П очему люди умирают?
- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).
Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо различать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.
Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».
Что происходит с душой после смерти?
По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде подробно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправданы: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).
Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?
Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.
Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.
Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.
Какая душа не проходит мытарств после смерти?
Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).
Какое надо иметь понятие о рае?
Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «чертогами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.
В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «новым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая
Читая описания рая, встречающиеся в богословской литературе, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих обителях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святитель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.
Какое надо иметь понятие об аде?
Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непричастного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они сознают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».
По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет преподобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, потому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу имеют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в мировой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.
Для православного христианина мысль об аде и вечных мучениях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богослужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Церковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Христос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.
Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша… и от ада вся свобождша» (от ада всех освободившего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.
Как выдержать горе при смерти близкого человека?
Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был прегражден и человек стал смертным и тленным.
Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).
Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?
Обличающий за вину голос совести затихает и прекращается после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно помнить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, подавать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоугодно, чтобы Бог явил милость Свою о них.
Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благотворить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлетворение и радость.
Что делать, если снится умерший человек?
На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православного христианина.
Сколько дней носят траур по усопшему?
Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.
Кто такой новопреставленный и приснопамятный?
Новопреставленным в церковной традиции именуется усопший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до полуночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда пророчески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).
Приснопамятным обычно именуется человек по истечении сорока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщина со дня кончины усопшего(ей).
Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?
Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.
Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?
После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.
Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?
Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.
Как помочь усопшему?
Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.
Для чего совершается поминовение усопших?
Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь вечную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Церковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.
Можно ли кремировать усопших?
Кремация - это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать кремации, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полагается совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.
Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.
Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?
Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.
Что такое канун?
Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поставить свечи и положить продукты для поминовения усопших.
Зачем надо приносить в храм продукты?
Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.
Какие продукты можно положить на канун?
Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.
Какое поминовение усопших является самым важным?
Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь молится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коленопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содержит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упокоил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.
Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминаемых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.
Что такое родительская суббота?
В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.
Когда бывают родительские субботы?
Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.
Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?
Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение любви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангельская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенностями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.
Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмовыми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших поминаются в алтаре.
Какие еще есть дни поминовений усопших?
Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».
Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.
Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?
Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.
В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.
Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?
Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.
Что делать при посещении кладбища?
Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.
Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?
Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.
Что положено употреблять в пищу на «поминках»?
По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.
К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.
Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?
Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто перешел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгробный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, приняв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к воспоминаниям, чем к молитве.
С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение православных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памятники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохранилась от прошлых советских десятилетий.
Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?
Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.
Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.
Надо ли служить панихиду по младенцу?
Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.
Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?
Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.
Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.
Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребенному усопшему?
Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.
Если стало известно, что погребенный не был отпет по православному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отличие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.
Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.
Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокоении дома и в храме?
В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоятельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.
Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.
Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.
Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?
Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.
Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?
Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.
Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?
Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литургии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Истинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.
Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.
Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мученику У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.
Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?
Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверждать, что он наследовал Царствие Небесное?
Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?
Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каждого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.
«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).
Можно ли в году смерти матери выходить замуж?
Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.
Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?
Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.
Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.
Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела милосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.
Тема сегодня вроде бы печальная. К сожалению, в нашей жизни всегда есть место не только радости, но и грусти. Давайте обсудим, что происходит с душой человека после смерти, как правильно провожать и поминать усопших близких.
Ведь предки говорили – «Когда человек рождается – он плачет, а все радуются. Когда человек умирает – радуется он, но плачут все».
А существуют еще и тонкие тела человека. То, что мы называем аура – это энергетические, так называемые тонкие тела человека, которые выполняют свои функции в жизнедеятельности человека в его земной жизни.
Земное тело человека – это биологическое и 4 тонких тела. Остальные три тонких тела человека – неизменны с момента сотворения Души и актуальны в тонких мирах, когда с матрицы Души снимаются блоки памяти временной, и становится возможной оценка всех воплощений и качество накопленного опыта.
Например, астральное тело «отвечает» за наши страсти и желания.
Ментальное тело – за наши мысли и намерения.
Связь плотного и тонких тел осуществляется за счет энергоцентров, которые называются чакрами.
С точки зрения сакральных знаний на Земле, в плотном теле, рождение и смерть является только лишь трансформацией, перерождением бессмертной Души из тонкого в плотное состояние и обратно.
Причем стресс рождения младенца – намного сильнее стресса смерти. При обоих этих процессах необходимо огромное количество энергии.
В утробе матери дитя помнит все свои прошлые жизни и задачу воплощения, слышит и понимает все, что говорит, чувствует и думает мать, а также ее окружение. Происходит формирование не только физического тела ребенка, но и его тонких тел, которые необходимы для жизни на земле.
Плотное, эфирное, астральное, ментальное, казуальное тела. Это и есть земной человек.
Остальные три тонких тела человека – это постоянная составляющая бессмертной души на пути эволюции в инкарнациях и воплощениях в мирах (и не только на нашей матушке Земле).
В начале родового процесса дитя испытывает сильнейшую боль, сжимаются мышцы матки, удушье, апокалипсис – его мир рушится…
При этом нужно очень большое количество энергии, которая при правильной беременности и правильном поведении матери и ее близких накапливалась в течение 9 месяцев, – и в таком случае роды легкие и быстрые без осложнений.
Правильное поведение беременной женщины очень подробно оговорено в Ведах (да и во всех абсолютно учениях от начала времен), и предки знали желательное и запретное.
Потому и рожали наши прародительницы на стоге сена или в лесочке (где прихватит), а потом своими ножками возвращались с младенцем и спокойно могли идти доить корову, например.
Природное необходимое количество энергии для родов было накоплено, стресс у ребенка минимальный, как говорится – не успел испугаться, а уж и родился.
В принципе так же и умирали, поскольку смерть – это рождение в тонком. А рождение – в тонком смерть…
Предки с детства воспитывали в потомстве правильное понимание смерти – потому ее никто и не боялся… На тризне (то бишь на поминках) вспоминали подвиги, устраивали Бои в честь ушедшего воина.
Энергия смерти, ее качество и количество не зависит от старости или молодости, здоровья или болезни, смерти в постели или в катастрофе.
Она зависит от количества и качества энергий, которые накопила душа человека на его жизненном пути…
Я на простом примере расскажу, как душа покидает тело после смерти. Чем ниже частота вибраций энергии, тем «тяжелее» и дольше происходит отслоение тонкого тела.
Душа, как 4-ступенчатая ракета, при прохождении каждого энергетического фильтра, теряет ракетоноситель.
В астрале остается астральное тело, плотность которого не позволяет проникнуть ему в более тонкий ментальный фильтр.
В ментальном слое Земли – отпадет ментальное тело. Только потеряв все земные тела, от биологического в могилке до ментального в ментальной сфере – фильтре Земли — душа имеет возможность попасть в совсем иные пространства, где собственно и была рождена и где будет решаться дальнейшее.
Или возвращение в школу на землю, возможно и в новый класс… Или на второй год… Или шанс стать студентом первого курса высшей ИЕРАРХИИ… Там тоже полно своих заморочек… Можно и с первой сессии вылететь.
Человек, живший по совести, накопивший энергию, отработавший старые кармические хвосты, буквально может пролететь эти слои, стремительно теряя отработанные тела.
Но сегодня мы говорим об обычных людях, которые жили обычную жизнь – да и большинство сегодня уходящих стариков прожили при воинствующем атеизме.
После наступления биологической смерти первым отделяется эфирное тело, самое тяжелое и плотное из всех тонких.
Именно эфирное тело, которое по разным причинам «застряло» в мире живых, мы называем привидение. И достаточно часто его можно увидеть полупрозрачной дымкой даже в нашем световом спектре зрения.
Теоретически эфирное тело отделяется в течение 3 дней, именно по этому первые поминки обычно устраивают до этого времени.
Скорость отделения зависит от частоты вибраций, от накопленного духовного опыта, и потому у кого-то это происходит в течение нескольких часов, а у кого-то 3 дня.
Но и потому похороны ранее 3 дней и предание тела земле – могут на старте нарушить путь души человека после смерти. Эфирное тело в любом случае отслоится через 3 дня максимум.
Как провожать умершего? Что ускоряет процесс отделения эфирного тела?
1. Омовение , пока тело еще теплое – энергия воды дает дополнительные вибрации.
2. Молитвы родных , а у них истерики, паника, и понимание, что происходит в реальности.
3. Желательно еще до остановки дыхания дать дополнительную энергию – в Тибете монах читает Тибетскую книгу мертвых, у христиан – причащение и соборование, у славян – чтение текстов Славянской книги мертвых, кто то для этого даже нанимал плакательниц или просто устраивает пышные поминки со всеми родственникими и т.д.…
Все религии без исключения имеют свои ритуалы для проводов души и более комфортного отделения тонких тел.
4. Отсутствие криков по теме – «На кого ты меня покинул?» или «Возьми меня с собой». Это тяжелые и очень низкие негативные вибрации, которые якорями цепляются к эфирному телу. А ему и так далеко не сладко.
5. Огонь свечей дает энергию огня – чем больше их горит, тем лучше. Но 2 свечи в изголовье умершего и 2 в ногах – обязательны.
В момент смерти человек может потерять сознание, но затем «приходит в себя».
Сознание сохраняется, потому что Я – это душа. И человек после смерти физической, не подготовленный к такого рода бессмертию, атеист или Фома неверующий испытывает определенный шок.
Нужно некоторое время для ОСОЗНАНИЯ – да, я умер!Но если умер Ваня, то эфирное тело – тот же Ваня.
Только сбросив все земные тела и попав в высшие слои, – снимается блокировка глубинной памяти, и Душа уже знает все свои воплощения, в каких временах и телах был, как жил и проходил уроки, а накопленный опыт анализируется и принимается.
По тоннелю к свету летит эфирное тело. И после попадания в Свет уже не может вернуться в плотное тело. Реанимация невозможна.
Но для этого нужно отделение эфирного тела и обрыв «серебряной» нити.
В самом идеальном варианте – это сожжение тела или кремация…
Нет массы – нет повода задерживаться, уж ничто не держит.
В этом идеальна простая формула Эйнштейна связи энергии и массы. А коэффициент скорость света в квадрате — и есть та самая скорость мысли.
То есть чем быстрее уменьшим массу, тем быстрее освободится энергия, а энергия мысли позволит проскочить ментальные фильтры быстро и легко.
В очень многих культурах и религиях – именно сожжение мертвого тела было погребением. Пепел или развеивали над водой, или предавали земле. Но не тело – а уж пепел.
Что происходит с душой человека после смерти при быстром захоронении до трех дней после остановки дыхания?
А вот это уж из серии заживо погребенные. Сознание Души после смерти сохраняется. Да – эфирное, не плотное, – но по сравнению с астральным и ментальным намного тяжелее…
И начинается путь подъема из-под толщи земли. Ване нужно много энергии, очень много.
Потому даже его позитивные энергетические накопления, вместо того чтобы разумно расходоваться при прохождении низших фильтров, идут тупо на выползание из могилки, на которую стенающие родственники еще мраморные плиты выкладывают и памятники тяжеленные ставят.
Возможно, вы обращали внимание на кладбищах, что некоторые могилы совершенно сухие. Не растут ни травка, ни цветы, ни деревья. Даже на заброшенных и неухоженных могилах трава и бурьян не растут. А на типа ухоженных – ничего не приживается.
Хотя рядом такая же старая и брошенная могилка – но природные чертополохи по грудь ростом. Живут и питаются полезным биоудобрением.И птички рядом не летают и на веточки сухие не садятся.
Это так называемая активная могила, в ней кроме текущей биомассы есть еще кое-кто, который тянет энергию откуда только возможно. Из растений и глупых птичек.
А особенно от людей, что сидят около соседней могилки и поминают с водочкой и куличами. Это ваш Ваня, облитый слезами и зарытый по графику недешевой ритуальной конторы.
Процесс выхода эфирного тела при таких условиях может длиться до 300 лет.
Вот почему важно знать, как покидает душа тело после смерти человека, что с ней происходит, и как провожать усопших близких правильно.
Причем важно не только правильно провожать усопших близких, но и знать, как правильно поминать умерших родственников.
Конечно, поминки после погребения, на 9 дней, и год после смерти дают свою энергию – но по идее эта энергия должна помогать пройти астральные страсти (или мытарства, как называют в христианстве прохождение астрального уровня).
Это конечно не правило, а исключения, но, увы, они бывают. И если родные не соблюдают элементарные правила проводов души близкого человека, последствия могут быть и такими катастрофическими для души.
Итак, как правильно поминать усопших?
Ни в коем случае нельзя фотографировать покойника и похороны, а тем более хранить в доме эти фото…
Нельзя до годовщины смерти выставлять на видное место фото усопшего, и тем более причитать над ним.
В вопросе, как правильно поминать усопшего, важно знание и понимание, что смерть это – не конец, это просто трансформация вашего близкого.
Он – есть, и он продолжает себя осознавать Ваней, как и при жизни рядом с вами на диване. И ему нужна помощь, возможно даже большая, чем родовспоможение акушера вам при рождении вашего ребенка.
Он тоже рождается, и сбросить наработанные тела совсем не просто, потому что мы не знаем законов, мы живем в догмах, а в храм ходим яйца и пасочки святить, не забыв их в корзинку пристроить.
Вашему близкому, его Душе после смерти нужна энергия, и чем больше, тем лучше. Потому важны молитвы и сорокоусты (или какие-то иные религиозные ритуалы в других конфессиях).
Молитесь сами, отпускайте его, душа и без вашего нытья привязана к дому и земной жизни, к детям, внукам, своим привычкам. Нужно помогать разрывать эти связи, а не укреплять их.
Пока тело еще в доме – входная дверь должна быть открыта – никто не знает, в какой момент из 3 дней оборвалась серебряная нить и эфирный Ваня вышел.
У предков было простое средство сохранения тела – на мизинец правой руки привязывали тонкую медную проволоку, и ее конец помещали в глиняную банку или горшок с землей.
Такое заземление не позволяло энергии Души утекать в пространство дома, ведь если человек не подготовлен к смерти, его сознанию нужно время для ОСОЗНАНИЯ смерти своего биологического пиджака.
Потому какое-то время эфир может ходить около вас, учиться пользоваться своим новым состоянием и т.д. Это младенчик, который уже родился, но совершенно беспомощен.
Потому и закрывают зеркала и все отражающие поверхности (а сегодня у нас понаставлено – плазмы, мониторы и т.д. и т.п.)
Для любителей зеркальных стен и потолков, которые накрыть невозможно, – разведите насыщенный солевой раствор и протрите все зеркала, недоступные к покрытию тканью. По высыханию будет белая солевая пленка – Душа себя не увидит, да и соль отражает энергию.
Почему же при клинической смерти люди сразу попадают в тоннель? Я просто уж слышу такой вопрос или комментарий.
Потому что клиническая смерть – это стресс, аварийная перезагрузка программы Бытия, то же можно сказать о людях, которые погибают в авариях, катастрофах и т.д. Там энергия стресса столь сильна, что эфир отделяется мгновенно и 3 дня выжидать не нужно.
Все, собственно, вышесказанное относится к стандартной смерти дома или в больнице, от старости, от хронических заболеваний.
Раскрывая тему, как правильно поминать умерших родственников, хотелось бы коснуться вопроса, что и почему нельзя делать на поминках.
Первые поминки сразу после погребения. Здесь нарушены все древние правила.
Основная задача поминающих – дать Душе дополнительную энергию для перехода.
Потому продукты насилия – мясо, яйца, рыба, – все, что было убито, на поминках есть нельзя.
Это мелочь для живых, а для Души человека после смерти энергия страха, которая сопутствует СМЕРТИ поросенка или теленка, очень сильно тянет вниз. Он сам…Ваня ваш…свежий в страхе смерти.
Второе, что нельзя делать на поминках это пить алкоголь. Спиртные напитки – полное Табу, особенно эта умилительная рюмочка с хлебушком для ДУШИ. Почему? Это туманит сознание и живых, и эфира. Помните это, если вам действительно важно, как правильно поминать усопшего.
Напомню – сознание сохраняется. И душа вкушает энергию, которую излучают продукты. Потому понижающие вибрации продукты нельзя вкушать людям и выставлять для эфирного Вани.
Нельзя на поминках после пары рюмашек начинать обсуждать земные дела.
Почему нельзя это делать на поминках? Все мирское тянет гирями Душу вниз.
Ваня совсем свежерожденный, и пока ему очень интересно все, что происходит в его бывшем и понятном мире.
А до первого фильтра – астрала, первого экзамена в Новом мире еще аж до 9 дней время есть. Потому разговоры на поминках – это пожелание усопшему быстрее оказаться в мире том, ну, и вариации на тему.
Как правильно поминать усопшего? Нельзя предаваться явной скорби и, опять же, про рыдания – нужно держать себя в руках и понимать, что ВАНЯ не умер. Он жив – просто уехал в далекую командировку.При этом ничего у него не болит, он чувствует себя идеально, и около него уже проявляется такая же эфирная Маша с соседнего кладбища. И скоро они на низший астрал пойдут. На мытарства.
На поминках правильная еда – кутья. Рецепты повторять не буду, знают все, но никто не ест, все водку пьют.
Блины обязательны, причем именно первый блин, горячий разламывается руками и усопшему на подоконник кладется.
Любые каши со сливочным маслом, кисели и узвары, хлеб и пироги, причем и хлеб резать нельзя – только ломать. Резанный ножом продукт Душа вкусить не может.
Ну да, представим вездесущую рюмку водки и кусок резаного хлеба для Ванечки. Водки хлебнул, закусить нечем. Энергии – минус…надцать (вернее энергии выделится много, но она ведет такую душу скорее не вверх, а вниз, как вы понимаете, и праведной душе будет только в минус). А астрал и мытарства-то впереди, 9 дней-то еще не настало.
Борщи и супы – только овощные. Я понимаю, что за периоды совдепа и атеизма все настоящие правила забыты, и чем богаче – тем престижней.
На поминках после погребения, и на 9, и на 40 день энергетики — помощь для Души — нужно ставить на подоконник перед фотографией. Стакан с узваром (это компот из сухофруктов, обязательно с медом) и ломанные блины или иная выпечка -только не резанная ножом.
После поминок фото нужно убирать. То есть фото до года не должно стоять на видном месте, тем более, если в доме бегают дети. А при поминании — фото ставится, и перед ним угощение для души.
Если вам дорог ваш Ваня, то сделайте поминки не в кафе, баре, ресторане, а дома, с парой-тройкой родных и соседей, которые реально были близки, а не явились на халявный банкет – попить, пожрать и обсудить свои земные дела.
Поминки – это когда собирается много людей, и они дают энергию свежепогребенному. А не повод напиться, нажраться и забрать у Души такую нужную сейчас энергию.
По мне, чем такие поминки, то лучше вообще без них – здоровее душа будет. Не получит энергии, так хоть накопленную не пропьют!
А пока идет процесс развоплощения. Или подготовки к новому воплощению. Или рождению в новом качестве, эти формулировки – как вашему сознанию удобнее.
Любые похороны сегодня напоминают сборище гусениц, которые потеряли соратника на своей ветке. Гусеница умерла, и ее оплакивают. Только бабочка знает, что она жива, да еще и свободна, да еще и с крыльями. И бабочке не понятно, почему рыдают ее соседки-гусеницы…
Ведь очень скоро и они умрут гусеницами, и станут бабочками, и встреча будет на цветущей поляне.
Понимая, что происходит с Душой после смерти человека, нам легче будет понять, как правильно провожать и поминать усопших, что и почему нельзя делать на поминках. Ведь наша задача – помочь умершему родственнику спокойно уйти и родиться в новом качестве.
Следующая статья будет о прохождении Душой астрал. Или по-христиански – мытарства.
В России принято отмечать важные даты - при жизни это дни рождения, а после смерти - вспоминать и день ухода. Особенно важна эта дата для христиан. Ведь они верят в воскресение и последующую вечную жизнь с Богом. Поэтому существование души не имеет окончания для верующих. Как же достойно, по христиански, помянуть усопшего в годовщину смерти?
В православии принято поминать усопших, был такой обряд и у древних славян. Совершается он в сам день похорон, затем спустя 9, 40 дней. В годовщину смерти тоже принято собираться за особой трапезой. Как помянуть усопшего, если он был христианином? Самое главное - конечно, молитва. Также необходимо воздержаться от обильных возлияний, а лучше вообще от спиртного. Ни в коем случае торжественные поминки не должны превратиться в буйное веселье. Это весьма далеко от христианских традиций.
Помимо частной молитвы, на годовщину смерти в церкви заказывают:
Обязательно на любом этом поминовении должны молиться сами члены семьи, друзья покойного. Ведь батюшка не может вложить те чувства и эмоции, которые испытывают близкие. Он выступает как исполнитель обряда. Конечно, его молитва имеет силу, но нельзя вся передоверять другим. Ведь речь идет о посмертной участи родного человека.
Но и это не все, что заказывают в церкви. На годовщину смерти уместна Псалтырь. Обычно ее заказывают в монастырях, делается это на длительный срок. В зависимости от пожертвования на месяц, на полгода или на целый год. Опять же - обязательно самим вспоминать умершего каждый день. Для этого в утреннем правиле есть особые краткие молитвы.
В церковных лавках продаются специальные книжечки, куда можно вписать всех, кого необходимо поминать. Эту книжку можно брать в храм, чтобы при подаче записок никого не забыть. Когда дьякон или священник будут читать записки, обязательно самим молиться.
Существуют как частные поминки, так и специальные церковные праздники, когда принято ехать на кладбища. Это так называемый «родительский день», отмечается он несколько раз. В эти дни тоже надо поминать умерших, независимо от того, когда они отошли в мир иной.
Пусть даже это не годовщина смерти, радостные слова «Христос Воскресе!» должны услышать все усопшие. Название у памятного дня соответствующее - Радоница. Для всех есть надежда на вечность с Богом, поэтому день этот предназначен для совместной радости - в небесах и на земле. На могилках принято совершать трапезу, приносить крашеные яйца, блины, остатки трапезы раздавать бедным.
Поминают всех усопших также в другие дни:
Умерший человек все равно остается членом вселенской церкви, поэтому заказывать поминальные службы можно постоянно.
Достойная кончина - это венец жизни верующего. В ежедневных молитвах есть прошения, чтобы Бог сподобил непостыдной смерти. Православные стремятся исповедоваться и причаститься перед встречей с Создателем. Существуют особые обряды, которые совершаются над умирающим. После смерти они уже не повторяются.
Чтобы годовщина смерти была отмечена достойно, начать поминовение необходимо в храме. Это может быть присутствие на Литургии, затем на панихиде, либо просто заранее заказанная лития. После этого проехать на кладбище, там совершить гражданскую панихиду, либо прочесть 17 кафизму. После этого совершить трапезу, вспомнить покойного, совершить уборку на могиле. Пить водку, тем более лить ее на могилу - не православный обычай, который ничем не поможет умершему!
На могилы лучше приносить живые цветы, это соответствует христианским традициям. В храмах никогда не бывает искусственной зелени, ведь у Бога нет мертвых. Одно время церковь даже пыталась запретить традицию украшать гробы венками с надписями, но победить ее оказалось непросто. Такой обычай вызван не столько жадностью или язычеством, сколько направлен против вандализма, который, к сожалению, часто встречается на российских кладбищах.
А вот воздержаться от выпивки можно и нужно. Боль от потери велика, но надо найти другие способы справиться с ней. Вряд ли усопшего обрадует подобное поведение. Лучше деньги не тратить на горячительное, а раздать их нищим на помин души.
Поминать в годовщину смерти можно и дома. Бывает, что выехать на кладбище невозможно в силу разных обстоятельств. Тогда необходимо пригласить всех, кто захочет участвовать, подготовить особую трапезу. Обычаи ставить прибор для покойника, занавешивать зеркала не являются православными.
Перед тем, как сесть за стол, необходимо помолиться. Один из родственников должен прочесть 17 кафизму, либо чин панихиды. Во время молитвы возжигаются свечи. Затем можно приступать к трапезе. Она должна пройти достойно, разговоры должны быть приличными, шутки и смех неуместны.
Языческие трапезы по покойным проводились с большой помпой. Считалось, что чем дороже и пышней будет поминальный пир, тем лучше будет за гробом новопреставленному. Тризны сопровождались не только обильными возлияниями, но и танцами, песнями, соревнованиями. Смысл христианских похорон и поминок совсем иной. Они должны поддерживать молитвенную память о человеке, который даже не считается мертвым, а перешедшим в иной мир.
К столу подаются особые блюда. Обязательно в их число входит кутья. Это пшеничная каша, которую иногда заменяют рисовой. Но главная ее особенность - она готовится сладкой, заправляется изюмом, другими сухофруктами, медом. Желательно эту пищу освятить во время службы. Сладость символизирует радость, которая ждет праведников на небесах.
Когда прочитаны все необходимые молитвы, кто-то может прочесть и стихи на годовщину смерти. Никаких церковных запретов на этот счет нет. Стихи должны напоминать о достоинствах усопшего, о его духовных качествах. Конечно, у всех есть недостатки, но христиане уповают на милость Божию, стараются не вспоминать о них, а молиться о том, чтобы грехи были прощены.
Год со дня смерти принято отмечать не только в Росси. Поминают усопших также в азиатских странах. В Японии, Вьетнаме, Корее и Китае существуют собственные традиции. Последователи иудаизма поминают умерших родителей, братьев, детей. Правда, дата годовщины у них не совпадает с общепринятым календарем. Во время поминок принято поститься, мясо и вино под запретом.
Какие молитвы в годовщину смерти читаются дома, чтобы поминать покойного? Лучше всего подходит Псалтирь, устав чтения указан в каждом православном издании. Между псалмами идут в таком случае особые молитвы, где упоминаются имена усопших. Это самый лучший вариант. Можно читать и акафисты, но Псалмы написаны намного раньше. Также все христианские церкви признают их богодухновенность.
Существуют случаи, когда Церковный устав запрещает поминать покойных за Литургией, заказывать за них панихиды, проводить отпевание. Это распространяется на тех, кто был крещен, но не ходил регулярно в храм, то есть не был воцерковлен. Воцерковленным считается человек, который принимает участие в исповеди и Причастии, все остальные считаются «захожанами».
Правда, на практике часто от этого правила делаются отступления. Тут все зависит от правящего архиерея. В любом случае, необходимо уточнить этот вопрос у духовенства.
Также однозначно запрещено от лица Церкви поминать тех, кто свел счеты с жизнью добровольно. Если человек погиб на войне, защищая других, это не считается самоубийством. Вообще смерть на войне - одна из самых почетных. А вот смерть от передозировки наркотиков - это вид самоубийства.
Однако святые отцы учат надеяться на милость Божию. За таких людей разрешается молиться келейно, даже существует особый акафист за самоубийц, составленный в прошлом столетии. Также можно добавить что-то от себя, но слишком усердствовать тоже не стоит. Нам неведомы все духовные законы, подобные молитвы могут окончиться расстройством психики для того, кто хочет сделать доброе дело.
Когда человек окончил земной путь, ему не нужны ни пышные похороны, ни дорогой гроб или мраморный памятник. Молитва - вот главная помощь, которую мы можем оказать своим усопшим близким. Это не просто дань традиции, а спасительная нить, которая может довести человека до Царства Божия. Особенно важно молиться в первые дни, когда душа проходит мытарства. Но и после того, как прошел год или два, делать это необходимо.
Согласно православным традициям, душа умершего человека сорок дней скитается по земле, прощаясь со своими родными и близкими. Сороковой день – очень важный для души, именно тогда она предстает перед лицом Божьим и отвечает за все свои жизненные поступки. В этот день сама душа уже не в силах что-либо изменить, но это подвластно родственникам и друзьям усопшего. Наши предки свято чтили церковные традиции, это же прививали и нам. Но сегодняшний ритм жизни ставит нас порой перед сложным выбором. Никто не в силах остановить время или заставить бежать его быстрее, не всегда поминки совпадают с нашими выходными, и актуальным для многих остается вопрос: можно ли сорок дней поминать раньше?
День смерти считается первым, когда душа начинает блуждать между мирами. Скитания заканчиваются на сороковой – решением о дальнейшей судьбе души. Важность этого момента невозможно переоценить. Самое главное, что мы можем сделать, – молиться о человеке, вспоминать все его положительны качества. Своими молитвами и воспоминаниями мы просим высшие силы вынести положительный вердикт и быть милосердными.
Поминать усопшего следует на протяжении всех сорока дней, поэтому на вопрос, можно ли поминать человека раньше, ответ может быть только «да». Однако именно в 40-й день необходимо посетить церковь и заказать поминальную молитву. Постарайтесь как можно чаще вспоминать ушедшего добрыми словами.
Если у вас нет возможности организовать поминальный обед на 40-й день, не расстраивайтесь. Сама по себе поминальная трапеза не имеет никакого значения для умершего. Важен не обильный стол и всевозможные яства, а важно ваше внимание, молитвы и воспоминания. Подайте в церкви записку на литургию, на 40-й день посетите службу, по окончании которой закажите панихиду.
Традиция собирать близких людей за поминальным столом существует на протяжении многих лет, церковные служители же отмечают, что в особо важные дни после смерти человека огромную роль играют именно молитвенные поминовения, а не поминальные обеды. В древние времена было принято делиться едой с бедными и нищими, присутствовать на службе и заказывать поминальную молитву во имя спасения души усопшего.
Следует отметить, что поминальные дни нередко приходятся на большие церковные праздники. Священнослужители призывают провести время не за столом с друзьями и близкими, а в церкви – в молитве за душу и во имя всех святых.
Очень важно не просто заказать молитву об упокоении души, но и присутствовать в это время в храме, обращаясь к Господу вместе со всеми. Именно молитвенное поминание не следует переносить на сутки раньше или позже, оно должно быть проведено в важные для души дни – 3, 9 и 40-й после смерти.
Горе может постичь каждую семью. Годовщина смерти – это одна из траурных дат, которые нужно просто пережить. В эти дни все родные поминают добрыми словами усопшего, высказывают свои соболезнования, делятся пережитым. Как правило, годовщину смерти близкого человека отмечают в небольшой, узком семейном кругу. Многие задаются вопросами: как правильно нужно поминать усопшего, какие блюда готовить на стол, какие стоит знать молитвы и что ставить в церкви. Попробуем разобраться во всех этих моментах с точки зрения христианской морали, которая превалирует над другими вероисповеданиями. Начнем мы с небольшой исторической справки.
Поминать и трапезничать по поводу годовщины смерти близких родственников начали со времен появления христианства на Руси. Сами Поминки или поминание – это траурный ритуал, во время которого вспоминают об усопшем, чтят его память. По сути, каждая религия имеет похоронный и поминальный ритуал. Мы будем говорить о христианских верованиях исключительно потому, что эта религия самая распространенная в России. Однако согласно православным учениям, поминать можно только крещеных людей. Православная церковь не молится и не поминает самоубийц, некрещенных людей, и всех неправославных и отступников. Христиане поминают всех усопших в 3 этапа: на третий день после смерти, на девятый и сороковые дни. Основу составляет поминальный обед. Во время его родные, близкие и знакомые вспоминают добрым словом усопшего, его хорошие дела и поступки. В день похорон на кладбище могут прийти все желающие, равно как и сесть за поминальный стол. В обязательном порядке тело покойника везут в церковь или отпевают дома. А уже на 9 дней зовут за поминальный стол только близких людей. Обязательно ставят возле фотографию покойного, наливают стакан воды и кладут соль, хлеб. Нужно отметить, что делать это начали еще далеко до принятия христианства на Руси, по сути, это языческая традиция, прижившаяся до наших дней.
На сороковой день после смерти могут пригласить всех желающих и тех родственников, и друзей, которые не смогли прийти на похороны. Трапеза получается большой. То же происходит и на годовщину смерти, когда зовут близких и родных людей.
Мы привыкли отмечать Поминки на 3, 9 и 40 день. Но почему так происходит? Что об этом говорит православная вера? Третий день мы поминаем усопшего в честь Воскресенья Христа, который поднялся на небеса как раз на третий день после распятия. Девятый день пришел к нам из православной традиции почитать ангелов, которые просят у Господа поминовения для умершей души. Сороковой день почитается православными в честь вознесения Христа. Именно до этого периода принято считать, что душа находится в скитаниях, ища Бога. И решение это происходит именно на 40 день. Именно тогда происходит главное – определяют место души до наступления Страшного Суда. А вот начинается новая жизнь с годовщины после смерти.
В годовщине со дня смерти нужно хорошо подготовиться. Вам необходимо заранее предупредить всех людей, которых вы считаете важным видеть на траурных поминках. Как правило, это самые близкие люди: родственники, друзья, коллеги по работе. Вам нужно точно определиться с тем, на сколько порций накрывать стол. Лучше приготовить или заказать больше еды, и остатки отдать беднякам и нищим.
Первое, что нужно сделать в годовщину смерти – это проведать могилку покойного и положить цвету, можно зажечь лампадку и почитать заупокойную молитву. Итак, чтобы правильно организовать поминальную годовщину вам будет необходимо:
Пожалуй, основное во всем этом – искренняя молитва за душу умершего, которая поможет обрести покой на том свете. Разумеется, лучше заказать в церкви Божественную Литургию и присутствовать на ней, вместе с другими прихожанами вознестись со словами скорби и уважения к душе покойного.
Без молитвы душа покойного будет пребывать в страданиях. Именно поэтому заказывают Литургию и рано утром заказывают обедню об упокоению души. Для этого нужно прийти в храм еще до начала службы. После съедают просфору и поминают покойного. Некоторые заказывают на год Сорокоуст и в обязательном порядке ставят свечку за упокой души. Кроме того, всегда можно читать заупокойные молитвы.
Многих интересуют следующие вопросы:
Здесь главное точно знать, не попадает ли этот день с церковным праздником или постом. Если так происходит, нужно придерживаться церковных канонов и готовить постную еду. Если же день по календарю христианина позволяет есть мясные блюда, то их тоже можно включить в траурное меню. Христианские догматы гласят:
Непосредственно перед тем, как сесть за стол, старший взрослый мужчина читает молитву и благодарит за все хорошее покойного. Обед стоит начинать с кутьи, которую нужно съесть 3 ложки. Обратите внимание, что на столе из столовых приборов находятся только ложки. А кутью лучше варить из зерна. Это тоже языческая традиция, символизирующая воскресенье души.
Блюда на поминальный стол каждая хозяйка подбирает по своему вкусу. Лучше, чтобы это были скромные, постные блюда, без особых изысков и та еда, которую больше всего любил покойный. Чаще всего это борщ или лапша на первое, картофель с мясом, отварная и жареная рыба, салаты из капусты, голубцы и проч. Варят много компота, узвара, ставят сладкие напитки для детей.
Количество блюд на поминальном столе не существенно важно. Ведь главное, не убранство стола, а память об усопшем, добрые слова и помыслы. Ведь каждый человек, с которым сводит нас судьба, так или иначе учит нас чему-то. На отдельном столике обязательно нужно поставить фотография покойного с черной лентой, стакан воды, соль и кусочек хлеба. С этого дня душа усопшего переходит в Царствие небесное.
В этот день нужно одеться в темное, женщины покрывают голову черными платками, мужчины одевают пиджаки и костюмы. Говорить нужно не громко, за столом после молитвы можно произнести речь благодарности, вспомнить о доброте умершего, напомнить о каком-то интересном случаен из его жизни.
Не стоит заводить громких разговоров или скандалить. Именно поэтому лучше не пить спиртных напитков. Отдайте предпочтение кагору или некрепким сухим винам. Если кто-то из присутствующих находится в стадии алкогольного опьянения, его лучше тихонько вывести из трапезной или корректно попросить удалиться.
В конце дня не лишним будет отдать еду со стола больным и нищим. Такими поступками вы сделаете добро не только для усопшей души, но и для себя. Ведь никогда не поздно стать милосердными и добрыми!
Иногда по разным причинам случается так, что годовщину смерти нужно перенести. Можно ли отмечать траурный день заранее? На этот вопрос точно сможет ответить ваш православный священник, которому вы расскажите о причине переноса и сможете посоветоваться. Случается, так, что дата выпадает на какой-то большой православный праздник. В таком случае можно перенести траурную дату на несколько дней.
Фотографии Антона Дергачева (кроме первой), комментарий Владимира Дергачева Идеальная супружеская пара на лебедях, которая вот-вот поцелуются. Фонтан «Супружеская или Брачная карусель» создан по мотивам немецкого средневекового поэта и композитора Ганс
Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структ
Александр Гущин За вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Яркая, красивая ягода вишня содержит в себе огромное количество полезных микроэлементов и витаминов. Ее универсальность в кулинарии позволяет приготовить массу хороших, вкусных, уникаль
Ни одна кастрюля в мире не сварит пшенную кашу на молоке так вкусно, как это сделает мультиварка. И ни одна плита не справится с ее приготовлением так быстро, как мультиварка-скороварка. Простой и здоровый завтрак – сладкая пшенная каша на молоке, сдобрен
Название: Рыцарь пентаклей, Рыцарь денариев, Рыцарь монет, Воин монет, Рыцарь бубен, Путешественник, Завоеватель Дел, Всадник, Кавалер, Полезный человек, Повелитель Земель Диких и Плодородных. Значение по Папюсу: Выгода, Прибыль, Польза, Интерес. Важное
Томный август у многих Тельцов станет благоприятным временем для развития личных отношений. В этот период у представителей данного знака Зодиака возникает возможность использовать на полную катушку свое природное обаяние для успеха в сердечных делах. Чтоб