Капуцин обезьяна. Образ жизни и среда обитания обезьяны капуцин. Капуцины и капуцинки

21.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Капуцины (от итал. «остроконечный капюшон») - в католичестве - представители нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1525 в Италии в целях противостояния Реформации. Были официально утверждены Римским Папой в 1529. Вначале входили в состав францисканцев. Обрели самостоятельность в 1619. Активно проводили политику Контрреформации. Существуют по настоящее время, проводя разнообразные миссионерские акции.

Ордена капуцины возник в XVI в. в Италии в условиях предшествовавшего Тридентскому собору движения церкапуцины обновления, а также реформ, осуществлявшихся в Ордене св. Франциска после его разделения в 1517 на конвентуальных францисканцев (конвентуализм) и францисканцев-обсервантов (обсерванция).

Францисканец-обсервант из итал. провинции Анконская Марка Маттео да Башио (ум. в 1552) положил начало капуцинской реформе в 1525, однако его идеи не получили поддержки на провинциальном капитуле обсервантов. Тогда Маттео отправился в княжество Камерино, где получил поддержку местного епископа и княгини Катарины Чибо; в 1526 к нему присоединились братья Людовико и Рафаэле да Фоссомброне, вместе с которыми он с 1528 занялся распространением реформы (при этом община капуцинов вплоть до 1619 находилась в юрисдикции конвентуальных францисканцев). Папа Климент VII буллой Religionis zelus (3.07.1528) утвердил новую общину, получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни», которое было закреплено в монаш. конституции, принятой на первом капитуле в Альбачино в 1529.

Хотя впоследствии Маттео (первый настоятель общины) и Л. да Фоссомброне (позднее также избранный настоятелем) вернулись к обсервантам, а в 1542 глава общины капуцинов Бернардино Окино (ум. в 1564) перешел в кальвинизм (что вызвало серьезное потрясение в ордене), численность капуцинов быстро росла; к 1571 в Италии было 3300 капуцинов В 1574 орден начал свою деятельность во Франции, затем в Испании (1578), Швейцарии (1581), Бельгии (1585), (1593), Богемии (1599), Баварии (1600), Ирландии (1615). Орден капуцинов был окончательно утвержден буллой Папы Пия IV Pastoralis officii cura от 2.04.1560. Булла Папы Павла V Alias felicis recordationis от 28.01.1619 провозгласила полную автономию капуцинов и признала за главой ордена титул генерального министра. На ген. капитуле 1643 была принята новая ред. монаш. конституции капуцинов.

В течение 1-го века своего существования орден принес многочисл. плоды святости. Первым из капуцинов был канонизирован Феликс да Канталиче (ум. в 1587). В числе капуцинов, причисленных к лику святых, также Серафим да Монтегранаро (ум. в 1604), Иосиф да Леонесса (миссионер в Константинополе, ум. в 1612), Лаврентий Бриндизийский (Учитель Церкви, ум. в 1619), Фидель Сигмарингенский (ум. в 1622); Иеремия да Валахия (ум. в 1625) был беатифицирован.

Среди дух. писателей-капуцинов - итальянец Джованни да Фано, написавший труд Искусство согласия (1536), англичанин Бенедикт из Канфилда (Правило совершенства, 1609) и француз Лаврентий Парижский (Дворец Божественной любви, 1614). Свящ. -капуцин Жозеф дю Трамбле (ум. в 1638), ближайший советник кард. Ришелье, прозванный «серым кардиналом», также был известным дух. писателем и ревностным покровителем миссий.

Многие капуцины помогали заключенным, опекали солдат, оказывая им дух. поддержку и заботясь о раненых. Особыми заслугами отмечена деятельность Марко д’Авиано (ум. в 1699), «ангела-хранителя Гамбурга», вдохновителя императорских антитурецких кампаний и легата нескольких Римских пап.

Орден неуклонно развивался: если в 1650 он насчитывал 21 830 монахов и 1428 монастырей, то в 1761 - уже около 35 тыс. монахов и 1730 монастырей.

С кон. XVIII в. для капуцинов наступил период тяжелых испытаний. Политика галликанства и иосифизма, полит. события, последовавшие за Французской революцией (во время которой многие капуцины приняли мученическую смерть), и гонения со стороны либералов и масонов разрушили структуру ордена; мн. монастыри были ликвидированы, а на вступление в орден новых монахов в ряде стран (в т.ч. Франции и Испании) были наложены жесткие ограничения со стороны властей. Между 1789 и 1847 не состоялось ни одного ген. капитула капуцинов, управление орденом осуществляли либо викарии, либо ген. прокураторы, назначавшиеся Св. Престолом. В 1847 ген. настоятелем капуцинов стал Венанцио Бурдезио (1820–64), деятельность которого послужила постепенному возрождению ордена, в т.ч. во Франции, Баварии и Нидерландах, где было основано много новых монастырей. Последующие ген. настоятели капуцинов продолжили расширение деятельности ордена; особенные заслуги в этом принадлежат Э. Христену (1837–1909), реорганизовавшему пастырскую и миссионерскую работу капуцинов и учредившему в 1884 офиц. печатный орган капуцинов - Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

В 1908 капуцины открыли в Риме междунар. Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского. В 1940 в этой коллегии разместились Исторический ин-т, занимающийся исследованием истории ордена, библиотека Серафико Каппуччино, науч. журнал Collectanea Franciscana, который в библиогр. обозрении с 1929 рецензирует все серьезные труды по францисканству (в области орденского права, богословия, философии, духовности, миссионерства, искусства и т.д.).

Среди капуцинов XX в., причисленных к лику святых, - польский свящ. Гонорат Козьминьский, мученики Гражданской войны в Испании (1936–39), хорватский свящ. Леопольд Мандич, служивший в Падуе и прозванный «узником исповедальни», свящ. -мистик Пий из Пьетрельчины (Падре Пио). В наст. время ведутся процессы беатификации и других капуцинов, напр. кард. Гульельмо (Лоренцо Антонио) Массайи (1809–89) и армян. катол. еп. Кирилла Зограбяна (1881–1972).

В 2002 орден насчитывал 11 302 монаха (из них 7165 свящ.) и 1615 монастырей.

Орден капуцинов положил начало более чем 11 500 общинам терциариев, ныне насчитывающим около 73 тыс. членов; он опекает монастырские общины капуцинок и несколько десятков конгрегаций, большей частью женских, присоединенных к капуцинам.

Духовность. капуцины характеризуются аскетическим образом жизни, созерцательной формой духовности, проповеднической деятельностью, делами милосердия. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии погибло более 400 капуцинов, ухаживавших за больными. Самоотверженность капуцинов в Испании и Франции во время эпидемии 1656–57, когда умерло 311 братьев, в 1663 была удостоена публичной благодарности короля Людовика XIV.

Апостольские труды капуцинов были по достоинству оценены простыми людьми, за радушие и щедрость называвшими капуцинов «братьями народа».

Капуцины – род цепкохвостых обезьян , встречаются в Южной и Центральной Америке. Самая смышлёная . Небольшого роста — чуть больше полуметра, с длинным хвостом и весом до пяти килограммов. Капуцин назван так потому, что окраска напоминает одежду монаха Ордена Капуцинов.

Описание обезьяны капуцин

Дружелюбны и добродушны. Очень милые и непосредственные, напоминают маленьких детей. Чрезмерно пугливы, эмоциональны. Очень быстро радость сменяется грустью и наоборот. Эмоции написаны у неё на лице: от страха и грусти появляются слёзы, и наоборот, радость проявляется слишком бурно.

В неволе постоянные стрессы пагубно воздействуют на здоровье, могут привести к гибели обезьянки, создайте для неё комфортные условия, чтобы она поменьше беспокоилась.

Цепкохвостые обезьяны рода капуцинов требуют внимания как маленькие непослушные детки. И заметьте разницу: дети со временем поумнеют, — никогда. Следите за ним зорко, избавьте от искушения нанести травму себе самому, испортить мебель и т.д. Ваш питомец полюбит Вас, подарит эмоции, надолго зарядит позитивом.

Из всех обезьян в домашних условиях наиболее популярны капуцины. К тому же сегодня их легко приобрести. Нужно учесть тот факт, что это дикое животное, требующее особых условий содержания.

В естественных условиях обитания обычная пища — фрукты, насекомые, небольшие , . Следует учитывать, что болеют они так же, как и люди, и им нужен врач — узкий специалист, а непростой ветеринар. Подвержены диабету, поэтому необходимо тщательно контролировать количество продуктов с содержанием сахара.

Условия содержания капуцина в домашних условиях

Необходимо приобрести просторный вольер, не меньше полутора метров в длину с большим поддоном внизу. Лучше всего подойдёт металлический, внутри которого целесообразно разместить канаты, различные лестницы.

Это обеспечит возможность движения и будет напоминать естественную среду обитания в лесу. Некоторые любители животных предоставляют своим любимцам полную свободу движения и ни в чём не ограничивают. Но в целях безопасности, всё-таки будет лучше обезьянке иметь свой собственный домик.

Прежде чем покупать обезьяну капуцин , хорошенько обдумайте и взвесьте свои возможности. Нужно находить время для прогулок. Самое безопасное место на время путешествия — Ваше надёжное плечо, но не следует отказываться от поводка, который ограничит при случае опасное любопытство обезьянки.

Разнообразьте рацион качественными кормами, купите витамины. К обычным закускам из привычных сырых можно добавить варёные овощи и яйца вкрутую, к любимым на воле насекомым — пшеничного хлебушка. Приобретите для своего питомца игрушки в детском мире, которые подойдут и для ребёнка.

Распространение — Северо-Восточная Бразилия, Восточные Анды (Колумбия -Венесуэла, Парагвай -северная Аргентина. Они живут в тропических, субтропических, горных лесах Аргентины.

Описание обезьяны бурый капуцин

Шерсть тёмно-коричневая, горчично-жёлтая или даже чёрная, тёмный хохолок на голове. Мордочка со светло-красным оттенком. Конечности внизу тёмного цвета.

Короткие конечности не мешают прыгать в длину до 4 метров. Небольшое расстояние преодолевают на двух конечностях. Иногда задействуют все пять конечностей, включая хвост, который обычно свёрнут в кольцо.

Обитают полностью на деревьях, перепрыгивая с одного дерево на другое, вниз спускаются только напиться воды. У данного вида хорошо развита система коммуникаций, то есть, они активно используются запахи, жесты, звуковые сигналы.

На фото хохлатый капуцин


Характер обезьяны капуцин

Наиболее сообразительный и способный вид приматов. Может использовать предмет как орудие. На воле, в своей естественной среде обитания капуцин не станет разгрызать твёрдые орехи, найдёт камень и разобьёт его.

Также поступит с другими твёрдыми плодами, хотя у неё длинные когти. В годовалом возрасте успешно охотится на птиц; приманивает кормом, затем быстро хватает. Ловко счищает слизь с пойманной лягушки о кору дерева. В неволе поддаются дрессировке.

Поведение капуцина в природе

Обезьяны капуцин обитают в тропических лесах прямо на вершинах деревьев, где и находят еду: плоды, орехи, семена, сочные побеги растений, насекомых и .

Заглядывают и в птичьи гнёзда и воруют птенцов или яйца. Живут группами или колониями. Стадом руководит опытный толерантный самец. Группа из 15-30 особей занимает определённую территорию.

Чем больше животных в группе, тем больше шансов противостоять врагу ( и другие хищные птицы). О детёнышах заботятся все вместе. Подвижные. Бегают, прыгают, лазают по деревьям, цепляясь за ветки деревьев длинным хвостом.

Их голосовые связки способны издавать широкий спектр разнообразных звуков: крик, рычание, трель, щебет, свист, тихое мурлыканье. Натирают свой мех пахучими веществами. Не конфликтуют с другими приматами — соседями, смешиваются с некоторыми семействами.

Объединяются с белолобыми родственниками, мирно делят с ними ниши обитания: бурые выбирают для пропитания небольшие деревья, до 10 метров, в то время как белолобые ищут деревья гораздо выше(50 и больше). В сухой сезон недостаток кормов может нарушить мирный уклад сообщества, приводит к конфликтам между сородичами.

Процесс приёма пищи происходит, как правило, шумно, с потасовками и перебранками. Бурые капуцины пользуются постоянными маршрутами, придерживаются своей домашней территории и уходят недалеко (в течение дня проходят около двух километров).

Благодаря крепкой челюсти бурый капуцин поедает крупные фрукты. Его проворные ручки постоянно в поиске. Отставшая древесная кора, скрученные побеги, виноградные лозы, растительные остатки — вот места, где можно обнаружить разных вкусных насекомых.

Кормление происходит рано утром и после обеда, днём отдыхают, по ночам спят все вместе прямо на деревьях. Обычное меню капуцина в процентах: плоды — свыше 60,семена -25,другая растительная пища -10,нектар -1-2,насекомые, пауки-2. Можно добавить и морепродукты.

Полигамные особи. Брачный период приходится на период с апреля до июля. В естественной среде самочка рождает детёныша раз в два года. Продолжительность жизни около 50 лет. Интернет магазины предоставляют возможность увидеть животное на фото и ознакомиться с ценами.


    Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio ≈ капюшон), католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна, которую носят К.… …

    католический монашеский орден - доминиканцы (католический орден). францисканцы. минориты. капуцины. кордельеры. госпитальеры. тамплиеры. иезуиты. цистерцианцы. августинцы. бенедиктинцы. мавристы. кармелиты. | урсулинки … Идеографический словарь русского языка

    Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. Ordo Fratrum Minorum Capucinorum), капуцины монашеский орден, ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Основан в 1525 г … Википедия

    Капуцин: В Викисловаре есть статья «капуцин» Капуцины (монашеский орден). Капуцины (род обезьян) (лат. Cebus) род цепкохвостых обезьян. Капуцин (лат. Tropae … Википедия

    Капуцин: В Викисловаре есть статья «капуцин» Капуцины монашеский орден, ветвь францисканцев Капуцины (лат … Википедия

    I Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio капюшон) католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев (См. Францисканцы) в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из… … Большая советская энциклопедия

    Капуцины - – католический монашеский орден. В XVI веке в герцогстве Урбино (Италия) появился новый монашеский орден – это были К., получившие свое название от одежды, которую носили его члены, пирамидальной формы (capitium). Их строгий устав был… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Бернардинцы термин, употребляемый в отношении двух совершенно разных католических монашеских орденов. В некоторых странах Восточной Европы (Беларусь, Польша, Литва, Украина) распространённое обозначение францисканцев обсервантов, ветви ордена… … Википедия

    Нищенствующий монашеский орден, основанный Франциском Ассизским (см. Франциск Ассизский). В 1221 г. папа Гонорий III утвердил его правило; в 1223 г. оно было заменено другим, которое и осталось основой его устройства. Несмотря на формальное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Носимому членами этого ордена . Основан в 1525 году как ветвь францисканского ордена Маттео Басси (Маттео да Башио), утверждён в 1528 году папой Климентом VII .

История

В начале XVI века в Католической церкви шло сильное движение церковного обновления, предшествовавшее Тридентскому собору . Многие монашеские ордена в этот период испытали большие потрясения и подверглись серьёзным реформам. Не стали исключением и францисканцы - в 1517 году было официально закреплено разделение единого прежде ордена на францисканцев-обсервантов и францисканцев-конвентуалов . Через 8 лет, в 1525 году началась капуцинская реформа, призванная создать францисканские общины с максимально строгим уставом и максимально приближенные к идеалам святого Франциска . Эти процессы привели к созданию трёх ветвей францисканского ордена, существующих и по сей день .

Капуцинская реформа началась в итальянской провинции Марке по инициативе обсерванта Маттео Басси. Первоначально Басси не ставил перед собой целью создание нового ордена, он хотел распространить свои реформы на всех обсервантов, однако столкнулся с сопротивлением значительной части ордена, включая руководство . Чтобы избежать конфликта папа Климент VII буллой Religionis zelus от 3 июля 1528 года утвердил новую францисканскую общину под названием «Меньшие братья отшельнической жизни». Первый капитул новой ветви францисканцев состоялся в Альбачино в апреле 1529 года. На капитуле был принят строгий устав, закреплявший стремление к максимальной простоте и бедности .
Новый орден чуть не прекратил своё существование в самом начале после того, как в 1537 году Маттео Басси вернулся к обсервантам, а глава общины Бернардино Окино в 1542 году перешёл в кальвинизм . Ордену грозило упразднение, однако он сумел выжить, более того во второй половине XVI века численность капуцинов резко выросла. В 1571 году в Италии было 3300 капуцинов . В 1574 году орден начал деятельность за пределами Апеннин, капуцинские монастыри основывались во Франции, Испании, Швейцарии, Австрии и других странах. В 1619 году папа Павел V признал за капуцинами полную автономию, а за главой ордена титул генерального министра. На генеральном капитуле 1643 года была принята новая конституция ордена . Ряд капуцинов XVI-XVII веков были канонизированы, наиболее известен среди них Лаврентий Бриндизийский , который получил почётный титул Учителя Церкви .

В 1535 был основан Второй (женский) орден капуцинов. Так как женские общины францисканского ордена исторически именуются не францисканками, а клариссинсками (клариссами) в честь святой Клары Ассизской , женская ветвь капуцинов стала именоваться клариссами-капуцинками или просто капуцинками . К числу капуцинок принадлежала канонизированная в 1839 году монахиня Вероника Джулиани .

Капуцины активно занимались миссионерством и внесли большой вклад в появление новых христианских общин в Америке, Азии и Африке. Первыми миссионерами-капуцинами были итальянцы Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя, проповедовавшие в XVI веке в Египте и погибшие от рук мусульман в Каире . В 1587 году по договорённости между Францией и Османской империей французские капуцины прибыли в Константинополь для опеки над католиками, находившимися в плену у турок. В начале XVII века были основаны первые миссии в Африке, в 1632 году - в Америке. В 1641 году была основана капуцинская миссия в Индии, а в 1842 году в Китае .

К 1761 году орден насчитывал около 35 тысяч монахов и 1730 монастырей . Однако как и другие монашеские ордена, капуцины значительно пострадали от секуляризаций и революций конца XVIII - начала XIX веков. Многие монастыри были ликвидированы, после Французской революции многие монахи приняли мученическую смерть. Между 1789 и 1847 годом не состоялось ни одного генерального капитула. Несмотря на это, орден выжил и к концу XIX века число его членов увеличилось. Бедность часто соединялась у капуцинов с недостатком образования. Особенно известны их шутовские народные проповеди (капуцинады; см. «Валленштейнов лагерь » Шиллера) .

В 1908 году капуцины открыли в Риме Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского, впоследствии преобразованную в институт. В настоящее время при нём функционирует обширная библиотека и издаётся журнал Collectanea Franciscana, посвящённый францисканскому наследию .

Среди наиболее известных святых капуцинского ордена XX века - святой Пио из Пьетрельчины и хорватский священник Леопольд Мандич .

Современное состояние

По данным на 2010 год в ордене состояло 10 519 монахов, из которых 6 939 были священниками . По данным на 2013 год орден насчитывал 10 659 монахов, из которых 7 021 священник . Орден насчитывает 1628 общин .

Одежду капуцинов составляет бурого цвета хабит с пришитым к нему капюшоном, верёвочный пояс с узлом, символизирующим нерушимость монашеских обетов, и сандалии на босых ногах.

Капуцины по-прежнему занимаются миссионерством и имеют около 200 миссий по всему миру, особенно в Индии , Эфиопии и Турции .

Факты

Напишите отзыв о статье "Капуцины (монашеский орден)"

Примечания

Литература

  • «Chronica provinciae helveticae ordinis Capucinorum» (Золотурн, 1884-87).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Капуцины (монашеский орден)

Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.

"Разутый капуцин, веревкой опоясан, // В истертом рубище, с обритой головой, // Пред раболепною народною толпой, // Восторженный, держал евангельское слово…" , — так описывал представителя древнего католического монашеского ордена русский поэт ХІХ века Аполлон Майков. И далее в его же рифмах звучит то ли легкая горечь, то ли ирония: "Но строгой истины оракул громовой // Не потрясал души моей…". Слова о "строгом оракуле громовой истины" как нельзя лучше передают саму сущность созданного в 1525 году и узаконенного буллой папы Климента VII 3 июля 1528 года ордена капуцинов.

Ведь именно на него возлагалась непростая миссия защиты учения Католической Церкви в условиях Реформации. После отделения от ветви францисканцев-обсервантов капуцины стали одной из важнейших контрреформационных сил Папы. Действовала эта сила и пылким словесным убеждением, и — самое главное — личным примером, преданностью вплоть до самой смерти тому, кого монахи считали наместником Сына Божия.

Протестантскому уничижению Пресвятой Девы капуцины противопоставили неуклонное исповедание Ее Непорочности (в частности, они, как выходцы из францисканцев, защищали догмат о непорочном зачатии Богородицы), приземленности реформатской экзегезы — мистицизм Бонавентуры (синтез теологии которого в конце ХVI века осуществил испанский капуцин Петр Тригозо), потребительской философии сторонников Лютера и Кальвина — суровость собственной аскезы.

Восприняв как духовный идеал жизнь одного из самих известных католических подвижников и аскетов Францизка Ассизкого и его подражателя Матфея Басчио, именуемые "меньшими братьями" смиряли себя с помощью нищеты и добровольного мученичества за веру. Формой одежды капуцинов навсегда стала бурая ряса, подпоясанная веревкой с узлом — символом монашеских обетов, сандалии на босу ногу и, конечно, знаменитый остроконечный капюшон.

В труде В. Задворного "История Францисканского ордена" упоминается о множестве случаев убийства капуцинов реформаторами-протестантами: в Англии их четвертовали и сжигали на вилах на медленном огне, в Нидерландах вешали, повсюду их высмеивали и писали на них памфлеты, но они не сдавались, выступали с кафедр, проповедовали на площади, чтобы спасти хотя бы немногих.

Безусловно, принесение себя в жертву ради ближнего нередко вызывало искреннюю любовь и восхищение. Почитаемо было и самоотверженное социальное служение многих монахов ордена: они всячески помогали больным и страждущим, духовно поддерживали солдат и заботились об их раненых, опекали заключенных в тюрьмах. Известно, что во время эпидемий чумы в Италии (XVII век) погибло более 400 капуцинов, ухаживавших за больными. Подвижничество капуцинских иноков в Испании и Франции во время эпидемии 1656-57 годов, когда умерли 311 братьев, в 1663 году было удостоено публичной благодарности короля Людовика XIV.

Как человек, весьма любимый народом, вошел в историю первый канонизированный капуцин, Феликс из Канталиче ("брат Деогратис") — по верованию Католической Церкви, покровитель матерей и детей. Одного из признанных святыми монахов в остроконечных капюшонах, Марко д"Авиано, умершего в 1699 году, современники называли "ангелом-хранителем Гамбурга". Величайшими были заслуги ордена капуцинов и в миссионерстве. Известно предание о мученической смерти капуцинских миссионеров Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя от рук мусульман в Каире.

Многочисленные миссии капуцинов в разное время действовали на Крите, в Хорватии, Боснии, Египте, Греции, Сирии, Армении, Китае и во многих других отдаленных уголках земного шара. Монахам удавалось создавать и настоящие миссионерские центры. Один из первых был основан Иосифом де Леонессой в 1587 году в Константинополе для пастырского окормления католиков, находившихся в плену у турок. В дальнейшем, спустя несколько десятилетий, усилиями французских капуцинов два таких же центра возникли в Индии — в Мадрасе (1641 год) и Пондишери (1671 год). Чуть позже их проповедь зазвучала в Конго, Тунисе и Марокко, на Гаити и в Бразилии.

Следует отметить, что капуцинский орден с самого начала своего существования развивался стремительно — как свидетельствуют исторические анналы, в 1650 году он насчитывал 21830 монахов и 1428 монастырей, а в 1761 году — уже около 35 тысяч монашествующих и 1730 обителей. Но с конца ХVIII века для последователей Матфея Басчио наступает период тяжких испытаний. На историческую арену выходят два его заклятых врага — иосифизм и галликанство. Множество капуцинских монахов погибло во время Французской революции 1789-94 годов.

Тем же, кому посчастливилось остаться в живых, пришлось жестоко пострадать от гонений либералов и масонов, часто на государственном уровне. Из-за последних значительно нарушилась структура ордена; многие монастыри ликвидировали; в некоторых странах, в том числе и на родине ордена в Италии, вступление новых членов в капуцинскую общину было серьезно ограничено. С 1789 по 1847 годы не прошел ни один генеральный капитул (заседание коллегиального органа, уполномоченного избирать настоятелей или соборно решать самые важные вопросы жизни монашеской общины). Управление орденом в то время осуществлялось викарием или генеральным прокуратором, назначенным Папой.

Лишь в 1847 году, когда орден капуцинов возглавил Венанцио Бурдезио, община стала возрождаться. Возникли новые обители во Франции, Баварии и Нидерландах, была реорганизована пастырская и миссионерская деятельность. Особая роль в этом принадлежит Э. Христену, который основал в 1884 году официальное печатное издание капуцинов — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

Новым этапом служения духовных чад и последователей "братьев народа" (так называли еще древних капуцинов) стало открытие в Риме Международной коллегии святого Лаврентия Бриндизийского в 1908 году, где с 1940 года начали свою работу Исторический институт, занимающийся исследованием истории ордена; библиотека Серафико Каппучино; редакция научного журнала Collectanea Franciscana с 1929 года рецензировала все серьезные труды по францисканству — духовной колыбели ордена капуцинов. Эти традиции просветительства актуальны и для современных капуцинских монахов. Члены общины по-прежнему плодотворно трудятся над сохранением и приумножением своего уникального наследия в области католического богословия, орденского права, философии, миссионерства, искусства и социального служения.

Капуцинство сегодня — это около 14 тысяч монашествующих (по данным открытого общества "Энциклопедия Кольера"), 200 миссий во всем мире (больше всего миссионерских центров сосредоточено в Индии, Эфиопии и Турции), более 20-ти монастырей в странах Западной и Восточной Европы. Можно много говорить и долго спорить о роли этого религиозного движения и во времена контрреформаторской борьбы, и в нынешнем мире с его непростыми духовными коллизиями. Но неоспоримо одно — капуцины явили миру пример поразительной верности своим убеждениям и не менее впечатляющей готовности идти за них до конца. А это качество ценно для человека любых религиозных взглядов. Оно — именно то, чему у капуцинов стоит поучиться.

Виктория Матвеева

Последние материалы сайта