Икона умягчение злых сердец с м. Чем знаменита икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

01.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

С начала зарождения иконографии, великим творцам художественно-графического искусства удавалось по-разному изобразить главных героев священной библии. Однако художественный образ иконы «Умягчение злых сердец» имеет особый графический замысел, детали которого обладают выделяющейся неповторимостью.

В отличии от традиционного образа Богоматери с ребенком, который широко известен русско-православному обществу, на священном полотне Умиление злых сердец почитаемая всеми мать Иисуса Христа запечатлена вместе с пронзающими её тело острыми кинжалами.

История иконы

В настоящее время, о происхождении святыни мало что известно, и на этот счет многие ученые выдвигают самые разные точки зрения. Среди них есть одна весьма распространенная, согласно которой мироточивая икона «Умягчение злых сердец» была создана иностранными католическими верующими, которые впоследствии решили добровольно её передать древнерусскому государству.

Придание гласит, что как-то раз, одному крепостному крестьянину довелось переживать весьма нелегкие времена, сопровождающие его жизнь проявлением непрекращающихся болей. И однажды ночью, пребывая в глубоком сновидении, старец услышал странный голос, который не переставая, доносился с разных сторон комнаты. Он говорил о старинном храме Иоанна Богослова и его колокольни. Именно там находилась икона Богородицы «Умягчение злых сердец», способная помочь крестьянину ликвидировать неприятный и терроризирующий его недуг. Однако её полотно предстояло отыскать среди многочисленных святынь, которые хранились от посторонних глаз в специально отведенном месте. Обнаружив икону Умягчение прямо внутри колокольни, крестьянин помолился и сразу же исцелился.

Многие православные верующие, для того, чтобы почтить память и помолиться перед иконой Божьей Матери «Умягчение злых сердец», в воскресные дни отправляются в Москву. Поскольку на территории столицы возведен прекрасный храм Михаила Архангела, где сейчас и находится икона эта икона. Другие её точные списки можно встретить, посетив храм Святого Лазаря, расположенный в Волгограде или же в Подмосковье внутри храма Божьей Матери.

Характеристика образа

Нарисованные кинжалы, впивающиеся в плоть Богородицы, наглядно символизируют проявление злободневных, аморальных и противоправных поступков, которые привыкли постоянно совершать некоторые люди, исходя из своих собственных корыстных целей. И все эти грешные деяния, совершаемые время от времени разными представителями общества, травмируют ни в чем не виноватую Деву Марию, которая от этого продолжает страдать все сильнее и сильнее.

При этом точное количество данного оружия, представленное на полотне Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», является отражением самых страшных смертельных грехов, которые продолжают совершаться и в настоящее время. К ним относятся следующие деяния:

  • гнев и агрессия;
  • зависть;
  • обжорство(чревоугодие);
  • измена;
  • печаль или уныние;
  • алчность;
  • гордыня.

Единственный путь на спасение живой человеческой души от её нечестивого злодеяния является покаяние перед Господом Богом. Именно к нему и призывает священный образ Божией матери, который изображен на мироточивой иконе Умягчение злых сердец.

Православным верующим необходимо помнить, что такие библейские композиции как «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» отличаются между собой расположением кинжалов на изображении. В первом варианте, их можно увидеть впивающимися в сердце Богоматери с трех сторон, включая нижнюю. А у святыни Семистрельная, кинжалы распределены лишь по бокам.

В чем помогает икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец»

С давних времен, икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» имеет крайне важное значение для всех религиозно верующих граждан. Она помогает людям наладить отношение между друг другом и предотвратить самые неблагоприятные последствия между супругами, детьми и близкими людьми.

Данная святыня особенно почитаема в день её ежегодного празднования, который принято отмечать 26 августа, А также в Неделю Всех святых.

Молитва иконе «Умягчение злых сердец»

Текст молитвы для иконы «Усмирение злых сердец» звучит следующим образом:

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков.

О кто не ублажит Тя, Дево Благодатная, кто не воспоет Твое милосердие к роду человеческому. Тебе молимся, Тебя просим, не остави нас во зле погибающих, раствори любовию сердца наши и ко врагам нашим пошли стрелу Свою, да уязвляет сердца наши миром к гонящим нас. Аще мир нас ненавидит - Ты простри любовь Свою к нам, аще мир нас гонит - Ты приими нас, подаждь нам Благодатную силу терпения - без ропота перенести испытания в мире сем бываемая. О, Госпоже! Умягчи сердца злых человеков, восстающих на нас, да не погибнут сердца их во зле, - но умоли, Благодатная, Сына Твоего и Бога нашего, да умирит сердца их миром, дьявол же - отец злобы - да посрамится! Мы же, воспевая милосердие Твое к нам, злым, непотребным, воспоем Ти, о Пречудная Госпоже Дево Благодатная, услыши нас в час сей, сокрушенныя сердца имущих, огради нас с миром и любовию друг ко другу и ко врагам нашим, искорени от нас всякую злобу и вражду, да воспоем Тебе и Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу нашему: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

26 августа и в Неделю Всех святых православные христиане почитают чудотворную икону Божией Матери.

Празднование иконам «Симеоново проречение» и «Семистрельная» совершается 13/26 августа, а также 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых — в девятое воскресенье после Пасхи, первое после Святой Троицы.

Матери «Умягчение злых сердец». Другое название этого образа - Семистрельная. На ней изобразили Богородицу, пронзенную семью стрелами. От этого и такое название.

Эта икона хранится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной, что неподалеку от Вологды. Но перед тем долгое время икона находилась на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, также недалеко от города Вологда. Тогда она лежала святым образом вниз, поэтому служила простой доской, по которой ходили звонари. И долго она бы так пролежала, но, согласно легенде, некий житель города Кадникова заболел. Он долго лечился, но ни один врач не смог его исцелить. Он обратился с молитвами к Пресвятой Богородице. В первую же ночь ему было видение, в нем небесный голос повелел крестьянину найти на колокольне данную икону Божьей Матери и обратиться к ней с молитвами. Святой лик отыскали, вычистили, отслужили перед ним, как полагается, молебен. Вскоре этот человек выздоровел полностью.
Это было самое первое исцеление, которое принесла икона. Но больше всего этот образ прославился в 1830 году. В городе Вологда разрасталась эпидемия холеры. Эта беда заставила жителей города обратиться с молитвами к иконе Семистрельной Божьей Матери. Чудотворный облик «Умягчение злых сердец» обнесли крестным ходом вокруг города. Как говорит легенда, именно после этого масштабы эпидемии стали уменьшаться, а вскоре и вовсе холера оставила Вологду.


Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». «Семистрельная» и «Симеоново проречение».

Эту икону называют также «Симеоново проречение». Богородицу изображают с семью мечами, пронзающими её сердце. На «Семистрельной» иконе они расположены так: четыре слева и три справа, а на «Симеоновом проречении» седьмой меч рисуется снизу. В настоящее время в русской православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и соответственно объединять дни их празднования.

Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае — полноту и бескрайность того горя, которое испыталаБогородица во время земной жизни, когда ей довелось увидеть муки Иисуса на кресте. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется ещё и младенец Христос.

Есть у образа и другое, иносказательное значение: мечи, ранящие Пресвятую Деву, — это семь смертных грехов. Вот об этих грехах, об умягчении сердец, ожесточённых в них, и следует молиться перед Ликом пронзённой мечами (стрелами) Богородицы.

Почему икону называют «Симеоново проречение»?

Как говорится в Евангелии от Луки,праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано, что он увидит Спасителя. Когда дева Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в храм через 40 дней после его рождения, там их встретил Симеон. Старец взял ребёнка на руки (откуда и пошло его прозвище — Богоприимец) и произнёс знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...»

После же Симеон обратился к Марии с пророчеством: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец».

Тем самым старец предсказал Божией Матери, что ей суждено будет пережить много горести и печали при виде страданий своего сына.

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом «символической» иконы Богородицы «Умягчение злых сердец».

Откуда произошла икона «Умягчение злых сердец»?

Точных исторических сведений о том, откуда произошла икона «Симеоново проречение», нет. Считается, что образ пришёл из юго-западной Руси более 500 лет назад.

Известно почитание этого образа в католицизме.

Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера, из Вологодчины. Её первое местонахождение — Иоанно-Богословская церковь на берегу реки Тошни, что течёт недалеко от Вологды. Иконе более 600 лет, но, по всей вероятности, это более поздний список с первоначального образа, который был утрачен.

По преданию, крестьянин из Вологды много лет мучился неизлечимой хромотой. Однажды во сне он услышал голос, который велел ему отыскать образ Богоматери на колокольне Иоанно-Богословской церкви. Поднимаясь на колокольню, он споткнулся и увидел под ногами на перевёрнутой ступени образ Богородицы.

Оказалось, что когда-то кощунственным образом из доски, на которой была писана икона, сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращённый ликом вниз.

Служители церкви отчистили икону от грязи и с молитвами поместили в церкви. Крестьянин также сердечно помолился перед ней и получил исцеление своего недуга.

Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруг города с крестным ходом, после чего заболевания стали заметно утихать, и вскоре эпидемия прекратилась.

Икона Божией Матери «Жиздринская Страстная»

Существует также еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, который непосредственно носит название «И Тебе самой душу пройдет оружие» (он же - «Жиздринская Страстная»). На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Чудотворная «софринская» икона.

Среди чудотворных списков иконы «Умягчение злых сердец» в настоящее время особым почитанием пользуется мироточивая икона, явленная в России в конце ХХ столетия. Эта икона, произведенная полиграфическим способом на предприятии Русской Православной Церкви «Софрино», была приобретена в обычной церковной лавке.

3 мая 1998 года ее владелица Маргарита Воробьева заметила, что по поверхности иконы стекает миро. История мироточения и кровоточения просто потрясает. В 1999 году перед взрывами домов в Москве на Иконе изменился лик Богородицы, под глазами появились темные круги, в квартире стало пахнуть ладаном. 12 августа 2000 года, в день гибели подводной лодки «Курск», на Иконе Богоматери появились крохотные кровоточащие ранки. С тех пор образ мироточит и кровоточит постоянно. Она мироточит так обильно, что миру собирают литрами. А кровоточит в преддверии трагических событий, при этом проведенная экспертиза показала, что кровь человеческая, первой группы…

Именно ЖИВАЯ Божия Матерь по-разному встречает приходящих к Ней на поклон людей, кого-то исцеляя, кому-то помогая, иные даже не могут подойти к Семистрельной Иконе... например, в подворье Оптиной пустыни, в Ясенево, где образ нередко бывает по воскресеньям, замечена одна женщина, она всегда просит мужчин, чтобы подвели ее приложиться к Иконе насильно. Вырываются же все одержимые с нечеловеческой силой, и сами не могут приблизиться к святыне. Зато с каждым разом сопротивление ослабевает.

Более того, Божия Матерь сама выбирает себе дорогу… неоднократно Ее просто не могли довезти до места назначения, как говорится «плутали в трех соснах» и забывали дорогу туда, где до этого бывали множество раз… «не идет Икона»…

Сотни верующих приходят молиться пред этим образом, прося умягчить сердца врагов, облегчить страдания родных и близких, и получают утешение. Не вспомнить всех удивительных свидетельств и сотворенных Иконой Божией Матери чудес и не перечислить имена всех исцелившихся больных и получивших умиротворение просящих.

Для ее хранения в подмосковной деревне Бачурино была построеначасовня (Адрес: Московская область, Ленинский район, д. Бачурино. Проезд: 3 км от МКАД по Калужскому шоссе до поворота на с/х Коммунарка (после здания «Мострансгаз»)). На протяжении 15 с лишним лет хранителем иконы является муж Маргариты Сергей.

Храм-часовня в честь Иконы Божией Матери (Умягчения злых сердец), д.Бачурино

Мироточивая икона посетила многие епархии России, а также неоднократно была за границей - в Белоруссии, на Украине и в Германии. Многие люди, с любовью и благоговением поклонявшиеся этому образу Царицы Небесной, засвидетельствовали случаи исцелений и чувство особой духовной радости, которое они ощущали от прикосновения к святыне. 27-29 января 2009 года мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» пребывала в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни, а также чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как свидетельствуют очевидцы, после избрания 16-го патриарха Московского и всея Руси Кирилла икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», находящаяся на аналое в Храме Христа Спасителя, обильно замироточила.

Сейчас известная на весь мир икона практически без перерывов находится в паломничествах по всему миру от США до Австралии, от Афона до Дальнего Востока. И везде, где появляется эта икона, происходят чрезвычайные события и чудеса: икона щедро изливает свое цельбоносное миро, начинают мироточить другие иконы, люди исцеляются от неизлечимых болезней и происходит нескончаемое чудо умягчения злых сердец.

В Мурманском храме младенец, которого мама приложила к иконе, неожиданно громко и ясно произнес: «Она плачет!» И все встало на свои места. Воистину «устами младенца глаголет истина», ибо стало понятно, свидетелями чего мы являемся, зачем нам дано это чудо, что именно изливает нам образ Царицы Небесной в виде этого кристально чистого и благоухающего мира. Это слезы Божьей Матери. Она плачет о нас. Об ожесточении наших сердец. О мире, отступающем от Ее Сына - Христа Бога нашего.

Как защищает икона?

Считается, что молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» помогает улучшить неблагополучные отношения в семье, между родственниками, близкими, между супругами, а также родителями и детьми.

Икона защищает от чужой нетерпимости и от нашего собственного гнева и раздражения. Также перед этим образом Богородицы можно просить защиты в случае, если вспыхивает любая вражда — в семье или в обществе. К иконе прибегают во время войны с просьбой к Богородице защитить от нападения.

В настоящее время в день, когда отмечается праздник иконы «Умягчение злых сердец», верующие посылают к ней свои молитвы, потому как считается, что именно она защитит от злого духа, от болезней и всего, что мы считаем неподобающим для сего мира. И вот 26 августа священники в каждом храме рассказывают пришедшим предание - историю возникновения данного праздника. И всякому, кто таит в своей душе зло и неприязнь, необходимо прийти в храм и обратиться к иконе Семистрельной для покаяния.

Если перед этой иконой искренне и с верой просить за своих врагов, то сердца даже самых непримиримых врагов умягчаются, они становятся более великодушными и вражда покидает их ум и сердце.

Если у вас в душе просыпается злое чувство, то прибегните к мольбе к этой воистину чудесной ико-не — и вы почувствуете душевное облегчение. Страдания покинут вас, и благодать светлая и добрая войдет в сердце ваше.

Перед ней читают заговоры от непримиримых врагов. Во время войны читают, чтобы оружие вра-гов обошло защитников Отечества и родственников-воинов. Перед иконой ставят не менее семи свечей. Вообще эта икона может показать семь чудес, но только тем мастерам, которые знаю ключики Соло-мона. А если мастер знает главный, или, как говорят, царский, ключ Соломона, то по этой иконе можно узнать будущее на семь лет.

Эта икона не только всеми любима и почитаема, но и не без основания считается чудотворной.

Перед иконой «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» читают молитвы:

Тропарь, глас 4

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 2

Благодатию Твоею, Владычице, / умягчи сердца злодеев, / низпосли благодетелей, соблюдающи их от всякаго зла, / благомолящимся Ти усердно // пред честными иконами Твоими.

При непримиримой ситуации и вражде.

Первым разом, Божьим часом. Лети, ветер, в Иерусалим, с земли святой вернись домой. Загаси своим духом, своей силой злость еретиц, гневливых мастериц, старых и молодиц. Матушка «Семистрелъная», состреливай своими семистрелами всякое зло, всякую ссору, положи конец ярому спору, придки, накидки, хомуты, сети, килы, живые могилы, подделки, болезни сердца, головные боли, печеночные коли. Друг друга чтоб не изводили: Бессонницей, бездремницей, крестом, хлыстом, могильным гвоздем. Примири рабов (имена) с этого дня, с этого часа, с твоего приказа. Остуди их иорданской водой святой. Именем Бога Христа, выйди, обида, из рабов Божьих (имена). Уйми, усмири, Матушка «Семистрельная». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оберег от злых людей в бане.

Сходите в баню и там, заговорив воду, вымойте себя (или вымойтесь с кем-то еще).

Банную воду заговаривают так:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Матушка, Семистрельная Божия Мать, молю Тебя Свои семь святых стрел взять. Отбей, отстреляй от меня всякое зло, отправь его туда, откуда оно пришло. А кто рабу Божию (имя) изводить станет, к тому пусть семь стрел Твоих пристанут. Свяжет, прижмет, и сам враг себя изведет. Будьте, мои слова, крепки, будьте, дела мои, лепки: На ныне, на вечно, на бесконечно. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Многим известно, что любимая и почитаемая всеми православными людьми икона «Умягчение злых сердец» имеет родную сестру по имени «Семистрельная». Внешне они очень схожи, на обеих представлен образ Богородицы с вонзёнными в грудь семью мечами или стрелами. Русская православная церковь, считая их изводами (разновидностями) общего иконографического типа, признаёт их тождество и объединяет дни празднования. Рассказывая об одной из них, невозможно не вспомнить и о другой.

Есть ли различия между двумя этими иконами?

Внешняя разница между «сёстрами» состоит лишь в том, что икона «Умягчение злых сердец», фото которой представлено в начале статьи, изображает Божию Матерь с тремя мечами, вонзёнными слева, тремя - справа, и одним - снизу. На иконе «Семистрельная» изображаются четыре меча слева и три справа. Однако нередко и эта особенность игнорируется иконописцами. Часто приходится видеть надпись на иконе, не соответствующую расположению мечей. Кстати, иногда вместо мечей могут быть стрелы. Что же символизирует это оружие, пронзающее грудь Пречистой Девы? В православной церкви приняты две трактовки этого образа.

Евангельское толкование образа

Первая из них относит данную символику к известному эпизоду из Нового Завета. В Евангелии рассказывается о том, как в установленный день Младенец Иисус был принесён в храм, как того требовал Закон Моисеев. В храме Божию Матерь с Иисусом на руках и её обручника Иосифа встретил старый священник по имени Симеон. Он был праведен и жизнь свою провёл в постах и молитве.

Многие годы в душе его жили слова Священного Писания, в которых предсказывалось рождение от девы Сына Божьего. Увидев Марию с Иисусом на руках, он Духом Святым прозрел в нём Бога. Исполненный сознания свершившегося пророчества, Симеон обратился к Марии со словами, в которых поведал о всём величии происшедшего, но предрёк Ей страдания в результате искупительной жертвы, принесённой Её сыном.

Симеоново проречение

В словах, обращённых к Марии, страдания он уподобил оружию, пронзающему душу. Подобное толкование дало повод к тому, что икона «Умягчение злых сердец» получила ещё одно, неофициальное, название ― «Симеоново проречение». Неслучайно страдания представлены в образе мечей, а на некоторых иконах - стрел. В любом варианте оружие - это символ пролитой крови.

Ответ на вопрос о том, почему именно семь мечей принято изображать на иконе, можно найти в библейских текстах. Число семь всегда символизирует полноту и избыточность чего-либо. Именно полноту страданий Богородицы, видевшей своего Сына распятым на кресте во искупление грехов всего мира, и должны выражать семь мечей, пронзающих Её грудь.

Православная церковь принимает также и иное толкование образа. В соответствии с ним икона выражает страдания Богородицы, причиняемые Ей людскими грехами. Число семь символизирует семь смертных грехов, о которых говорит Священное Писание. Тема эта настолько важная, что на ней стоит остановиться подробнее.

Грехи, губящие душу человека

Любопытно, что в традиции ранней христианской церкви Востока была принята так называемая «восьмеричная» схема исчисления грехов. «Семеричной», принятой в нашей церкви, она стала только в VI веке. Её ввёл папа Римский Григорий I, вошедший в историю под именем Григорий Великий. В некоторых современных схемах порядок грехов, ведущих к погибели души, меняется, но всегда самым тяжким из них признаётся гордыня. Именно она толкает людей на самые различные неблаговидные поступки, а порой и на преступления. Вслед за гордыней перечисляются скупость, зависть, гнев, похоть, чревоугодие (обжорство) и уныние. Оно не случайно включено в этот чёрный список. Уныние всегда бывает порождено неверием человека во всесилие Божие и Его помощь.

Откуда пришёл к нам образ

«Умягчение злых сердец» ― икона северорусского происхождения. Предание гласит, что создание первоначального чудотворного образа относится к глубокой древности. Однако анализ иконы, написанной на холсте, наклеенном на доску, заставляет отнести её появление к XVIII веку. Очевидно, это список, сделанный с более раннего образца. В дореволюционные годы икона «Умягчение злых сердец» находилась в одном из монастырей в Вологодской губернии.

Предание об обретении чудотворного образа

Предание сохранило для нас историю чудесного явления этого образа. В нём повествуется о том, как крестьянин, проживавший недалеко от Вологды, долгие годы страдал хромотой. Сколько он ни обращался к врачам и целителям, помощи не получил. Он уже смирился и до конца дней своих готов был нести этот крест.

Но вот однажды в сновидении крестьянин услышал таинственный голос, повелевший ему для исцеления отправиться в Богословскую церковь, а там на колокольне, где хранились старые, ветхие иконы, отыскать образ Пресвятой Богородицы и помолиться перед ним. Всей душой крестьянин поверил услышанному и отправился в церковь. Однако пришлось долго уговаривать церковнослужителей позволить ему предпринять поиски. Только после троекратной просьбы они поднялись с ним на колокольню.

Здесь, к своему ужасу, они действительно обнаружили икону Богородицы, покрытую слоем грязи. Как простая доска она использовалась на лестнице. Это и была икона «Умягчение злых сердец». Налицо было явное святотатство, ведь на образ, пусть даже и старый, наступали ногами, поднимаясь по лестнице. Когда икона была тщательно отмыта, её отнесли в церковь и помолились. Вскоре хромота оставила крестьянина.

Новое чудо, явленное иконой

Чудеса, явленные святыми иконами, не редкость на Руси. Вот и чудотворная икона «Умягчение злых сердец» могла бы затеряться среди прочих святых образов, если бы не новое чудо, прославившее её. В прежние века нередко случались в нашей стране эпидемии, уносившие порой десятки тысяч жизней. Одна такая эпидемия случилась в 1830 году. Захватив Север России, производила она страшное опустошение в Вологде.

По благословению правящего епископа, икона Богородицы «Умягчение злых сердец» была перенесена в Вологду и поставлена в одной из церквей города. Благочестивые горожане встретили святыню крестным ходом. К ней не иссякал людской поток. Это и неудивительно, ведь молитва иконе «Умягчение злых сердец» несла исцеление от недугов и помощь в житейских бедах.

К сожалению, судьба иконы после революции неизвестна. В 1930 году Иоанно-Богословская церковь, где образ находился, была закрыта, и службы в ней возобновились уже в наши дни. Но та икона пропала бесследно.

Явление новой чудотворной иконы

В наши дни был обретён ещё один чудотворный образ, известный как икона «Умягчение злых сердец» мироточивая. Она во многом уникальна. Прежде всего, эта чудотворная икона выполнена типографским способом, что в подобных случаях явление довольно редкое. Только неведомым для нас промыслом Божиим можно объяснить то, что эта икона, купленная в простой церковной лавке, вдруг исполнилась неведомой нам жизни. Многие, кто приближался к ней, свидетельствуют: их не оставляло ощущение, что они общаются с живым существом.

Чудесному явлению этой иконы предшествовали трагические события. Осенью 1997 года при загадочных обстоятельствах исчезла другая мироточивая икона - «Иверская-Монреальская». Произошло это в день мученической кончины её хранителя. Однако отрадно сознавать, что Пресвятая Богородица не оставила православный народ. Через короткое время одна благочестивая москвичка по имени Маргарита купила в церковной лавке образ «Умягчение злых сердец».

Икона, источающая миро

Икона на первый взгляд ничем не отличалась от прочих икон, выставленных на витрине. Женщина принесла её домой и поместила на полку среди других образов. Чудеса начались незамедлительно. Маргарита заметила появившиеся на поверхности иконы капли. Оказалось, что это миро. Мироточащая икона «Умягчение злых сердец» стала реагировать на все сколько-нибудь важные события, происходящие в мире.

Перед тем как в 1999 году в столице прогремели взрывы домов, было замечено, что лик Богородицы на иконе вдруг изменился. Резко обозначились тёмные круги под глазами, а по квартире разлился запах ладана. В день трагической гибели подводной лодки «Курск» на поверхности образа появились кровоточащие раны. С этих пор так и повелось: образ постоянно мироточит, а в преддверии трагических событий покрывается каплями крови.

Есть также множество свидетельств того, что молитва иконе «Умягчение злых сердец» приносит исцеление от болезней. Подобные факты заносятся в особый журнал.

Всемирная известность чудотворного образа

Сейчас икона «Умягчение злых сердец», значение которой постоянно растёт, много путешествует по всему миру. Для неё изготовлен драгоценный ковчег, а в Подмосковье построена часовня. Когда в 2009 году в Москве происходило избрание нового Патриарха Всея Руси, мироточивая икона пребывала в зале, где совершалось это историческое событие.

Чудесные свойства образа проявляются ещё и в том, что он в буквальном смысле сам выбирает маршруты для путешествий. Хранитель иконы - муж той самой Маргариты, которой явился образ, - свидетельствует о том, что невозможно заранее ничего наметить. Все происходит по воле невидимых сил. То, что представлялось простым, оказывается несбыточным, а невероятное исполняется легко и просто. Икона «Умягчение злых сердец», фото которой завершает статью, и является этой знаменитой иконой. Она не перестаёт помогать людям.

Тропарь чудотворной иконе

Тропарь иконе «Умягчение злых сердец» поражает глубиной заложенного в нём чувства и мысли. Даже люди не воцерковлённые, но обладающие чуткой душой и добрым сердцем, не могут слушать его равнодушно. Очень характерно, что начинается он с прошения об умягчении наших собственных сердец и завершается словами об избавлении от гибели в нашем собственном жестокосердии и жестокосердии ближних. Великая истина заключена в этом тропаре: путь к улучшению мира начинается с себя самого, но идти этим путём следует только с помощью Божией.

Акафист чудотворному образу

По духовному настрою близок к тропарю и акафист иконе «Умягчение злых сердец». В печатных изданиях его текст предваряется указанием на то, что читать его следует при любых проявлениях вражды, будь то противостояние в семье или на работе. К нему прибегают, когда кто-то пытается возвыситься над другими или унизить ближнего. И хотя по своему характеру акафист - это, прежде всего, хвалебный гимн, везде прослеживается мысль о том, что мы - творения Божии и без его помощи бессильны. Сотворённые по образу и подобию Божию, мы должны быть достойны своего Творца и Его Пречистой Матери.

Икона с донских берегов

С иконой «Умягчение злых сердец» связана одна интересная история, произошедшая в годы Второй мировой войны. На берегу Дона, вблизи города Павловска, оказалась итальянская воинская часть, воевавшая на стороне немцев. Советская артиллерия вела по участку, где находились итальянцы, массированный огонь. Желая укрыться от огня и спастись от верной смерти, солдаты прятались в меловых пещерах, которые во множестве встречаются на берегах реки. И вот один из итальянцев нашёл в пещерных лабиринтах старинную икону.

Это был один из списков с иконы «Умягчение злых сердец». Когда огонь стих, он отнёс её полковому капеллану. Итальянцы - тоже христиане, хотя и исповедуют католицизм. Капеллан, поняв всю ценность находки, поместил икону в походную церковь. Вскоре выяснилось, что найденная икона прежде находилась во взорванном большевиками пещерном мужском монастыре. Итальянцы назвали её Донской иконой в честь реки, на берегу которой она была обретена ими.

Чудотворный образ вывел живыми из огня той страшной войны этих итальянцев, ставших разменной монетой в чужой безжалостной политической игре. Ветераны полка свидетельствовали, что своих родных они вновь увидели лишь благодаря заступничеству Божией Матери, ниспосланному через икону, которую они продолжают называть Донской.

Таким образом, Пречистая Божия Матерь являет свою помощь и милосердие через иконы очень близкие и похожие, как сёстры. Это «Умягчение злых сердец», «Семистрельная» икона и хранящаяся теперь в Италии «Донская». Они принадлежат к единому иконографическому типу и едины своим духовным содержанием.

Вот какая она удивительная - старинная икона «Умягчение злых сердец». От чего защищает она всех нас? Наверное, от нас самих, от нашей злобы и гнева. И если после молитв, обращённым к иконе, сердце каждого из нас умягчится, то перестанут пронзать стрелы страданий грудь Пресвятой Богородицы.

Икона «Умягчение злых сердец» - одна из самых почитаемых в православном мире. Ее почитание связано с чудодейственной силой, способной исцелять телесные и духовные недуги.

Знаменитая икона имеет второе название— «Симеоново проречение» — и схожа с «Семистрельной» . Однако на последней мечи написаны иначе: три справа и четыре с левой стороны от сердца Богоматери.

История иконы

Образ Богородицы, по некоторым сохранившимся данным, пришел к нам из Юго-Западной Руси. Однако точных исторических данных на этот счет нет — лишь догадки ученых и иконописцев, а также народная молва.

Где находится икона «Умягчение злых сердец»

Поклониться образу можно в храме Михаила Архангела, который находится в городе Москве, а также в городе Вологда, в храме святого Лазаря. Еще один образ есть в храме иконы Божьей Матери в Московской области, в деревне Бачурино.

Описание иконы

На иконе изображена Богородица, сердце которой пронзают семь мечей — по три справа и слева, один снизу. Число семь в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае — полноту и бескрайность того горя, печали и боли, которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы изображается и Младенец.

В чем помогает икона

Православные христиане молятся перед этой иконой Богоматери в надежде на улучшение взаимоотношений с окружающими, между близкими людьми: детьми и родственниками, супругами и родителями. Икона призвана защитить каждого от чужого проявления агрессии, смягчить сердца верующих и дать им возможность искупить свои прегрешения. Молятся пред иконой и в периоды неблагополучной обстановки в мире, при болезнях, междоусобицах и войнах.

Молитвы перед иконой Богоматери

«О пресвятая и скорбящая Матерь Божия, взываю к тебе в скорби своей великой. Раб Божий (имя) просит тебя, всемилостивая защитница рода людского! Не отринь мольбы мои искренние, защити меня от гнева людского, избавь от гонений и обрати взор свой на меня, грешного. Умягчи сердце мое, изгони из него черноту, не достойную истинного сына Божьего, да направь меня по дороге верной, от скверны избавленной, да к Божьему царствию ведущей. Аминь».

«Смягчи, Мати, сердца наши злые, погаси гнев, на нас направленный. Исцели недуги наши, да любимых наших, да ненавидщих нас. Как мы их грехи прощаем, не берем на себя грех за их покаяние, так и ты помолись за нас, грешных, перед Господом Всемогущим. Твоим состраданием и милостью умиляемся, возносим молитвы праведные, да не забываем о твоем истинном предназначении, которое род людской оберегает. Аминь».

Дни почитания

Празднование иконы происходит 15 февраля, а также главным днем почитания является первое воскресенье после Троицы. В этот день совершается богослужение, и каждый православный может помолиться за себя и своих близких, прося у Богоматери защиты и покровительства .

Каждая икона имеет свое значение, и каждой можно поклониться в нужде и отчаянии. Желаем вам истинного счастья, любви, и не забывайте нажимать на кнопки и

19 марта (по новому стилю) Церковью празднуется явление иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец ». Впервые увидела ее в частном собрании рогожского старообрядца в 1990-е гг. Тип иконы — Одигитрия. Она была «украинских писем»: лик Богоматери круглый, с мягкими чертами лица, также был круглолиц и Богомладенец с книгой в руке. Их одежды багрового цвета были богато украшены жемчугом и золотным шитьем, а на груди Богоматери висел медальон с Крестом. Но все ли мы знаем об этой иконе? И почему существует две разные иконографии с одним и тем же названием? Эти вопросы давно меня мучили, и, наконец, пришло время разобраться, в чем же тут дело.

В старообрядчестве и новообрядчестве (да простят мне читатели столь условные термины) под одним и тем же названием почитаются две совершенно разные по иконографии иконы. В староверии икона «Умягчение злых сердец» восходит к древней, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Она позднее получила название «Ченстоховской», что отсылает нас к истории Польши. К слову сказать, кровь русского человека — река национальностей, и аз, многогрешная, не исключение. Влился в мою реку, якобы, и ручеек из польской крови. Может, поэтому Матка Боска Ченстоховска, как называют поляки самую почитаемую на их родине икону Богоматери, так притягивает к себе? А еще ее называют «Черная Мадонна» из-за почерневшего от времени лика.

Удивительно, но икона почитается и католиками, и православными. Краткая история образа такова. Святая равноапостольная Елена получила древнюю икону в дар. Она привезла ее в Константинополь и установила в часовне царского дворца, где святой лик простоял пять столетий. В конце XIII века с великими почестями образ был перенесен на Русь двоюродным братом Александра Невского князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским Львом Даниловичем (что документально не подтверждено). Однако святыня уже тогда прославилась чудесами. Когда земли западной части Украины отошли к Польше, князь Владислав Опольский во время осады замка Белз татарами обратился за помощью к чудесному образу. Он вынес его на стену замка, и на татар, по легенде, спустилось густое облако. Перепугавшись, татары бежали. Затем Владислав во сне увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. По указанию Девы Марии князь вывез туда икону в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери там и находится.

Некоторые считают, что популярностью данного образа в среде староверов мы обязаны ветковцам. Как известно, старообрядцы бежали в XVII в. от правительственных гонений в Польшу и поселились на Ветке — городе на р. Сож (ныне Гомельская обл.), в землях, принадлежавших Халецким и другим представителям польской шляхты. Икона очень полюбилась русским людям. Она писалась, например, ярославскими иконописцами Романова-Борисоглебска. В статье Татьяны Игнатовой о выставке « » в Российской академии художеств говорится о ведущем художнике того времени Максиме Федоровиче Архиповском. В частности, приводится его иконный образец Богоматери «Умягчение злых сердец» начала XIX века.

Иначе выглядит икона «Умягчение злых сердец», почитаемая в новообрядческой среде и называемая «Семистрельная». Икона изображает Богоматерь без Младенца, с семью стрелами в руках, прижатых к груди. Мечи трактуются как символ печали и сердечных мук, которые испытывала Богоматерь в земной жизни. По преданию, икону в XVIII в. обрел хромой крестьянин из Кадниковского уезда Вологодской губернии. Во сне он увидел Богоматерь, велевшую отыскать Ее икону на колокольне Иоанно-Богословской церкви, расположенной на берегу р. Тошни. Преодолевая боль, крестьянин поднимался на колокольню, а когда споткнулся и перевернул последнюю ступень, то обнаружил икону Божией Матери с семью стрелами.

Чаще всего говорят о католических корнях данной иконографии, восходящих к юго-западной части Руси, что особенно видно, например, на иконе «Васильковская». Сказание об этой иконе гласит, что однажды некий слепец Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне ему явилась Богоматерь, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку, в которой Василий найдет воду. Богородица повелела ему омыть этой самой водой глаза, и тогда он прозреет. Так Василий и сделал, и тотчас прозрел. Тут он увидел в кустах икону с образом Пречистой, именно такой, в котором Она явилась ему во сне. Иконография этой иконы отличается от Семистрельной: здесь изображен один меч, вонзенный в середину груди Богоматери. На Ее голове корона, плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.

Но вернемся к Ченстоховской иконе. Как мы уже говорили, образ из Ченстоховы — это тип Одигитрии. Как считают ученые, он является списком с константинопольской иконы, написанной в XII веке. В 1430 году икона «получила рану» от иконоборцев-таборитов — последователей Яна Гуса. Через четыре года икону написали на старой доске, изобразив на щеке Богоматери рану от меча. Принадлежавший ордену паулинов монастырь на Ясной горе в 1621-1633 гг. был огражден мощными стенами. Именно благодаря этому шведы, вторгшиеся в Польшу в 1655 году, не смогли взять Ченстоховскую крепость, несмотря на то, что уже взяли Варшаву и Краков. Неудачная осада крепости стала переломом в военных действиях — шведы потерпели поражение. 1 апреля 1656 г. польский король Ян Казимеж торжественно провозгласил Богоматерь Ченстоховскую покровительницей и заступницей Польши, «Польской королевой».

Царь Алексей Михайлович Тишайший вел переговоры с Яном Казимежем и выступил на его стороне против шведов. Вероятнее всего, именно в XVII веке об иконе и ее чудесах узнали и на Руси, т.е. до раскола и появления ветковцев в Польше. Исследователь древнерусской живописи Ирина Бусева-Давыдова указывает, что списки с польской святыни стали появляться у нас в 1670-е гг. Так, в обширный свод сказаний о чудотворных иконах, составленный сторожем Кремлевского Успенского Собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг., включено сказание о Ченстоховском образе. Последнее, в свою очередь, заимствовано им из книги украинского писателя и проповедника Иоанникия Голятовского «Небо новое с новыми звездами», вышедшей в Киеве в 1665 г. Бусева-Давыдова подчеркивает, что гравюра Григория Тепчегорского, сопровождавшая текст, была исполнена с неизвестного польского оригинала, изображавшего Богоматерь на стенах Ченстоховской обители. Так иконография польской иконы укоренилась в русской иконописи.

На вопрос, почему старообрядцы чаще икону называют не Ченстоховской, а «Умягчение злых сердец», исследовательница отвечает, проанализировав семейный образ Богоматери середины XVIII в. Икона принадлежала Варваре Ивановне Челищевой — двоюродной племяннице императрицы Елизаветы Петровны. На ней имеется надпись:

Идеже бо Творящеся Железо от блата; Дева Вселися Дражайша Злата. Да людемъ Жестокия Нравы умягчаетъ; И железные К Богу Сердца обращаетъ.

По-русски это звучит так:

Там, где от болота творится железо, поселилась Дева, которая дороже золота, чтобы умягчать людям жестокие нравы и обращать к Богу железные сердца.

Эти строки взяты из Дмитрия Ростовского. Дело в том, что в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии, где шла выплавка болотной руды, была обретена чудотворная икона Богоматери Рудненской, являвшаяся списком с Ченстоховской иконы. Дмитрий Ростовский на обретение иконы откликнулся «эпиграммой», слова из которой приведены нами выше. В Малороссии и западнорусских землях иконы с одной и той же иконографией зачастую имели разные названия. Так за Ченстоховской укрепилось название «Умягчение злых сердец».

С мягкой иронией Бусева-Давыдова отмечает, что тема «умягчения злых сердец» для простого русского человека всегда была актуальной. В каноне за единоумершаго есть пронзительные слова:

Молим Тя, безначальне Отче и Сыне и Душе Святыи, злобою душу злобнаго мира озлобленную и к Тебе Зиждителю, пришедшую, во адово дно не отрини, Боже Спасе наш.

Это троекратное повторение о злобе ввергает в тяжелые размышления. В каноне иконе Пресвятой Богородице «Умягчение злых сердец» есть много умилительных просьб «спасти от злых человек». Действительно, два качества в людях неизменно пугают — злоба и жадность, однако куда страшнее наблюдать эти страсти в себе. Искренно молясь канон, мы не только призовем к себе в защитники от замышляющих нам зло людей и духов злобы поднебесной Саму Богоматерь, мы просто станем добрее…

Последние материалы сайта