Кассиль лев абрамович

20.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Не отвечает Арина, молчит. Да и нет тут никакой Арины, и Сороки нет. Это нарочно так военные телефонисты кричат, чтобы противник ничего не понял, если прицепится к проводу и подслушает. А тебе я открою секрет. Арина - не тётушка, Сорока - не птица. Это хитрые телефонные названия. Два наших отряда в бой пошли. Один Ариной назвался, другой - Сорокой. Связисты протянули по снегу телефонный провод, и один отряд говорит с другим.

Но вдруг не слышно стало Арины. Замолчала Арина. Что такое? А тут как раз разведчики пришли к командиру отряда, что Сорокой назывался, и говорят:

Скорее скажите Арине, что к ним сбоку фашисты подбираются. Если сейчас не сообщите, погибнут наши товарищи.

Стал телефонист кричать в трубку:

Арина, Арина!.. Это я - Сорока! Отвечайте, отвечайте!

Не отвечает Арина, молчит Арина. Чуть не плачет телефонист. Дует в трубку. Уже все правила забыл. Кричит просто:

Петя, Петя, ты меня слышишь? Я- Сорока. Вася я!

Молчит телефон.

Видно, провод оборвался,- сказал тогда боец-связист и попросил командира: - Разрешите, товарищ командир, я полезу поправлю.

Вызвался помочь товарищу ещё один связист. Взяли они инструмент, катушку с проводом и поползли по снегу.

А фашисты по ним стрелять начали. Падают в снег горячие осколки мин, шипят, чиркают пули по снегу, а связисты всё ползут и ползут. И вот нашли они место, где провод оборвался, стали концы провода связывать. А фашисты ещё пуще по ним стреляют. Но надо спасти товарищей! Лежат под огнём два смелых связиста." Работают, телефонную линию чинят. Соединили провода, и заговорил телефон в обоих отрядах.

Обрадовались телефонисты:

Арина! Я -Сорока! Арина, слушай! Петя, дорогой, принимай!

И сообщил всё, что надо, отряду, который назвался Ариной. Не удалось фашистам обойти наших бойцов.

А связисты приползли обратно и сказали командиру:

Всё в порядке, товарищ майор, линия работает.

КОННИКИ-ГВАРДЕЙЦЫ

Прочь с дороги! Берегись! Конница мчится!

Думали враги, что наши далеко. И не ждали, не гадали... А конники советские тут как тут! За ночь в обход врагу степью промчались - и травы не примяли, следа не оставили. Через лес проскакали - веточкой не зашумели. По крутой горной тропке пробрались, где и танкам не пройти. И пошла в бой наша кавалерия. Как огонь горят красные башлыки, косматые бурки словно дым, от сабель-клинков искры сыплются.

Наскочили на врага, ударили!

Горячей огня казачьи кони. Под копытами снег тает. Громче пуль свистят острые сабли. Быстрее ветра мчатся конники-гвардейцы.

Сабли им на заводах рабочие ковали. Коней в колхозах растили. Умению и храбрости коммунисты научили. Гвардейцами их Родина назвала.

И на знамени у них - Ленин!

ПАМЯТНИК СОВЕТСКОМУ СОЛДАТУ

Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли.

За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят... Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад - туда, куда солнце закатывается.

Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе - Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов - фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

ПУТИ ЗНАМЕН

Хвастались фашисты:

Возьмём Москву, устроим там свой парад и прошагаем по Красной площади с нашими знамёнами. Пусть весь мир увидит, что мы победили Советский Союз и коммунисты сдались.

А к тому времени, когда фашисты напали на нашу страну, они уже силой захватили много других стран. И подняли над чужими землями свои фашистские флаги, на которых извивался страшу ный криволапый крест, похожий на паука. Горе и смерть несли людям эти знамёна. Там, где они развевались, текли слёзы и кровь.

Вот с этими паучьими знамёнами и задумали фашисты пройтись по Красной площади в нашей Москве.

Ну что ж! Повидали мы эти знамёна на Красной площади. Повидали! Только как и когда?

Война подходила к концу. И вот наконец пришло желанное время, о котором мы мечтали четыре года, с того самого дня, как вступили на нашу землю враги. Повели наши солдаты последний бой, чтобы кончить войну и поднять над главным зданием города Берлина Красное знамя.

Четыре года, днями и ночами, по долгим тяжёлым дорогам войны несли сквозь огонь наши солдаты это знамя. И везде, где появлялось оно - алое, с серпом, молотом и пятиконечной звездой,- люди радовались ему и встречали с лаской и почётом. Потому что все знали: это - доброе знамя! Оно несёт людям свободу и счастье.

Но ни за что не хотели фашисты, чтобы наше Красное знамя поднялось над Берлином. Отчаянно палили из винтовок, автоматов и пушек, старались не подпустить советских солдат к главному зданию города. Но прорвались наши бойцы сквозь тучи пуль и снарядов, пробились сквозь пламя и дым пожаров. Взобрались смельчаки на крышу самого главного здания и подняли над Берлином свой флаг - Знамя Победы. И все фашисты сдались. Захватили наши солдаты их ружья, пушки, пулемёты и знамёна.

А потом устроили в Москве Парад Победы на Красной площади. Торжественным маршем прошли полки победителей со своими боевыми знамёнами. Играл оркестр в тысячу музыкантов. А когда на миг смолкал он, хорошо слышен был над всей площадью мерный слитный лёгкий звон. Это у тех, кто шагал по площади, звенели на ходу ордена и медали. И тысячи людей дружно приветствовали солдат, офицеров, генералов, маршалов, которые отличились в великих битвах за нашу Родину.

Потом вдруг замолчала, словно вспомнила что-то злое, нехорошее вся Красная площадь. Увидели люди, как шагают мимо кремлёвской стены наши солдаты и волокут, наклонив к земле, драные фашистские знамёна. И каждый солдат, подойдя к середине площади, швырял наземь паучье знамя с крючковатым крестом. Одно на другое валились в кучу злые, нечистые знамёна, с которыми фашисты когда-то собирались протопать победно по Красной площади Москвы. Вот тебе и протопали!..

Так, стыдом и позором для этих знамён кончилась война, затеянная против нас фашистами.

А Красное Знамя Победы бережно хранится в Музее Советской Армии. И каждый, кто приходит туда, с уважением смотрит на него и думает о трудных, но славных путях, по которым пронесли своё знамя наши воины-победители.

На всём свете, во всех странах знают Памятник советскому солдату, который стоит в Берлине. И мы тебе, дружок, уже рассказывали о нём.

Да, стоит он в Берлине. Но вот был однажды день, когда показалось всем нам, будто памятник этот сошёл со своего места и появился в Москве на Красной площади. И не один. А сто таких же, как он.

Словно ожили статуи из камня и двинулись в прочном и ладном строю по знаменитой московской площади. Идут богатыри, шагают

твёрдо, нога в ногу. И у каждого на руках по ребятёнку. В точности, как на памятнике.

И узнала их сразу, зашумела, обрадовалась вся Красная площадь.

А собрались тут тысячи и тысячи людей. Это был день великого праздника: Советская страна наша отмечала своё пятидесятилетие. Ровно пятьдесят лет тому назад наш народ освободил свою страну от власти богачей, и стала Родина наша Советской - первым в мире государством трудящихся. И в день праздника вспоминали

люди, сколько тяжёлых, страшных боёв пришлось выдержать нашей армии, которая защитила землю народную от врагов революции в первые годы Советской власти, а через двадцать пять лет победила фашистов.

Устроили на Красной площади парад. Невиданный это был парад! Такого ещё никогда не бывало! Всем парадам парад. Потому что в тот день увидели мы тут словно живые памятки о всех бесстрашных, добрых, боевых делах, подвигах и победах, которыми прославилась наша армия за пятьдесят лет.

Шли по Красной площади моряки, у которых на фуражках- бескозырках было написано золотыми буквами: "Аврора", как пятьдесят лет назад. Так звался знаменитый корабль, который в 1917 году выстрелом своим известил, что началась Великая Октябрьская революция.

И скакали на горячих боевых конях всадники в островерхих шлемах с красными звёздами. Будёновцы! Вот как прозвали их когда-то по имени отважного командира, который вёл в бой против белогвардейцев красную конницу.

И катились по площади пулемётные тачанки, те самые тачанки- ростовчанки, о которых давно уже сложены песни.

Потом прошли по площади грозные "катюши", наводившие страх на фашистов в годы войны.

А после увидели мы памятное всем Знамя Победы. Торжественно пронесли его по площади те самые герои, которые подняли своими руками это знамя над Берлином в 1945 году.

Все, кто стояли на широких ступенях у кремлёвской стены и на местах, отведённых для гостей на другой стороне площади, приветствовали героев, дружно хлопали им, кричали "ура".

Стоял среди гостей один старый человек. Усы седые. На груди- от плеча к плечу - боевые ордена. А на плече внучок сидит. И объяснял дед внуку:

Вон видишь, тачанки идут... И я на такой воевал с пулемётом. Когда будёиовцем был. А вот знамя несут, я его сам своими глазами в Берлине видел, когда мы войну кончали. А там, гляди, сегодняшние командиры идут, которые в военных академиях учатся.

Слушал всё это мальчонка, а потом вдруг как запрыгал на плече у деда, пальцем на площадь показывает и кричит:

Дедушка, смотри! Вон мой папа идёт. Вон он со своими то- варищами-командирами из Академии. Эх, здорово шагает! Я ему сейчас закричу, а то он меня не увидит. Папа! Ура!..

А люди смотрят на них: на внука - весело, на деда - с уважением.

И говорят:

Сын-то у вас бравый, в отца, видно, пошёл. Да и внучок боевой растёт. А по вашим вон наградам, по орденам можно весь путь Армии нашей Советской вспомнить. Вы сами вроде живого памятника!

ВНУКИ БАБУШКИ "КАТЮШИ"

А это что за громадины на параде появились? Будто киты остроносые поплыли. Вот так чудища!

Помнишь, дружок, мы с тобой про "катюшу" говорили? То было первое в нашей армии ракетное оружие. А это сегодняшние внуки "катюши". Только видишь, как они свою бабушку-то переросли! Каждая ракета чуть ли не во всю площадь!

Машут руками им тысячи людей на трибунах, на гостевых местах. Привет ракетчикам!

Засуетились, защёлкали фотоаппаратами, бинокли к глазам приставили военные специалисты из заграничных посольств. Разглядывают, снимают могучие ракеты, которыми теперь наша армия вооружена.

Давно уже есть на свете пушки, из которых снаряды за десятки километров летят. Есть и такие орудия, что выстрелом своим могут врага за облаками достать. Но ни одна самая дальнобойная

пушка в мире не сравнится с этими грозными громадинами-ракетами.

Нет такого места на земле, куда бы не долетела эта ракета. За тысячи километров достанет она врага, как бы он ни прятался, где бы он ни был - на земле или в небе.

Такая же ракета наша первой в мире запустила в небо спутник, который вокруг всей Земли тысячу раз облетел. Такие ракеты вывели чуть ли не под самые звёзды корабли с нашими героями- космонавтами. К дальней планете Венере не раз прилетали советские космические аппараты. А поднимали их в небо и направляли в звёздную даль всё те же могучие ракеты.

Так что уж пусть лучше враги не вздумают испытывать наши силы. Ведь ракеты, которые запускают спутников под звёзды, могут попасть точно в цель не только в небе, но и в любом месте на земле. Так-то вот!..

НИКТО НЕ ЗНАЕТ, НО ПОМНЯТ ВСЕ

Есть в Москве, в саду у кремлёвской стены, могила, возле которой всегда много людей.

Никогда не гаснет над ней посреди гранитной пятиугольной звезды огонь. Всегда горит он - и днём и ночью.

Никогда не увидишь тут увядших цветов. Всегда лежат свежие, недавно принесённые. Бережно уложены букеты и венки..

А убили его враги в одном из боёв за нашу столицу. Уже близко к Москве подошли тогда фашисты. Уже слышно было в городе, как яростно бьют фашистские пушки. Но стойко и бесстрашно защищали Москву наши войска. Да и все жители столицы готовы были встретить врага боем насмерть и не пустить фашистов в Москву.

И не смогли враги пробиться в нашу столицу. Геройски сражались её защитники. Остановили они фашистов возле города, а потом погнали прочь от него.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 5"

г. Донской

Урок памяти

Ко Дню Неизвестного Солдата

по рассказу Льва Кассиля

"Памятник советскому солдату".

Учитель: Романова Надежда Сергеевна

Г. Донской.

2014

Цель:

1. Познакомить с историческими событиями 1941-1945 годов, с памятным местом боевой славы.

2. Развивать способность чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование.

Текст рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» у каждого учащегося.

Электронная презентация.

Конверты с пословицами для групповой работы.

Ход урока.

Учитель: - Сегодняшний урок мы посветим знаменательной дате 70-летию Победы над фашистской Германией.

Слайд 1.

70 лет назад отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества - Великая Отечественная. Но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе - десять, двадцать, шестьдесят, сто, - каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом.

Слайд 2.

Сегодня мы поговорим о подвигах неизвесных солдат.

Ребята, как вы понимаете выражение "неизвестный солдат"? (Ответы учащихся.)

Подготовленный ученик читает стихотворение.

В одном неизвестном городе,
На улице, что без названия,
Жил безымянный герой
Без титулов и без звания.

Вернулся с войны домой
Забытый, бесправный, хромой.
Оставив частицу себя
На поле для воронья.

Слайд 3.

Имя твое неизвестно.

Подвиг твой бессмертен.

Какие дни памяти вам известны?

Слайд 4.

Какие подвиги солдат вам известны?

На уроке вы узнаете еще об одном подвиге советских солдат, о котором рассказал писатель Лев Кассиль. Рассказ называется "Памятник советскому солдату"

Посмотрите на слайд.

Известен ли вам данный памятник? Рассмотрим его подробно. Что вы видите? Какой подвиг мог совершить этот солдат? Сделайте предположения, о чем будет рассказ?

Слайд 5.

Учитель читает рассказ.

Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят... Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад - туда, куда солнце закатывается. Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе - Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов - фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

После прочтения задаются вопросы:

Оправдались ли ваши предположения?

Понравился вам рассказ? Чем? (ответы детей)

В каком немецком городе «начался последний бой войны? »

Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка). Какие они?

Как автор описывает последний бой? Потдвердите свой ответ строками из рассказа. (Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт)

Что случилось с солдатом на улице Берлина? (Увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.)

Что он подумал о ней? («Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную. »)

Какой поступок совершил солдат? (Подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку)

Почему солдату поставили памятник? (Потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг) .

Расскажите, как он выглядит? (Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата) .

Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах стоял испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской,
Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

В чем сходство и различие произведений?(Обсуждение произведений)

Подготовленный ученик читает стихотворение. (Автор неизвестен. стихотворение взято из интернета)

Еще одна ученица читает стихотворение "Разговор у памятника" (автор неизвестен. Стихотворение взято из интернета)

Вот цветы Аленка собирает.

Самый лучший собрала букет
И с вопросом к маме подбегает:

Мама, что такое монумент?
Мать и дочь идут аллеей парка

Вдоль огромных молчаливых плит,
А на них венки пылают жарко:

"Тише, люди, пусть солдат поспит.
Он под пулями прошел немало,

Чтобы вновь земля была в цвету…"
- Надписи… О чем? Прочти мне, мама.

Слушай, дочка, я тебе прочту:
"Мы давно не слышим стонов, криков.

Отгремела страшная война,
Но над нашим подвигом великим

Не имеют власти времена".
Тишина к граниту плит припала.

Солнца луч на каждом лепестке.
- Вот солдат, - Аленка прошептала,

Девочку он держит на руке.
- Мама, эта девочка погибла?

Нет.

А как она спаслась?
- Он упал, прикрыв ее без крика, пуля до нее не добралась.
- Мама, этот дяденька ей папа?
- Нет, он ей не папа и не брат.
За нее он жизнь отдал когда-то. Знаю только то, что он солдат.
Поклонись, Аленка, им обоим, положи к подножию венок.
Не пришел тогда он с поля боя, а для нас он сделал все, что мог

Групповая работа . (Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Выдаются конверты с разрезанными на две части пословицами. По три пословицы каждой группе.)

Задание. Собери пословицу и дай ее толкование.

Пословицы

За правое дело сражайся смело.

Родина - Мать, умей за нее постоять.

Где смелость - там и победа.

Честь солдата береги свято.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Кто иза Родину горой - тот истинный герой.

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Храбрый тот, кто навстречу страху идет.

Смелый боец в бою молодец.

Тяжело в учении - легко в бою.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Мир строит, а войно разрушает.

Сам погибай, а товарища выручай.

Русский боец - всем образец.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Ради чего сражались наши солдаты? В каком году закончилась Великая отечественная война?

Рефлексия.

Викторина.

  • В какой стране установлен памятник Советскому солдату с девочкой на руках?
  • В каком немецком городе был установлен памятник Воину-свободителю?
  • Девочку какой страны спас от огня солдат?
  • Что держит солдат в правой руке?
  • Сколько лет спасенной солдатом девочке?


Книга приведена с некоторыми сокращениями

1. Проверка домашнего задания: прослушивание стихов Е. Трутневой.
- Почему же советские люди смогли победить врага? Прочтите, как называется раздел учебника о Советской Армии. Почему мы называем Советскую Армию родной? (Это армия нашей Родины, охраняет родной народ, в ней служили или служат наши родственники.) На этом уроке мы вспомним о нелегком пути советских солдат на дорогах Великой Отечественной войны.
Советские воины ненавидели фашистов, но рядом с ненавистью не угасали в их сердце доброта и желание сохранить людям жизнь. Где бы ни проходили наши воины, в освобождении каких бы городов ни участвовали, у себя в стране или на земле Болгарии, Польши, Венгрии, Германии, они всюду несли жизнь и спасение. Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Кассиля о советском солдате.
2. Чтение рассказа подготовленными учащимися.
- Понравился ли вам рассказ? Что понравилось?
3. Чтение рассказа вслух по частям:
1-я часть: о чем рассказывается в этой части? Как долго шла война? Обратите внимание на слова, рассказывающие о действиях Советской Армии. ХОстановила, погнала, двинулась, стала освобождать, войска ударили, стали брать.) Где проходил последний бой с фашистами? На чьей земле? Только ли свою страну освободила Советская Армия? Когда мог проходить последний бой с фашистами? О чем рассказывается в этой части? (Ответы записываются на доске.)
2-я часть: прочтите описание боя. Как ведет себя советский солдат? (Прочитайте.) Чью девочку он спасает? Почему он делает это? (Чтение авторских слов о девочке: маленькая, одна-одине-шенька, горюха, неладная - и слов о солдате: солдат наш, добрая душа.) Знаете ли вы, как называют людей, у которых добрая душа, большая душа, великая душа? (Великодушные.) Прочтите эту часть еще раз. Дайте ей название.
3-я часть (чтение этой части сопровождается рассматриванием изображения памятника воину-освободителю скульптора Е. В. Вучетича): где воздвигнут памятник воину-освободителю? Как об этом сказано в рассказе? Прочтите. Почему он стоит высоко над холмами? Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и спасенной девочкой?
- Конечно, наши воины сражались с фашистами не мечами, а более совершенным оружием, но меч издавна был символом военной силы. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Воин разрубает мечом фашистскую свастику. Маленькая девочка на руках воина - символ того, что советский солдат хочет сохранить жизнь всем детям Земли. 3-я часть рассказа содержит описание памятника. Как ее можно озаглавить?
В результате анализа текста на доске записывается план пересказа:
1. Последний бой с фашистами.
2. Спасение немецкой девочки.
3. Памятник воину-освободителю.
4. Перечитывание рассказа и подготовка к пересказу.
- Как называется рассказ Л. Кассиля? От какого слова образовано слово памятник? (На доске запись; помнить, память, памятник.) В память кого поставлена скульптура Е. Вучетича воину-освободителю? Почему советский воин назван освободителем? (Прочитайте 3-й и последний абзацы рассказа.)
5. Задание на дом: пересказ текста Л. Кассиля.
6. Обобщающая беседа.
- Когда началась Великая Отечественная война? Когда закончилась? Почему она называется Великой Отечественной? Чем закончилась война 1941-1945 годов? Когда отмечают День Победы в нашей стране? Кого благодарит советский народ за Праздник Победы? Обратитесь к тексту А. Митяева и стихотворению Е. Трутневой. Расскажите, что вы знаете о советских солдатах - участниках Великой Отечественной войны.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

К 101-ой годовщине со дня рождения всемирно известного детского писателя и журналиста Льва Кассиля 11 июля 2006 года на площади Свободы был установлен памятник «Фантазёр». Автором идеи и скульптором памятника является почётный гражданин города Энгельса К. Матвеева. Вместе с группой скульпторов А. Садовского в сквере, на территории бывшей Покровской гимназии (ныне Технологический институт) воплотили идею в камне - счастливого и беззаботного писателя в молодости, фантазёра и мечтателя, с лопухом на голове.

Лев Абрамович Кассиль – уроженец города Энгельса (ранее Покровская слобода) Саратовской области; в молодости – любимец покровской детворы, организатор кружков и редактор детского журнала, муж С.В.Собиновой (именем её отца названа Саратовская Консерватория), редактор журнала «Мурзилка», в зрелом возрасте – председатель комиссии по детской литературе СССР и руководитель семинаров в Литературном институте им. А.М.Горького.

Также в Энгельсе находится Дом-музей, где провёл своё детство и отрочество знаменитый детский писатель, и улица, названная в честь Льва Кассиля. Любимым праздником городской детворы является карнавал и театрализованные представления, проводимые в день рождения писателя, в которых принимает участие каждый желающий. На один день город Энгельс превращается в страну Швамбранию, пропитываясь духом доброй детской сказки.

Памятник «Фантазёр» является гордостью и достопримечательностью города Энгельса, навевающий добрые, уносящие в детство воспоминания.

Последние материалы сайта