой стране, какой была Беотия, труд представляется ему именно как земледельческий. Обычно Гесиода представляют как крестьянина. Однако его умственный кругозор и имущественное состояние показывают, что он был мелким землевладельцем, который имел целое хозяйство с небольшим количеством рабов и даже наемными батраками. Но в отсталой в хозяйственном отношении Беотии сам хозяин еще берется за плуг и идет за волами, а в зимнюю пору починяет свой инвентарь,
Для характеристики экономических отношений эпохи чрезвычайно показательно то, что в семейном быту поэт советует иметь только одного сына, так как лишь при таком условии можно приумножить состояние, а если их будет несколько, придется наследство делить (376-380). Он дает практические наставления - ни у кого не одол-

105
жаться, так как это обязывает в свою очередь давать взаймы (395, 401, 408), поддерживать добрые отношения с соседями, поскольку от них можно ждать поддержки в трудном положении (342-345) и т. д. Все показывает в нем мелкого собственника, который упорным трудом сколачивает себе состояние.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. - 5-е изд. - М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.

? Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая? А может быть, в баснях ПОХОЖИЕ ИСТОРИИ? ОБЩАЯ МЫСЛЬ? Какая же это мысль? В какой части басни она сформулирована?

В этой и предыдущей баснях Эзопа общая мысль, которая сформулирована в последних двух строчках каждой басни и является выводом из всей басни. Это строчки из басни «Соловей и Ястреб»: «Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют» и строчки из басни «Рыбак и Рыбёшка» – «Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем».

Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное ПОСТРОЕНИЕ: состоят из двух частей?

Обе басни состоят из двух частей. С помощью плаката Летучей Мыши мы выясним, что основная часть басни называется повествованием, а вывод – моралью.

? Найди обе части в басне «Соловей и ястреб». Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?

Мораль басни выражает точку зрения Ястреба.

Заметил(а) ли ты, что история, рассказанная в басне, — это история о животных, а вывод, который из неё делается, — касается людей?

Этот вопрос обращает внимание на такую важную особенность басни: её повествование – это история о животных, а вывод, который из нее делается, касается людей.

? Чем похожа эта басня на сказку о животных и чем от неё отличается?

В этой басне герои – животные, как и в сказке о животных. Но басня отличается от последней по построению: сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и связана с жизнью людей.

Прочитай пословицы:

1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2. Лучше телёнок в хлеву, чем корова за горой.
3. Осторожного коня и зверь не берёт.
4. Не доглядишь оком, заплатишь боком.
5. Кто всегда бережётся, тот никогда не ожжётся.

? Выбери пословицы, которые близки по смыслу морали басни «Соловей и ястреб». А можно ли использовать в качестве морали другие пословицы? Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?
Какая мораль, с твоей точки зрения, является более человечной?

Выберем пословицы, которым близка по смыслу мораль басни. Это пословицы 1 и 2.

Последние материалы сайта