Первым делом самолеты? Мифы о профессии бортпроводника. Кто стал первой стюардессой в ссср

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В советские времена профессия стюардессы считалась необыкновенной и романтичной. Но это было далеко не так. Гражданская авиация времен СССР была полувоенной организацией, поэтому в ней царила жесткая дисциплина.

К кандидатам на рабочие места руководство предъявляло серьезные требования, и отбор проходили далеко не все. Кто мог претендовать на вакансию стюардессы? Как советские девушки становились бортпроводницами?

Особенности профессии

Многие в те времена мечтали стать стюардессами - преодолеть железный занавес, увидеть зарубежные страны, пообщаться с иностранцами, а возможно, и устроить личную жизнь, удачно познакомившись с пассажирами первого класса.
Работа стюардессы считалась опасной для здоровья и представляющей угрозу жизни, именно поэтому были льготы. Отпуск бортпроводницы насчитывал 78 дней, а заработная плата была выше средней по меркам того времени. Советские стюардессы получали 200-240 рублей в месяц, и зависел заработок от количества часов полетов.
Но не все знали, что у столь заманчивых условий работы есть и обратная сторона: жесткий отбор, специальное обучение, почти армейская дисциплина и необходимость неукоснительно соблюдать целый ряд требований.

Жесткий отбор

К подбору стюардесс руководство гражданской авиации подходило комплексно. Существовал целый ряд требований. Первое - это внешние данные. Во времена первых стюардесс кандидатки должны были весить не более 52 кг и быть ростом не выше 162 см. Со временем эти параметры были изменены на менее жесткие, но советская стюардесса должна была иметь пропорциональную фигуру, быть миниатюрной и симпатичной. В отборе кандидаток принимала участие специально созданная комиссия. Уделяли внимание возрасту кандидаток, охотнее принимали тех, кто не старше 30 лет, лучший вариант - 25.
Учитывались интеллектуальные и коммуникативные способности. Предпочтение отдавалось девушкам образованным, имеющим хорошие манеры. Фаворитами в списке кандидаток были дамы со знанием иностранных языков. Они автоматически попадали на престижные международные рейсы.
Приветствовались и дополнительные специальные знания - медицинские, психологические и технические. Считалось, что такие стюардессы смогут действовать собранно и профессионально в случае непредвиденной ситуации на борту.
Кандидатки, соответствующие вышеуказанным параметрам, проходили медицинскую комиссию, которая оценивала их состояние здоровья. После этого их ждали собеседования на иностранном языке. Заключительным этапом отбора были общение с замполитом, секретарем партийной организации, в парткоме, в политотделе. А пройдя испытания, девушки дожидались одобрения своей кандидатуры в Министерстве гражданской авиации СССР.

Требования к внешнему виду стюардесс

Дисциплина в гражданской авиации в Советском Союзе напоминала армейскую. Все было строго и в соответствии с уставом, за малейшее нарушение которого можно было потерять работу.
Пристальное внимание уделялось внешнему виду стюардесс. Одеваться девушки должны были строго по форме. Одежда должна была быть всегда чистой и отглаженной. Волосы мытые и обязательно уложенные в аккуратную прическу. Макияж был строго обязателен, но без излишеств - разрешался «умеренный макияж, без намека на вульгарность и пошлость». Оговаривались разрешенные виды и цветовые оттенки декоративной косметики.
Форму для советских бортпроводниц создавали в Москве, в одном из известных домов мод, который сотрудничал с «Аэрофлотом». В 80-е годы все стюардессы страны выглядели одинаково: одеты они были в юбки, блузки и жакеты. Позже комплект дополнили жилетом. Брюки и платья появились в гардеробе стюардесс только в конце 90-х. Был и зимний вариант формы в советской авиации - пальто с меховым воротником, шапка с миниатюрными ушками и кокардой. Обязателен был форменный шарф.
Единственной деталью гардероба, которую стюардессы могли выбирать самостоятельно, была обувь. Но и тут ее характеристики были строго оговорены - она должна была быть определенного фасона, цвета, высота каблука варьировалась от 3 до 5 см.

Много молодых людей и девушек мечтают посетить множество стран: сесть в самолет, взлететь ввысь и приземлиться в другой стране. А главное, чтобы за это не нужно было платить. Идеальное решение – это стать бортпроводником. Многие полагают, что и работа – «не бей лежачего», да и специальных навыков особых не нужно, что-то похоже на работу официантом. Но большинство молодых людей уверенно, что попасть на работу можно исключительно по блату. Возможно, кто-то так и устроился работать, но все не так уж и призрачно.

Итак, вопрос многих: как стать стюардом или стюардессой в одной из ведущих и не очень компаниях? Ниже мы детально расскажем, как стать бортпроводником, где учат на стюардессу в России и какие навыки необходимо приобрести, чтобы мечту воплотить в реальность.

В этом разделе мы вкратце поговорим о том, какие имеются виды обучения и где можно отучиться на стюардессу или стюарда.

Виды обучения:

  1. Прохождение курсов от авиаперевозчика.
  2. Прохождение курсов в специализированных школах.

Курсы от авиакомпаний. Такие курсы предоставляются, после прохождения собеседования, и компания приглашает вас на работу. Это неоспоримый плюс, что проходить обучение вы будете за счет компании. В некоторых случаях даже выплачивается стипендия. После обучения вы с компанией подписываете контракт на несколько лет, который подразумевает, что увольнение раньше обозначенного срока исключено. Если это все же происходит, с вас взымут штраф и обяжут оплатить курсы. Заявленные школой курсы обучения могут длиться от 2 до 6 месяцев.

Второй вариант – это поступить в школу бортпроводников. В России такие школы существуют на базе:

  • ТУГА в городе Москва;
  • АТУ им. Новикова в Санкт-Петербурге;
  • УГА в Санкт-Петербурге;
  • Учебно-тренировочного центра;
  • НОУ «Школа Бортпроводников»;
  • Jet Service.

Зачастую учащиеся после прохождения курсов всегда могут трудоустроиться. Цена обучения варьируется в пределах 1000 долларов, однако затраченные вложения быстро окупятся. Более того в этих школах вы осваиваете не только базовый курс работы стюардессой/стюардом, но и обучаетесь дополнительным навыкам в обслуживании пассажиров.

Вы спросите, если я выбираю профессию «стюардесса», что нужно для поступления в бортпроводники? Ответ достаточно прост: ваше упорство и стремление, документ об образовании (СО или ВО), направление от авиакомпании или квитанция об оплате курсов.

Важно! Ни один авиаперевозчик не взимает плату за обучение или с целью размещения анкеты. Поэтому будьте бдительны и не попадайтесь к мошенникам. Лучше изначально изучить всю информацию о школе.

Стоит также отметить, что курсы от всех крупных авиакомпаний имеют большой конкурс.

Чтобы стать бортпроводником, нужно:

  1. Желательно получить высшее образование и выучить английский язык. Он понадобится вам, чтобы получить третий уровень по шкале ИКАО.
  2. Пройти врачебно-летную комиссию (ВЛЭК) по 3 графе. Это подразумевает отсутствие разного рода несоответствий в здоровье, рост от 170 см, чтобы свободно дотягиваться до верхних полок, а также стойкость к перегрузкам и, как следствие, головокружениям.

Свидетельство о прохождении курсов выдаются в учебных центрах авиаперевозчиков!

К известным крупным авиаперевозчикам относятся «Аэрофлот», «Трансаэро», так как их парк исчисляется дальнемагистральными воздушными судами, как Боинг. У вас будет возможность посещать множество стран и получать . Авиаперевозчики также предполагают рост по карьерной лестнице от старшего бортпроводника до инструктора полетной смены. Детальнее о том, как стать бортпроводником в указанных выше компаниях, рассказано ниже.

Требования компаний к бортпроводникам

Очень часто девушки спят и видят себя в роли бортпроводницы международных лайнеров, которые рассекают небесными просторами множества стран. Но помимо желания «хочу стать стюардессой», важно , а требования компании к кандидатам выдвигают весьма жесткие, и они могут разниться, но в многом, по сути, они схожи:

  1. Возрастная категория от 18 до 26 лет.
  2. Образование (среднее или ВО).
  3. Отличное здоровье (прекрасное зрение, давление).
  4. Рост от 158 до 190 см. Это необходимо, чтобы свободно доставать до верхней полки, находящейся на расстоянии 212 см от пола.
  5. Красивая презентабельная внешность (соответствие роста с весом). Девушки должны иметь - 46 размер одежды, юноши - 54.
  6. Без пирсинга и татуировок.
  7. Умение держаться на воде, плавать. Проводится экзамен с минимальной дистанцией в 25 метров.
  8. Отсутствие судимостей.
  9. Наличие заграничного паспорта.
  10. Желателен опыт работы по обслуживанию клиентов. Некоторые компании требуют опыт минимум два года.
  11. Хороший английский, как устный, так и письменный. А знание дополнительных языков будет преимуществом.
  12. Адекватность, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Что проходят в процессе обучения

Обучение состоит из двух частей: теории и практики. Большую часть занимает теория. Здесь рассказывается видах известных самолетов, их характеристиках, использовании спасательного оборудования, оказания медицинской помощи, а также проходит обучение, как правильно .

Обучение бортпроводником на международные рейсы предполагает знание английского языка с последующими курсами на международных тренажерах

Программа обучения состоит из:

  1. Аварийно-спасательного комплекса работ (эвакуация пассажиров).
  2. Водная подготовка. Эвакуация пассажиров при падении борта в воду.
  3. Визаж. Необходимо иметь базовые навыки, как правильно создать привлекательный деловой образ.
  4. Экспресс-подготовка английского языка. При достаточно хорошей базе, проводится заучивание определенных фраз, рассматриваются споры и различные ситуативные варианты (около 90 часов занятий).
  5. Медпомощь. На нее делается основной упор. Помощь человеку в различных ситуациях (поднялось давление, разболелось сердце, началось кровотечение и так далее.)
  6. Сервис. Обслуживание пассажиров на высоком уровне вне зависимости, как себя туристы ведут. Готовность к любым стрессовым ситуациям (нужно укладывать выпивших спать, успокаивать тех, кто боится летать, успокаивать заносчивых пассажиров, отвечать на сотни тысяч вопросов), оказывать .

Практика осуществляется на тренажерах. Это имитация настоящих самолетов, проигрывание различных ситуаций, максимально приближенная к реальности. По окончании курсов и успешной сдачи экзаменов подразумевается практика – около 30 часов полетов на лайнерах. После чего в трудовую книжку заносится запись, и вы становитесь полноценным бортпроводником и можно смело начинать работать.

Требования Аэрофлота

Чтобы стать бортпроводником в Аэрофлоте нужно выполнить следующие действия:

  • заходите на электронную страницу компании;
  • заполняете анкету;
  • изучаете требования к соискателям у компании;
  • обращаете внимание возраст, как с наличием опыта, так и без (18-35 лет);
  • гражданство РФ, прописка в Москве или МО.

После этого у вас появится шанс стать бортпроводником международных рейсов.

Если вы интересуетесь, как стать стюардессой в Аэрофлоте на международные рейсы, вам нужно сначала получить свидетельство международного образца. Для получения такого свидетельства следует пройти курсы на иностранных тренажерах. По окончании прохождения таких курсов вы сможете работать на рейсах международных классов. Если же у авиакомпании нет такой формы обучения, приготовьтесь к курсам заграницей.

Как стать стюардессой бизнес авиации

Итак, ваш выбор — профессия стюардесса. Что сдавать, если ваше стремление – это бизнес авиация?

Готовьтесь к тому, что здесь предъявляются самые жесткие требования к соискателям на должность стюардессы.

Помимо массы требований, которые выдвигают компании соискателям, необходимыми критериями являются:

  • возрастная категория от 23 до 40 лет;
  • наличие ВО;
  • владение английским языком на высокопрофессиональном уровне.

Сегодня имеется множество агентств, которые занимаются обучением стюардов бизнес авиации. Подходящее для обучения вы можете подобрать, зайдя на сайт ОНАДА России.

Наличие образования

Не секрет, что авиаперевозчики, занимающиеся обучением с последующим устройством на работу, например как Аэрофлот или Россия, имеют жесткие требования к знанию английского языка. Приоритет отдается тем кандидатам, у кого имеется ВО. Это свидетельствует не только об образованности, но и о культуре человека в целом.

Кроме того, полезно знать, а также схемы салона востребованных моделей, например, .

На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Принято считать, что стюарды и стюардессы ‑ лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке. Два раза в год на основе заполненных пассажирами анкет, непосредственно в процессе оказания услуг на борту авиакомпаний‑участников проводятся исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Survey of Flights in Europe, SoFiE). Анкетирование проводится на основных европейских языках: русский, английский, французский, немецкий. Исследование охватывает европейский регион, полеты короткой и средней продолжительности. Пассажирами оценивается обслуживание на борту воздушного судна как бизнес‑класса, так и экономического, процесс посадки на борт и время отправления, комфортабельность салона, питание и напитки. В 2006 году экспертами ведущей международной консалтинговой компанией мира SkyTrax, специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии и контролирующей уровень сервиса на бортах во всем мире, авиакомпания "Аэрофлот" была признана лучшей авиакомпанией мира в категории "Улучшение бортового сервиса" (Onboard Service Improvement Excellence). По итогам маркетингового исследования "Обзор континентальных рейсов: Европа (SoFiE)", проводившегося в первой половине 2008 года, компания "Аэрофлот - российские авиалинии" вошла в пятерку европейских авиакомпаний по рейтингу потребительской удовлетворенности качеством сервиса на европейских маршрутах.

На сегодняшний день авиатранспорт занимает бесспорную лидирующую позицию среди всех видов транспорта дальнего следования. И в ближайшем будущем, судя по всему, авиасообщение будет пользоваться еще большей популярностью среди путешественников. Отсюда можно сделать вывод, что авиатранспортные компании будут постоянно нуждаться в новых сотрудниках, в том числе и в бортпроводниках.

На сегодняшний день авиатранспорт занимает бесспорную лидирующую позицию среди всех видов транспорта дальнего следования. И в ближайшем будущем, судя по всему, авиасообщение будет пользоваться еще большей популярностью среди путешественников. Отсюда можно сделать вывод, что авиатранспортные компании будут постоянно нуждаться в новых сотрудниках, в том числе и в бортпроводниках .

Сразу отметим, несмотря на то, что работа бортпроводника окутана ореолом романтики и невероятных приключений, это одна из тех профессий, где за "красивым фасадом" скрывается тяжелый труд, который по силам только сильным и волевым личностям. В чем, собственно, Вы сможете убедиться и сами после прочтения этой статьи.

Кто такой бортпроводник?


Бортпроводник (стюард, ) – рядовой член экипажа воздушного или водного судна, отвечающий за безопасность пассажиров, а также обеспечивающий им комфортные условия во время путешествия на борту судна.

Название профессии бортпроводника появилось относительно недавно. До 1998 года официальное название профессии стюард звучало как Flight Attendant (летный помощник). Однако в сентябре 1998 года было принято решение о том, что необходимо повысить статус стюардов, а потому старое название заменили на Cabin Crew (экипаж салона лайнера). Соответственно изменилось и общепринятое название этой профессии – сегодня вместо стюардов в полете нас сопровождают бортпроводники.

В состав экипажа самолета стюард впервые вошел в 1928 году. До этого обслуживанием пассажиров занимался второй пилот. В 1930 году с целью рекламы пассажирских перевозок, возникла идея набирать на работу по обслуживанию пассажиров молодых и привлекательных девушек, которых стали называть Sky Girls (небесные девушки). И первой стюардессой стала Эллен Черч, которая 15 мая 1930 года начала работать в компании United Airlines.

За более чем 85-ти летнюю историю развития этой профессии, изменились не только требования к бортпроводникам, но и их обязанности. Современный бортпроводник это не столько обслуживающий персонал, сколько друг и помощник каждого пассажира. В его обязанности входит: осмотр воздушного судна, встреча пассажиров и оказание помощи по их размещению, прием и размещение багажа, обеспечение безопасности пассажиров (в том числе, контроль за самочувствием/поведением каждого пассажира и оказание первой медицинской помощи в случае необходимости), организация питания, создание приятного и комфортного времяпрепровождения на борту лайнера, оформление полетной документации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать бортпроводник?


Поскольку бортпроводники являются своего рода "лицом" авиакомпании, к ним выдвигаются особые требования в плане внешнего вида. Претендент должен иметь приятную внешность без видимых изъянов (пропорциональные черты лица, отсутствие родимых пятен и родинок, правильный прикус и т.д.), и обладать ростом в пределах 160-175 сантиметров (для девушек) и 170-190 сантиметров (для молодых людей). Кроме того, бортпроводник должен быть:

  • коммуникабельным;
  • опрятным;
  • стрессоустойчивым;
  • физически выносливым;
  • вежливым;
  • душевным;
  • начитанным;
  • толерантным;
  • дипломатичным.

Еще одним из основных требований, выдвигаемых к бортпроводникам, является знание основ психологии и культуры разных стран, превосходное владение, как минимум, родным языком (но чаще всего требуется знание не только родного, но и какого-либо иностранного языка), а также безупречное состояние здоровья.

Преимущества профессии бортпроводника

Не сложно догадаться, что главным преимуществом профессии бортпроводника было, есть и будет возможность много (и, что самое главное, бесплатно) путешествовать. Кроме того, опытные стюардессы среди преимуществ своей профессии называю:

  • шопинг за границей – возможность приобрести косметику и одежду за более чем доступную цену;
  • скидки на авиабилеты и отели – позволяют комфортно и дешево отдыхать во время отпуска;
  • широкий круг общения – во время полета можно не только найти хорошего и интересного собеседника, но и обрасти полезными связями;
  • высокие заработки – в среднем заработная платы начинающей стюардессы стартует от 30 тысяч рублей;
  • ранняя пенсия – бортпроводницы уходят на пенсию в 45 лет, а бортпроводники – в 50 лет.

Недостатки профессии бортпроводника

Казалось бы, о такой профессии можно только мечтать. Но почему же тогда во всех авиакомпаниях наблюдается такая большая текучесть кадров? Все дело в недостатках и издержках профессии бортпроводника, которых, кстати, немало. В частности, среди основных недостатков этой профессии можно выделить:

  • неблагоприятные для здоровья условия труда – профессиональной болезнью бортпроводников является варикозное расширение вен. Также стюарды постоянно подвергаются облучению, а у девушек повышается риск развития бесплодия;
  • ненормированный график работы – это и ночные перелеты, и работа в праздничные дни, и неожиданные вызовы на работу;
  • проблемы в личной жизни – специалисты подсчитали, что в среднем бортпроводник проводит дома порядка 7 дней в месяц (о какой уж тут личной жизни вообще можно говорить);
  • практически никаких перспектив для карьерного роста – максимум, на что могут рассчитывать бортпроводники, это повышение квалификации с третьего до первого класса.

Где можно получить профессию бортпроводника?


Официально для того чтобы стать бортпроводником высшего образования не требуется. Получить профессиональные навыки можно на специальных курсах бортпроводников, которые открыты на базе авиакомпаний и аэропортов. При этом пройти обучение можно как на бесплатной, так и на платной основе.

В первом случае, необходимо записаться на курсы той авиакомпании, в который Вы хотите работать. Правда здесь имеется один нюанс, после окончания обучения Вам придется, как минимум, три года отработать в этой авиакомпании. Если по какой-то причине Вы захотите прервать трудовые отношения раньше, то Вам предстоит возместить авиакомпании стоимость Вашего обучения.

Во втором случае, Вы можете самостоятельно оплатить свое обучение и поступить на любые курсы. Например, можно выбрать "Школу бортпроводника " при или курсы бортпроводников на базе кадрового агентства "Авиаперсонал".

Однако такие курсы Вам подойдут только в том случае, если Вы хотите работать на российских авиалиниях. В том случае, если Вы мечтаете о международных рейсах, без высшего образования все-таки не обойтись. В принципе подойдет любое высшее образование (но охотнее всего берут бортпроводников с медицинским, психологическим, или лингвистическим образованием). Если Вы планируете получить свое первое высшее образование, то можно выбрать приближенную к профессии бортпроводника профильную специальность "Сервис" или "Сервис транспортных средств". По этим направлениям обучают такие ВУЗы, как:

  • – факультет "Авиационная техника", специальность "Сервис транспортных средств";
  • – специальность "Сервис", специализация "Сервис на транспорте";
  • – направление "Сервис на транспорте";
  • - направление "Сервис на транспорте";
  • – Институт экономики и управления, направление подготовки "Сервис" или "Туризм".

МОСЛЕНТА побывала на конкурсе «ТОП самых красивых стюардесс России» и поговорила с бортпроводницей бизнес-авиации Анной Мартини о зарплатах, шейхах, графике 20/10 и нештатных ситуациях.

Анна Мартини, бортпроводница бизнес-авиации, компания «Джет-Сервис»

Мартини - моя родная фамилия, при том, что и родители и бабушки с дедушками - русские. Когда я работала в гражданской авиации, на бейджике было написано: «Мартини». И каждый пассажир считал своим долгом спросить, есть ли мартини на борту? Я отвечала, что Мартини на борту - только я, и я замужем.

Дорога в небо

Честно говоря, в детстве у меня не было мечты стать стюардессой. И в Москву никогда не стремилась. Несмотря на то, что и мама и бабушка в молодости были стюардессами еще в советском «Аэрофлоте». Я просто знала эти факты из их биографии - и жила своей жизнью.

Работала в разных сферах, в том числе и в банковской. Просто из любопытства просматривала иногда вакансии бортпроводников. Потом увидела очередное объявление о наборе стюардесс и подумала: «Давай попробую». В тот день на кастинг пришли почти 500 участниц. Из них отобрали только 88 претенденток. Мы прошли медкомиссию, и к обучению приступили 44 девушки, одной из которых оказалась я.

Это была авиакомпания «Ютэйр», самарский лётный отряд номер семь. Сыну было тогда два с половиной. Базовый аэропорт - Курумоч. Там я проработала три года. Мы всей семьей жили в то время в Тольятти, куда я с мамой переехала из Ленинграда ещё в детстве.

Дочь стюардессы

Мама меня не отговаривала от профессии бортпроводника. Но настойчиво спрашивала: «Ты уверена, что оно тебе надо? Ты понимаешь, что оставишь там здоровье?»

Сейчас она - финансовый директор логистической компании и не жалеет, что ушла из авиации. В её понимании: семья началась - лётная карьера закончилась. Бабушка, почти не раздумывая, тоже выбрала семью. И это при том, что работа бортпроводником ТУ-134 тогда была престижнее, чем участие в конкурсе «Мисс мира».

А у меня другая позиция, я считаю, что семья и работа в авиации совместимы. После завершения лётной карьеры буду рада остаться в авиации, хочу стать преподавателем, и делиться с будущими бортпроводниками знаниями и позитивным взглядом на мир.

Тотальная медкомиссия

Первая врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК) - самая сложная, но пройти её можно даже с небольшими заболеваниями. Допустимо иметь зрение до -3, хотя в целом здоровье у бортпроводника должно быть как у космонавта. Есть мелкие «болячки», с которыми можно спокойно работать на земле, но нельзя летать - кариес, например.

Лётный врач осматривает персонал каждые полгода. Каждый год - тотальная медкомиссия, анализы и другие исследования. Каждые два - подтверждается заключение ВЛЭК.

Как попасть в бизнес-авиацию

Попасть на собеседование в компании бизнес-авиации, да к тому же без дополнительного обучения, было очень тяжело, но однажды меня всё-таки пригласили. В одной московской авиакомпании пришлось пройти около 20 собеседований − процесс отбора кандидата для работы на частном самолёте многоступенчатый.

В итоге мне заявили, что без опыта работы не возьмут. Как минимум нужно иметь специальное образование. Это очень важно для владельцев судов. Надо точно знать, куда идёшь и на что подписываешься.

Понять такую позицию можно. Это очень специфичная часть авиации, где важно понравиться не только менеджеру самолёта и пилоту, но и главному пассажиру, его жене, трём дочерям и их собачке. И при этом быть волшебницей на борту - уметь решать все возможные проблемы.

Дополнительное обучение я прошла в «Джет-Сервис». И именно после этого для меня открылся мир бизнес-авиации. Практически сразу начались фриланс-полеты по краткосрочным контрактам. Обычная ставка в таких случаях - 150 долларов в сутки. Я подменяла стюардесс в единичных рейсах, работала в паре - бралась за любую работу, какую предлагали. Так у меня появились рекомендации, и компании стали заключать со мной контракты.

Высокий сервис

Три недели обучения стоили где-то 50-55 тысяч рублей, и они были очень насыщенны: раздаточные материалы, распечатки, огромное количество информации…

В учебном центре нам преподавали основы высокого сервиса - Silver Service: особенности кухонь мира, флористику, и даже психологию богатого человека. Его важно понимать. Здесь обучают, как подавать чай, кофе, алкоголь, какие цветы можно использовать для оформления салона самолёта, как подать салат цезарь с креветками, а как с курицей, и в чём различие. В частной авиации мелочей нет, есть нюансы. Их много, и все нужно держать в голове.

Но вы же понимаете, нельзя научить - можно только научиться. Некоторые девочки, окончив те же курсы, плохо показали себя на тестовых полетах. Все мы разные, не всем это дано. Подобный отсев происходит и в гражданской авиации – новые бортпроводники приходят каждые полгода, а из них хорошо, если процентов 30 остаются работать.

График 20/10

Сейчас я работаю по графику 20/10 - двадцать дней в месяц отсутствую дома. Бывает, что удаётся на пару суток попасть в Москву и увидеть мужа с сыном. Но, как правило, эти 20 дней я там, где мой самолёт - выполняю рейсы в интересах владельца и коммерческих пассажиров. Остальные десять дней в месяц я дома, с семьей. И я могу проводить их так, как захочу. Могу прилететь в Москву и сказать: «Родной, пакуй чемоданы. Мы летим с тобой на Бали!»

Пока работала в гражданской авиации, побывала в пяти странах, но толком их и не увидела. А за три года в бизнес-авиации - 60! Причём здесь знакомство с новой страной не все выдерживают. Многих другая реальность пугает.

    Фото: из личного архива Анны Мартини

Шейхи

Не думаю, что всякая девушка готова отправиться в Саудовскую Аравию и прожить там две недели: права женщин здесь ограничены.

Я же поехала и не пожалела - познакомилась со страной и её обычаями. Мы базировались в Джидде и Эр-Рияде. Соглашусь, жить и работать в арабских странах трудно, но здесь, в России, мне так не хватает восточной экзотики…

Многие мои знакомые, кого взяли на работу в Emirates, Etihad, Qatar Airlines, сбежали, бросив всё - не смогли ужиться с восточным менталитетом. Другие смогли, выросли и теперь работают старшими бортпроводниками.

Кто-то пошёл дальше и ушёл в Qatar Executive - это уже катарская бизнес-авиация. Платят там от 2 000 евро в месяц, а в отечественной бизнес-авиации - от 80 тысяч рублей. В целом же зарплаты зависят от квалификации стюардессы, страны и щедрости эксплуатанта.

Мой последний контракт был связан с компанией, перевозящей арабских шейхов. Состоятельные арабы прекрасно образованы, отлично говорят по-английски, часто летают в Европу на косметические процедуры. Ну или за одеждой. В арабских странах они даже слабую интерпретацию европейской кухни предпочитают хорошей дорогой местной VIP-еде.

Как самолёт взлетает, так восточные женщины снимают абаю. Шейхи не хотят, чтобы посторонние арабы видели их жён, поэтому предпочитают, когда весь экипаж - европейцы.

Как быть волшебницей

Рабочие будни стюардессы насыщены перемещениями и полны непредсказуемых моментов. Ты не знаешь, в какой стране окажешься завтра, где будешь спать и что есть, кто будет твой пассажир и что он у тебя попросит. Можно прилететь в Англию, оказаться в Кембридже и в ответ на вопрос: «Есть ли у вас пожелания по питанию на обратный пролет?» услышать: «Деревенского творога. Фермерского, натурального, без консервантов. Не из магазина и не с рынка». За это я и люблю свою работу - за нестандартность.

Тогда я вспомнила, что в Instagram на меня подписана девочка из Кембриджа. Списались. Она ответила, что у соседей есть и коровы, и козы, и сыр, и вообще любая молочная продукция. Я вызвала такси, поехала, купила и творог, и молоко, и сливки, и сметану, и масло. Привезла всё натуральное на борт. И человек, разумеется, был доволен: всё сделали так, как он сказал.

Могут попросить борщ на Бали, анчоусы в Туркменистане, пельмени где-нибудь в Таиланде. Всегда нужно быть волшебницей. Просят, значит, нужно найти способ это сделать.

Пассажир хочет розовое Пино Гриджио (Pinot Grigio), а вам в нескольких магазинах говорят, что Пино Гриджио - белый сорт винограда, розового вина из него не существует! Но раз пассажир просит, значит - существует.

Это очень тяжёлый физический и психо-эмоциональный труд, независимо от того, работаете вы в гражданской авиации или на частном самолёте. Постоянные перегрузки, спишь и ешь не тогда, когда хочется, а когда есть возможность. Бывает, что 72 часа подряд нет времени поправить макияж, поспать, не говоря уже о том, чтобы принять душ. Сложно и физически, и морально. Но эта работа того стоит!

В авиацию за мужем

Существует миф, что девушки идут в гражданскую и бизнес-авиацию исключительно с целью выгодно выйти замуж. На самом деле случаи, когда заключаются браки между стюардессой и пассажиром бизнес-класса, стюардессой и VIP-пассажиром в бизнес-авиации, единичны.

Тех, кто идёт в эту профессию, чтобы выйти замуж, ждёт разочарование. Здесь нужны другие приоритеты и цели. Требуются огромные знания и везение, определенные черты характера и умение работать в режиме многозадачности. Часто бывает, что пилоты на рейсе меняются, а стюардессы остаются и летят дальше - это колоссальные переработки. Только на желании выйти замуж на такой работе не удержишься.

Всё время на ногах, и самая большая нагрузка - на позвоночник: самолёт взлетает, а мы уже бегаем по салону. Это все негативно сказывается на осанке, а ведь на ней строится весь наш образ. Вы видели когда-нибудь сутулящихся стюардесс? Так что для поддержания формы пару раз в неделю выбираюсь на фитнес.

Деловой стиль

Бортпроводник - лицо авиакомпании. Если работодатель решил, что нельзя пользоваться яркими помадой и лаком для ногтей, а волосы нужно собирать в пучок, то именно так я и выгляжу. Более того, мой гардероб сейчас по большей части состоит из одежды делового стиля. Муж говорит, что я стюардесса до мозга костей. Может, это такой профессиональный отпечаток на личности, на стиле, но когда я одеваю джинсы или, например, спортивный костюм, супруг смотрит на меня, как на другого человека. В глазах читается что-то вроде: «Я тебя не знаю, но кого-то ты мне напоминаешь».

    Одна из самых старых пилотажных групп мира - Patrouille de France на авиасалоне Ле-Бурже 2015

    Фото: из личного архива Анны Мартини

    Фото: из личного архива Анны Мартини

Мама в небе

Мой сын, представляя меня друзьям и их родителям, всегда сообщает: «Это моя мама. Она - стюардесса». Муж делает то же самое: «Это моя супруга Анна. Она - бортпроводник». Как бы мои мужчины ни ворчали дома, когда я собираюсь в очередную командировку, «в свет» они всегда выводят меня одинаково: вот мой кубок - посмотрите.

Муж работает на земле, но тоже очень любит самолёты. Он - фанат авиации, увлекается авиасимуляторами. Уверена, если дать ему самолёт - он его посадит. Мне очень повезло с супругом: он любит меня и понимает, как важна для меня эта работа.

Авиация - семье не помеха. Стюардессы как уходили в декрет, так и уходят: активно и регулярно. И многие из них возвращаются в профессию, потому что отказаться от этого образа жизни очень тяжело.

Сейчас моему сыну восемь. Я пришла в авиацию, когда ему было два с небольшим. Понятно, что в период, когда ребенок совсем маленький, мама рядом ему нужна всё время. Затем важным становится то, что ты даёшь и в личном общении и в этой жизни в целом: детский сад, детские клубы, путешествия.

Меня мама постоянно брала с собой в путешествия, и когда я выросла - поняла, как же мне повезло. Они расширяли мой кругозор, я знала гораздо больше сверстниц. Поэтому стараюсь теперь побольше путешествовать с сыном, вместе мы уже побывали на Кипре, в Абхазии, Сочи, в Анапе, Петербурге.

Нештатные ситуации

В гражданской авиации на моей практике была разгерметизация и аварийное снижение. Мы спасали пассажиров - и это давалось тяжело. Ты приводишь человека в чувства, а он раз за разом обратно погружается в состояние глубокого обморока. И при этом его спутница бьётся в истерике и мешает проводить реанимационные действия, кричит, что ты ничего не делаешь, и еще и руки твои от него убирает. Такие ситуации были, но меня они ни разу не вывели из состояния внутреннего спокойствия. Я всегда в такие моменты знаю, что делать, потому что у нас на каждый случай есть четкие инструкции. И всегда все заканчивалось хорошо.

Последние материалы сайта