Общие сведения об абае. Абай кунанбаев. Биография Абая Кунанбаева

30.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Абай (Ибрагим) Кунанбаев (каз. Абай нанбайлы (инф.)) (29 июля 1845, урочище Жідебай, Семипалатинский уезд, Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Казахстан - 23 июня 1904, там же) - казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой на основе просвещённого ислама.

Настоящее имя - Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая - также известный казахский поэт Шакарим Кудайбердиев.

Биография

Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению в Абайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.

Характерна история стихотворения «араы тнде тау алып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.

Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов.

Некоторое время Абай работал волостным упра­вителем.

Бестолково учась, я жизнь прозевал. Спохватился, да поздно. Вот он, привал! Полузнайка - я мнил себя мудрецом И заносчиво ждал наград и похвал. Остальных мечтал за собою вести, А они меня сами сбили с пути. Я - один, а наглых невежд не сочтёшь, И нелепые шутки ныне в чести. Ни друзей у меня, ни любимой нет. Я устало пою на исходе лет. О, каким необъятным казался мир Той порой, как встречал я жизни рассвет!

(Перевод А. Штейнберга)

По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского.

В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев - это одна из выдающихся личностей Казахстана. Предлагаем подробнее рассмотреть биографию Абая Кунанбаева и узнать, какой путь проделал этот великий человек.

Абай родился в конце первой половины XIX века в семье известного бая Кунанбая Оскенбаева на территории нынешней Восточно-Казахстанской области. От отца будущий писатель перенял лучшие мужские черты: целеустремленность, смелость, человечность и справедливость. Именно отцовский пример стал ориентиром для Абая в жизни и творчестве.

Надо сказать, что имя «Абай» (‘осторожный’), известное в литературном мире, - это всего лишь прозвище, которое дала мальчику его бабушка Зере. При рождении будущего поэта нарекли Ибрагимом.

Если отец научил мальчика быть мужчиной, то мама во многом привила ему любовь к творчеству. Улжан была мудрой, доброй и острой на язык женщиной. Она происходила из знатного рода шаншар, который издавна славился своим остроумием. Сыну она рассказывала древние легенды, сказания о подвигах батыров, пела песни.

Однако в большей мере на творческие наклонности маленького Ибрагима повлияла бабушка. Вместе они проводили много времени. Зере рассказывала внуку истории и сказки, при этом Абаю всегда было мало. Он с упоением слушал сказания о жизни великих людей. Для будущего поэта бабушка стала первым наставником и учителем. Именно ей и матери он обязан умением интересно и красиво говорить.

Заметив, что сын жадно тянется к знаниям, отец довольно рано отдает его на воспитание к мулле. Затем он продолжает учебу в медресе (мусульманская духовная школа). Там он постигает грамоту и учится персидскому и арабскому языкам.

Будучи совсем юным, Абай оттачивал навыки ораторского искусства. Отец дал возможность развить их на практике. Он отозвал тринадцатилетнего сына с учебы, чтобы передать знания управления и обучить обязанностям главы рода.

Абай нередко участвовал в родовых распрях и судебных разбирательствах. Здесь главной силой выступало слово. Чем красноречивее и находчивее человек, тем выше его шансы на победу. К сожалению, интересы отца и сына часто не совпадали.

Кунанбай в таких делах руководствовался только выгодой для семьи. Абай не мог с этим мириться, поэтому шел наперекор воле отца и принимал решения по справедливости. На этой почве их отношения настолько испортились, что Абаю пришлось покинуть семью.

Идеи и философия Абая Кунанбаева

После разрыва отношений с отцом Абай провел следующие двадцать лет, изучая мировых, восточных и российских классиков. Постигал искусство слова. Много размышлял над философскими вопросами, такими, как связи человека, общества и закона.

Абай был одним из первых демократов того времени. Он считал, что все законы и ответственные решения должны приниматься только в интересах народа. В своих произведениях Абай изобличал пороки власть имущих: взяточничество, ложь, подхалимство и злоупотребление должностными полномочиями.

Абай всей душой ненавидел баев и биев, которые подкупом получили свои места. Народу они обещали процветание и решение проблем, а как только вступали в должность, тут же забывали о своих словах.

Примечание: при царской России власть баев и биев была ограничена, однако решение вопросов местного значения и суды были в их юрисдикции. Поэтому обычным людям приходилось иметь дело с ними.

Учитывая, что на большинстве выборов побеждали благодаря обману и подкупам, действовать иначе, кроме как в интересах царизма, чиновники не могли. По этому поводу Абай написал несколько строк: «Перед начальством русским бий юлит и гнется как лоза…».

Такое же отношение у него было к духовенству, которое также не редко покупало свои должности. Абай считал, что большинство из них - это люди далеко не высоких моральных устоев, которые используют положение для личного обогащения.

Поэт хотел, чтобы народ развивался и шел в ногу со временем. По его мнению, каждый разумный человек должен осознанно относиться к окружающей действительности. Главные пути достижения этого Абай видел в труде и образовании.

Большое внимание в просветительской деятельности Абай уделял именно труду. Он считал, что упорный труд делает человека богатым как духовно, так и материально. С этой мыслью поэт в своих произведениях обращался прежде всего к молодежи. Ему было невыносимо наблюдать, как молодые казахи проводят жизнь в праздности.

Увеличение благосостояния народа Абай видел в развитии:

  • Торговли, поскольку она служила средством общения между народами и стимулировала развитие производственных отраслей.
  • Ремесел, потому что казах, который умеет что-то изготавливать своими руками, всегда будет при деле и сможет прокормить себя и семью.
  • Земледелия, так как этот род деятельности был выгоднее скотоводства, обеспечивал лучшую основу для развития общества и не настолько зависел от изменчивого климата Великой Степи.

Другое дело, что раскрыться казахскому народу в то время не позволял общественный строй. Чиновники и духовенство пользовались невежеством простого люда, обманывали его и нагло грабили. Абай был уверен, что сломить существующий порядок вещей может только просвещение и развитие науки.

Эти и другие вопросы, в частности проблемы морали и права, Абай Кунанбаев поднял в знаменитом произведении «Слова назидания» (каз. «Қара сөз»). Это прозаическая поэма, состоящая из 45 притч.

Изданное уже после смерти автора, «Черное слово» (так дословно переводится название с казахского) стало жемчужиной казахской литературы и утвердило Абая как ее первого классика. Произведение имеет несколько вариантов перевода на русский язык. Были попытки изложения на немецком и китайском, однако на этих языках передать глубокий смысл философских рассуждений Кунанбаева не удалось.

Абай Кунанбаев: семья

У великого поэта было трое сыновей, все они выросли творческими, образованными личностями. Однако судьба не дала им раскрыться.

Первый сын Акылбай родился в 1861 году, но рос вдали от отца, поэтому не получил надлежащего образования. Однако после их воссоединения Абай заполнил этот пробел. Под влиянием отца у Акылбая проявились творческие способности. Он написал как минимум три поэмы:

  1. «Жарах» - не сохранилась.
  2. «Зулус» - до нас дошли лишь несколько куплетов.
  3. «Дагестан» - сегодня это произведение имеет огромную историческую ценность.

Абай Кунанбаев любил своих детей одинаково, но большие надежды возлагал на Абиша - второго из сыновей. За знаниями он отправил его в Тюмень, а затем в артиллерийское училище Санкт-Петербурга. Однако после учебы Абиша не приняли на военную службу, так как тот подхватил туберкулез. Смертельная болезнь забрала жизнь парня на двадцать седьмом году в городе Верном (Алматы).

Перенести этот удар Абаю помогло творчество. В память о сыне он сочинил девять стихов, однако до конца оправиться от потери так и не смог. Воспоминания жгучей болью отзывались в его душе.

На младшего сына Магаша поэт возлагал не меньшие надежды, и он их оправдал. Начальное образование он получал в медресе и городском училище, пока не заболел. Боясь потерять еще одного ребенка, Абай забрал Магаша и лично занимался его просвещением.

Парень вырос умным, смелым и целеустремленным. Конечно, с таким отцом он не мог не полюбить поэзию. Результатом его увлечения стали поэмы: «Енлик-Кебек», «Абылай» и самое объемное произведение «Медгат-Касым».

Народ обожал Магаша за его справедливые решения в судах. Ему бы блистать и покорять сердца людей, но у судьбы были другие планы. Младший сын великого поэта покинул этот мир на тридцать четвертом году жизни.

Абай не выдержал утраты, и через сорок дней после смерти Магаша Аллах забрал его. Старший сын Абая, единственный, кто пережил отца. К сожалению, ненадолго. Акылбай отправился вслед за ним, через месяц после его кончины.

Абай Кунанбаев: стихи

Творческий талант Абая еще в юности распознал известный поэт Дулат, который был частым гостем в доме Кунанбая. Первые стихи Абай начал писать во время учебы. Но они не дошли до нас, так как в то время было не принято издавать сборники, а обрывки бумаги, на которых поэт записывал стихи, утрачены навсегда. Мы можем судить о первых творческих потугах Абая только по произведениям, которые люди передавали из уст в уста.

Активная творческая жизнь Абая началась в 1886 году, когда ему было уже больше сорока лет. Один из первых стихов того времени - «Лето». В нем он описал красоту казахской степи и жизнь обычных людей.

Абай Кунанбаев был поэтом-импровизатором, который никогда не сидел над строками и не дорабатывал их. В моменты вдохновения с бледной кожей и слезами на глазах он бежал со всех ног за пером и записывал рифмы, которые лились словно река.

Сам поэт говорил, что, возможно, если бы он шлифовал стихи, то они были бы намного лучше. Однако даже без обработки строчки произведений Абая Кунанбаева до сих пор считаются примером идеального слога.

Большинство стихотворений Абая написаны в лирической форме с использованием шести- и восьмистишия. Всего в его творческой копилке около 170 стихов. В них он воспевал родные края, казахский народ, женщину и выступал против невежества и социального неравенства. Среди знаковых творений можно выделить стихи Абая Кунанбаева на казахском:

  • «Көзімнің қарасы»;
  • «Ғашықтық тілі - тілсіз тіл»;
  • «Қызарып, сұрланып»;
  • «Кулембаю».

В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

Как и в случае со стихотворениями, первые песни Абая не дошли до нас, однако нам доступно его более позднее творчество:

  • «Айттым сәлем, Каламкас»;
  • «Татьянаның хаты»;
  • «Қорболды жаным»;
  • «Ата-анағакөз қуаныш».

В этих и других песнях он пытался передать красоту окружающего мира и донести до людей свои идеи и убеждения.

Вклад Абая Кунанбаева в развитие культуры и общности казахского народа сложно переоценить. Невероятно насколько близок к обычным людям был человек, который принадлежал к высшему сословию. Современники Абая говорили, что он значительно опередил ту среду, которая его породила, и с ними нельзя не согласиться. Рекомендуем прочесть назидания Абая. Большинство притч актуальны по сей день.

Абай Кунанбаев
Имя при рождении: Ибрагим Кунанбаев
Род деятельности: поэт, композитор, мыслитель, общественный деятель
Дата рождения: 29 июля (10 августа) 1845
Место рождения: урочище Жидебай, Сибирская губерния, Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Российская империя (ныне - в Абайском районе, Восточно-Казахстанская область, Казахстан)
Подданство: Российская империя
Дата смерти: 23 июня (6 июля) 1904
Место смерти: Семипалатинская область

Абай (Ибраги́м) Кунанбаев (каз. Абай Құнанбайұлы) (29 июля 1845, урочище Жидебай, Семипалатинский уезд, Сибирская губерния, на территории современной Восточно-Казахстанской области - 23 июня 1904, Семипалатинская область (Российская империя)) - казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.

Настоящее имя - Ибрагим (Ибраһим - араб. аналог имени пророка Авраама), но прозвище Абай (каз. Абай - «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая - также известный казахский поэт Шакарим Кудайбердиулы.

Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинского уезда Сибирской губернии (с 1854 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению в Абайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске одновременно с посещением русской школы. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.

Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» ("Горы дремлют в тёмной ночи"), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» ("Ночную песню странника"), Лермонтов переложил её на русский язык ("Горные вершины спят во тьме ночной..."), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.

Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов.

Некоторое время Абай работал волостным упра­вителем.
AbaiPainting.jpg

Бестолково учась, я жизнь прозевал.
Спохватился, да поздно. Вот он, привал!
Полузнайка - я мнил себя мудрецом
И заносчиво ждал наград и похвал.
Остальных мечтал за собою вести,
А они меня сами сбили с пути.
Я - один, а наглых невежд не сочтёшь,
И нелепые шутки ныне в чести.
Ни друзей у меня, ни любимой нет.
Я устало пою на исходе лет.
О, каким необъятным казался мир
Той порой, как встречал я жизни рассвет!

(Перевод А. Штейнберга)

По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице (Александра Македонского).

В истории казахской литературы Абай занял почётное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввёл новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала народной:

Ты - зрачок глаз моих,
Пламень душ золотых.
Сердцу мук не избыть
Столь глубок шрам от них.

И мудрец весь седой,
Покачав головой,
Скажет: «Нет, средь живых
Не встречал я такой!»

Весь в слезах я брожу
И тоской исхожу,
Жемчуг слов дорогих
Для тебя нахожу.

Не страшись, что в тиши
Говорю от души,
Иль самой невдомек!
Дивный день предреши…

Абай Кунанбаев оказал большое влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев » - некролог казахского народного поэта была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский выбрал в качестве видных представителей казахской литературы Абая Кунанбаева и Миржакипа Дулатова для публикации их текстов в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

Слова назидания
Основная статья: Слова назидания

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое (буквально - чёрное) слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Қара сөз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Ещё в 1945 г., к 100-летию со дня рождения Абая, в издательстве «Художественная литература» вышел сборник избранных переводов его произведений на русский язык, содержавший перевод Виктора Шкловского под названием «Назидания». Позднее этот перевод выходил в свет в 1954 и 1979 г. Также известны переводы казахского писателя Сатимжана Санбаева под названием «Слова назидания» (1970 год) и писателя Ролана Сейсенбаева, который называется «Книга слов» (1992-1993 гг.).

Сочинения (основные издания)
Первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» (под ред. Какитая Искакова) - Санкт-Петербург, 1909; Казань, 1922; Ташкент, 1922.
«Абай Кунанбайұлы толық жинақ» (полное собрание стихов под ред. М. Ауэзова), Кызыл-Орда, 1933.
Кунанбаев А. Лирика и поэмы / Под ред. Соболева, предисл. М. Ауэзова, Москва, Гослитиздат, 1940.
Абай Кунанбаев. Избранное. Пер. с каз. под ред. Л. Соболева. Алма-Ата, Худ. лит., 1945.
Абай Кунанбаев. Собрание сочинений (в одном томе), Москва, 1954.
Құнанбаев А. Шығармаларының толық жинағы (екі томдық) - Алматы, 1954 (преизд. 1968, 1986, 2002).
Абай. «Слова назидания» (Кара соз). (Пер. с каз. С. Санбаева), Алматы, Жалын, 1979, 1982.
Абай. «Книга слов» (на китайском языке), Пекин, 1995.
Құнанбаев А. «Книга слов» (Қара сөз). (Пер. с каз. Р. Сейсенбаева), Семипалатинск, 2001.
«Двадцать стихотворений Абая» (все известные их переводы, сост. и пер. М. Адибаев), Алматы, 2005.
Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, 2006.
Abai. Zwanzig Gedichte («Двадцать стихотворений» под ред. Г. Бельгера), Koln, Onelverlag, 2007.

Литература (ранние публикации)

Рамазанов Н. Статья в «Восточном сборнике в честь А. Н. Веселовского». - М. 1914.
Саади А. Статья в «Ак-Юл» (на казахском языке). Ташкент, 1923. № 355, 356, 359, 363, 369, 372.
Кабулов Ильяс. Статья в газете «Советская степь», Кзыл-Орда, 1928. № 174.
Мустамбаев, Статья в газете «Советская степь», Кзыл-Орда, 1928. № 191.
Аршаруни А. Заметки о национальной литературе. Журнал «Новый Восток». № 23-24.

Память
Филателия

Памяти казахского поэта посвящён ряд почтовых марок и других филателистических материалов, выпущенных в СССР, Казахстане и других странах:

Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая А. Кунанбаеву, 1965, 4 копейки (ЦФА 3220, Скотт 3059)

Почтовая марка Казахстана,
1995 год, 4 тенге

Почтовая марка Казахстана,
1995 год, 9 тенге

Бонистика 20 тенге
В 1993 году изображение Абая было помещено на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге.
Музеи

Дом-музей Абая в Семипалатинске
В Семипалатинске открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая.
В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.

Память об Абае
Памятник Абаю в г. Абай
Памятник Абаю в Байконуре
Памятник Абаю в Алматы
Памятник Абаю в Москве

Город Абай (до 1961 г. п. Чурубай-Нура) в Карагандинской области Казахстана.
Абайский район (до 1997 года - Тимирязевский район, образован в 1928 году) Карагадинской области Казахстана с центром в г. Абай.
Абайский район Восточно-Казахстанской области с центром в с. Караул (образован в 1928 году).
Абайский район - административный район Шымкента.
Село Абай (Карасайский район, Алматинская область)
Село Абай (Келесский район, Южно-Казахстанская область) - ранее с. Абай-Базар
Село Абай (Сарыагашский район, Южно-Казахстанская область) - ранее с. Шавровка
Село Абай (Хромтауский район, Актюбинская область)(бывшая Сухиновка)
Село Абай (Аральский район, Кызылординская область) - бывшее с. Интернационал
Село Абай (Казалинский район, Кызылординская область) - бывшее с. Авангард
Село Абай (Терентинский район, Западно-Казахстанская область)
Село Абай (Железинский район, Павлодарская область)
Село Абай (Бейнеуский район, Мангистауская область)
Село Абай (Егиндыкольский район, Акмолинская область)
Проспект Абая в Алматы (с 1961 года, ранее - улица Арычная) Также в Алматы имеется улица Абая, соединяющая микрорайон «Абай » с микрорайоном «Шанырак-5» (Алатауский район).
Проспект Абая в Астане (с 1920 года, ранее - улица Церковная)
Проспект Абая в Усть-Каменогорске (с 1995 года, ранее - улица Новошкольная)
Проспект Абая в Кызылорде
Проспект Абая в Кустанае
Проспект Абая в Байконуре
Проспект Абая в Актобе
Проспект Абая в Таразе
Проспект Абая Кунанбаева в Шахтинске Карагандинской области
В Семипалатинске улица Абая существовала с 1935 года, но в 1991 году её переименовали в улицу Жамакаева, а имя Абая получила центральная улица (бывшая Советская)

Во многих казахстанских городах (Усть-Каменогорск, Талдыкорган, Атырау, Петропавловске, Павлодаре, Кокшетау, Абай, Аксу, Атбасаре, Макинске, Есиле, Каскелене и т. д.), а также в Дели, Каире (с 1998 года), Берлине, Ташкенте, Бишкеке (бывшая Кремлёвская), Киеве и других городах мира есть улицы, названные именем Абая .

С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта.
На пик Абая (4010) в Заилийском Алатау под Алма-Атой ежегодно устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Именем поэта названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь-Шане.
Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай (основана в 1883 году, в 1883-1992 годах носила имя Н. В. Гоголя).
В Алматы его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
Именем Абая назван Культурно-Досуговый Комплекс в Актау.
Памятники Абаю установлены в Алматы (1960), Семипалатинске (1972), Астане (1997 - в сквере Абая и 2010 - напротив министерства туризма и спорта), Усть-Каменогорске (2010) и во многих других городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране.
В 2006 году памятник Абаю был открыт в Москве на Чистопрудном бульваре. В начале мая 2012 года площадка вокруг московского памятника Кунанбаеву на Чистых прудах стала местом дислокации лагеря российской оппозиции, а в социальных сетях получил распространение тег #ОккупайАбай.

Абай в произведениях литературы и искусства

В 1938 году Мухтар Ауэзов в соавторстве с Леонидом Соболевым создали трагедию «Абай». Позже жизни Абая его дальний родственник известного М. О. Ауэзов посвятил роман-эпопею «Путь Абая» (т. 1-4, 1942-1956), за который ему присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).
В 1944 году Ахмет Жубанов и Латыф Хамиди по либретто Мухтара Ауэзова создали оперу «Абай».
В 1945 году на Алматинской киностудии был снят фильм Песни Абая (фильм). Режиссёры - Е. Е. Арон и Г. Л. Рошаль, в роли Абая - Калибек Куанышпаев.
В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай», режиссёр - Ардак Амиркулов, в роли Абая - Габиден Турыкпаев. Фильм производства Казахстан-Франция.
В 2012 году издательстве Альпина нон-фикшн вышло переиздание поэтического сборника Избранное / Абай Кунанбаев. - М.: Альпина нон-фикшн, 2012. - 128 с. ISBN 978-5-91671-202-5

Признанный во всем мире великий поэт, мыслитель и просветитель Абай Кунанбаев олицетворяет культурное наследие казахского народа.

Будущий просветитель родился в 1845 году XIX века в потомственно аристократической семье, от одной из четырех жен Кунанбая, султана и крупного бая рода Тобыкты. Прадед и дед Абая в свое время главенствовали в своих аулах в качестве биев и правителей. Пожалуй, именно семейная обстановка сыграла решающую роль в формировании мировоззрения Абая.

Известно, что его с самого детства растили в любви и заботе мать Улжан и бабушка Зере. Эти две женщины были неординарными личностями.

Первая происходила из рода богатого и знатного рода Шаншар, потомки которого славились ораторскими способностями и остроумием, отчего предки Улжан в свое время становились биями- влиятельными аксакалами, регулировавшими сложные споры между родами. У Турпана, отца Улжан, были родные братья - Контай и Тонтай. Они выделялись особым пристрастием к шуткам.

Мать Абая ничуть не уступала своим родственникам по линии отца в остроумии. Позже Абай в своих стихах в саркастической форме будет высмеивать людские недостатки, обусловленные их кругозором в эпохе, в котором они жили.
Вторая, бабушка Зере, была большим знатоком народной словесной сокровищницы, которая с раннего детства привила внуку любовь к знаниям и поэзии, стала его первым учителем. В произведении Мухтара Ауэзова «Путь Абая» более детально описывается трепетные взаимоотношения бабушки и внука.

Личность Кунанбая, отца Абая, по сей день остается загадкой. Его дед (прадед Абая) Ыргызбай был батыром и бием рода Тобыкты, в свое время получивший за отважную борьбу с джунгарами благоволение самого Абылай хана.
Его сын Оскембай - дед Абая, учился науке управления у знаменитого Кенгирбай бия.

Кунанбай же, в свою очередь, унаследовавший лидерские качества и целеустремленность от своих предков, в истории описывается как жесткий, но справедливый старшина. Когда Абаю исполнится 13 лет, Кунанбай начнет приучать сына к деятельности главы рода. Именно поэтому Абай с детства был причастен и осведомлен в вопросах управления, где порой взяточничество, кумовство и мракобесие брали вверх над человечностью.

Все эти факторы позже сподвигнут Абая встать на нелегкий путь борца за справедливость и счастье казахского народа.


Так как, отец Абая был старшим султаном, в их доме всегда с радушием принимали разных гостей, начиная с знаменитых казахских акынов, вплоть до иностранных гостей. Абай получал знания о Степи через народную мудрость, обычаи и правила, по которым они жили. Он был свидетелем многих судейств по сложным спорам между людьми и другими племенами.

Подражая с юных лет акынам, поэтам, ораторам устного рассказа, впитывая в себя образцы народного творчества, Абай начал сочинять свои первые стихи. Знаменитый поэт Дулат, гостивший в доме Абая, однажды распознал поэтический дар благословил его:

Сын мой, подрастешь и ты,
Взлетишь на крыльях мечты,
Выше облаков, возможно, взойдешь ты,
Да сбудутся твои чудесные сны!

Стоит отметить и то непростое время, в условиях которого жил Абай. Это был период феодально-родового строя. По утверждениям литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против произвола родовой знати, рабского положения женщины и невежества.

Абай в детстве получил домашнее образование у муллы. Позже, в 13 лет, его отправляют учиться в город. Первое учебное заведение, в котором Абай познакомился с основами Арифметики, истории, географии, исламское права, шариата и логики было религиозное учебное заведение (медресе) в городе Семипалатинск. В школе он обучается персидскому, арабскому и турецкому языкам. Начинает увлекаться с поэтами-классиками Востока: Низами, Навои, Фирдоуси, Фирзули. Затем он получает трехмесячное образование в русской школе.

В 15 лет его отец возвращает сына в родной край. С этого момента начинаются самые тяжелые годы, когда его назначают бием, затем главой Чингизской волости.

В народе он обретает славу как искренний, добропорядочный, находчивый старшина, хорошо знающий все традиции и обряды народа. Но приобретает множество врагов среди феодалов из-за раздоров по поводу пастбищ и зимовок, обряда владения вдовами, наездов сильных мира сего на слабых и беззащитных. Он препятствует любым проявлениям взяточничества, нечестных судейств и произвола знати над бедными и обездоленными. Он жестоко наказывал воров и запрещал хулиганство, и отказывался защищать богатых и сильных родственников.

Все это поспособствовало клевете в его адрес богатыми феодалами в правящие верхушки. После чего против него возбуждали уголовные дела, но оправдывали из-за отсутствия доказательств.

Через несколько лет, Абай уходит с должности волостного правителя и начнет заниматься самообразованием. Он становится частым гостем публичной библиотеки в Семипалатинске, где знакомится с произведениями А.С. Пушкина, Лермонтова, Крылова. Здесь он знакомится и дружит с представителями русской интеллигенции и политическими ссыльными, недовольными царским самодержавием: Е.Михаэлисом, С.С.Гроссом, Н.И.Долгополовым.

С этого момента великий поэт начнет поиск путей для развития казахского народа и выхода из духовного застоя. Он создает и распространяет свои стихотворения по волнующим вопросам своих современником. Пропагандирует среди одаренной молодежи идеи образования, раз за разом собирая их возле себя, обучая поэтическому мастерству. Переводит книги русских классиков. Распространяет идеи демократии среди народа и открывает библиотеки. Это начинание Абая с энтузиазмом поддерживали его дети, родственники, близкие.

Во времена Абая казахская молодежь рано создавала семьи. Найти суженных для своих сыновей и дочерей было заботой их родителей. А дети должны были подчиниться их воле. По вековым традициям и Абай должен был одобрить выбор своих родителей и согласиться на женитьбу на нареченной невесте. Так Абай был женат на Дильде из Каркаралы. Вторую жену Абая звали Айгерим.

«Абай с сыновьями», М. Ахметов

Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии: он ввёл в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы. Также новаторский характер носят его стихи, посвящённые временам года, как «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского.

В тяжелую пору колонизации и межродовых тяжб Абай мужественно и гордо поднял стяг борьбы за прогресс и просвещение, ведя кочевой казахский народ на большую дорогу к знанию и свету.

Абай мечтал и неутомимо трудился, чтобы родной казахский народ был свободным и сплоченным:

Когда единодушным станет народ, -
Неиссякаемым озером будет то,
И тучные пастбища покроют
Его берега.
Тогда, играя, зашелестит листва,
И, гремя, хлынет быстротечный
Поток.
И стада на тех берегах
Умножатся и возрастут.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы и «Слова назидания» («Қара сөздер»). Он был также композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы»

Вплоть до кончины Абая, все так же продолжаются преследования за его демократические убеждения и просветительскую деятельность. На него продолжают доносить, обзывать смутьяном среди народа, неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений предков. Царская власть запрещает ему встречаться с русскими политическими ссыльными и ведет тайный надзор.

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.

На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.

Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью Абдрахмана и Магавьи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.

Я с утеса кричал, Мне простор отвечал - Отвечали горы и дол. Но услышав звук, Я искал вокруг: Как, откуда тот звук пришел? Был все тот же утес иной, - Отклик есть, но отклик пустой.

Велика у меня, Широка родня, - Одиноким быть нет причин, Велика семья, но не понят я И живу средь людей один. Как могила шамана, я Одинок - вот правда моя!

Нельзя полностью понять трагическое ощущение одиночества, испытанное Абаем, без учета двух обстоятельств. Первое и самое принципиальное обстоятельство состоит в импульсе к преобразованию культуры народа, который Абай дал. Речь идет прежде всего о словесной культуре, о поэтической традиции. Казахская специфика фольклора, несмотря на свою традиционность, и до Абая не исключала индивидуального творчества, о чем свидетельствуют сохранившиеся имена акынов, певцов, сказителей, композиторов, импровизаторов, мастеров поэтического состязания. Абай во все это привнес совершенно новое качество. Он влил в культуру казахов целый поток образов, форм (сатира, лирика, откровения, пейзажная лирика, исповедь) сюжетов, идей из иных культур и традиций, что означало включение казахской культуры в мир большой культуры классических цивилизаций и привитие свойственных последним духовных опытов к традиционной культуре казахов. В числе этих ино-культур и арабская культура в таких ее крупнейших документах как "Коран" и "Тысяча и одна ночь", а вместе с ней эллинистическая традиция Аристотеля и Александра Македонского. Затем тысячелетняя персидская культура и литература, которая в традиции семьи Абая вошла в его сознание с детства и закрепилась сознательным обращением к творчеству Фирдоуси, Саади, Низами, Навои, Физули. Совершенно новым, дотоле неизведанным был для казахов до Абая мир русской культуры в связи с европейской культурой и европейской традицией. Но опорой восприятия Запада является глубоко осознанный Восток, приверженность исламу.

Есть сюжеты, которым самой судьбой предназначено кочевать. Подобно мифу об одноглазом чудовище, перенесенном из степи в Средиземноморье в виде гомеровского Полифема, один из сюжетов Гете через российские равнины дошел до степных кочевий в виде известных переложенных Абаем на музыку стихов. Лермонтов перевел гетевскую "Ночную песнь странника", от этого и оттолкнулся Абай в своей элегии "Карангы тунде тау калгып". Такие совершенно разные культурные пласты были Абаем органически претворены и органически приживлены к древу казахской традиции. Именно в этом творческом сплаве - сила Абая, мощь его культурного воздействия, ни с кем не сравнимая всенародность творчества. Вызывает удивление сходство казахского песенного творчества с оперным искусством, но оно становится вполне понятным к контексте импровизаций Абая. Сказанное о вкладе Абая в казахскую культуру будет не до конца логичным, если мы не упомянем того, что творчество Абая не замыкается рамками сохранившихся текстов и мелодий, а включает в себя могучее воздействие его личности. Он выступал в качестве советника, рассказчика, ненавязчивого наставника, учителя, организатора неофициальной школы талантливых литераторов, просветителя, который в беседах, в разговорах щедро делился прочитанным, продуманным.

Все сказанное, казалось бы, говорит о прочной нерасторжимой творческой связи с окружением, с народом, о встречных потоках симпатий и откликов, исключающих саму возможность трагического одиночества. Но жизнь, как правильно заметили наши предки зороастрийцы, не состоит из одних только светлых начал, в ней есть место для темных сил зла, которые неустанно стремятся изничтожить добро. Раньше подобные ситуации объяснялись достаточно просто, чем и подкупались умы неискушенных и даже искушенных людей. Говорилось, к примеру, что есть царские администраторы, которым не нравилась сатира и критика Абая, связь его с политическими ссыльными. Есть местная правящая верхушка, которая возненавидела Абая за его любовь и сострадание к обездоленным. Прекрасная схема, но слишком упрощенная и далекая от жизни. В ней, в жизни, все гораздо сложней и страшней. Ведь верно было сказано еще в древности, что "в своем отечестве нет пророка". Плотным кольцом сомкнулись вокруг Абая его ненавистники и недоброжелатели, мелкие завистники и "большие люди из верхов", которые по традиции считают себя "властителями дум". Поистине великий человек, "благородный муж", и остается им в противовес, по выражению Конфуция, "мелким человечкам".

К порывам юные сердца зову Я человечность ставлю во главу. Кто корыстолюбив и бессердечен, Тот мелкий человек по существу. Разве безжалостные строки о человеческих пороках казахов не стоит обратить к сегодняшнему дню? За деньги рады все позорить и чтить, Мгновенно в любой перекрасившись цвет.

Надо представить себе казахское общество абаевской эпохи в целом. Это - прежде всего колония со всеми атрибутами смеси имперской и колониальной психологии, чванством, самодурством, лизоблюдством, наглостью, внутренней ущербностью. Но это одновременно традиционное общество, где вся жизнь человека на виду, где человека не оставляют в покое с его заботами и переживаниями, а постараются залезть в самую душу, внести семена подозрений и вражды, сплетен в ближайшее окружение. Невидимый человеческому глазу айсберг несовместимости с подлинным величием, большим человеческим сердцем на поверхности всплывал полицейской слежкой, сыском, враждебными действиями, вплоть до покушения на жизнь, клеветой и доносам. Воистину был прав Лермонтов: восстал он против мнений света один как прежде и убит. Но творчество Абая при всей его трагичности, вопреки превратностям судьбы, вопреки всем ненавистникам, крепко вросло в толщу народного сознания и продолжает питать его плодотворными импульсами. Не удалось противникам Абая самое страшное, чего хотели они добиться: сомкнуть кольцо вокруг поэта так, чтобы слово его осталось безответным. Они просчитались в главном. Слово Абая не могло остаться абсолютно неуслышанным.

Особое место в творчестве Абая занимает "Кара соз". Под этим наименованием объединены 45 "Слов" - небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор - собеседование, это и "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа. Термин "кара" (черный) в сочетании с термином "соз" (слово) чрезвычайно многозначен: это и обозначение прозы в отличие от рифмованной речи и текста, это и обозначение печали, и, наконец, обозначение, идущее от тюркской традиции, важного, значительного, первостепенного. "Кара соз" по жанру близки к тому, что в чингизовской традиции называлось "биликом", метким изречением, рассказом о жизненном примере, имеющим значение образца. По европейской традиции, это жанр "максим", "афоризмов", "бесед". А по сути "Кара соз" - исповедь. Данное на русском языке название этого произведения "Слова назидания" звучит сухо моралистично, менторски-наставительно. Но с ним приходится считаться как с высказыванием перед лицом мира и прежде всего своей собственной совестью, жанр, известный в мировой литературе со времен Марка Аврелия, Петра Абеляра, Блеза Паскаля и Жан-Жака Руссо. Но для тюркской литературы и казахской в особенности в силу преимущественно эпического характера, - но не только - "обнажение души", обнаруженное в "Словах назидания" - явление беспрецедентное. Исповедь - чрезвычайно ответственный жанр. Он требует от писателя предельной честности и искренности, здесь противопоказаны малейшая фальшь и рисовка. Абай хочет, чтобы его голос не был гласом вопиющего в пустыне. Канва повествования начинается с зачина, казалось бы, сугубо индивидуального: "Хорошо ли я прожил до сегодняшнего дня, но пройдено не мало… Но вот когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности человеческой жизни". Так подводит Абай итог собственной жизни и объясняет решение записать "свои мысли". "Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово и он перепишет его для себя или просто запомнит, и если нет - мои слова, как говорится, останутся при мне". Но трагизм ситуации не в обычной сентенции по поводу бренности жизни и свойственной ей суете сует. "Хоть и существую я, но поистине мертв. Не могу разобраться, в чем причина: то ли в бессильной досаде на сородичей, то ли в отверженности от самого себя, то ли еще в чем-то. По внешнему виду я вполне здоров, изнутри же мертв. Смеюсь ли, не чувствую радости. Что ни делал, говорю ли, смеюсь ли - все это как совсем не мое, а кого-то иного".

Такая опустошенность обозначает, что человек не получает извне духовных откликов, что не обнаружилось никаких проблесков, никаких опор для уверенности в возможностях окружения.

Суровый счет, предъявленный поэтом своим братьям-казахам, мало что оставляет для утешения. Абай откидывает в сторону всякие внешние обстоятельства и разговор заводит по существу тех ценностей и ориентиров, которые заводят казахов в тупик: ложное самомнение в превосходстве над другими, праздность, леность, индивидуализм и групповщина, мелкое тщеславие, зубоскальство и глупый смех, потеря совести и высоких стремлений, отсутствие согласия и единения, почтение к ворам, злодеями м мошенникам… Откуда вошел в кровь "гордого степняка" целый сонм этих дурных качеств? И это ли есть "мой народ, который я люблю и к сердцу которого я ищу тропу?" Поэтому в упомянутом девятом Слове речь идет не просто о личном духовном самочувствии, а о состоянии и судьбах народа. "Не пойму" - пишет Абай - как я "отношусь к своему народу… питаю к нему неприязнь или люблю? - Если б любил, то без малейшего сомнения одобрил бы его нравы и среди всех черт нашел бы хоть одну, достойную похвалы. Моя любовь не давала бы погаснуть вере, будто мои соплеменники обладают качествами, присущими великому народу. Но нет у меня этой веры.

Основное чувство, пронизывающее "Слова назидания" - это боль по поводу неразвитости основной части и надежда, вера в могущество разума и внутренних потенций, накопленных историей. "Кто отравил Сократа, сжег Жанну д" Арк, распял Христа? - спрашивает поэт. - Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истинный. Чтобы народ перестал быть толпой, нужны образованные люди, пекущиеся о народе, необходимо возникновение потребности в культуре и самообразовании. Все эти процессы потребуют целеустремленности, махом не перескочишь к высотам культуры. Человек должен как минимум освободиться от нужды в хлебе насущном, ибо только в виде исключения, редчайшего случая кто-то способен преодолеть все препятствия, замыкающие человека в рамки борьбы за существование. Главное в процессе обучения состоит в том, что оно должно принести ученику радость познания. Поэт протестует против "насилия со стороны родителей и мулл, которые убивают в детях искренность".

В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир. Широта взглядов, общечеловечность обязывает изучать языки других народов.

Испытанный им самим путь приобщения к европейской культуре Абай пропагандирует как всеобще значимый путь приобщения к достижениям европейской цивилизации. "Знать русский язык - значит открыть глаза на мир" - говорит Абай в 25 Слове. "Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне". Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: "Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли". Именно в концовке этой фразы, в призыве бороться за "равноправное положение нашего народа среди других народов" лежит самый глубокий корень того обстоятельства, что последующее за Абаем поколение интеллектуалов, объединившихся вокруг Алаш-Орды, воспринял Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации. Это Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, вся блестящая плеяда талантливых деятелей начала и первой трети ХХ века, уничтоженных безжалостной рукой большевистской опричнины. Двигаясь в русле абаевского наследия, последователи Абая смогли поднять его на новую высоту. Прежде всего они создали круг интеллектуального общения, то, чего не доставало Абаю, чувствовавшему себя в духовном вакууме. Абай как Валиханов и Алтынсарин, по сути дела действовали в одиночку, предпринимая индивидуальные усилия. Во-вторых, продолжатели заветов Абая связывали общие нравственные требования с конкретной политической программой обретения независимости и социально-экономического прогресса. Эта высота была утрачена за годы тоталитарного режима. Возврат к ней на новом витке истории, когда Казахстан юридически обрел независимость, был бы лучшим памятником Абаю.

Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай-улы (1864-1927). Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману "Абай" запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева.

Последние материалы сайта