Рекомендации: «Как определить готовность ребенка к поступлению в школу». Социальная и психологическая готовность

01.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В первом классе соседями по парте могут оказаться дети с разницей в возрасте до двух лет. Одним только исполнилось шесть с половиной, другие до восьми ходили на подготовительные занятия. Родители сами решают, отправить ребёнка в школу сразу после детского сада или годик-другой подождать. Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребёнка к школе.

У ребёнка есть мотивация учиться

Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития есть ещё развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определённого возраста ребёнок слит с матерью. Постепенно он начинает от неё физически и социально отдаляться. Годам к трём он уже осознаёт свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.

Игры ребёнка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребёнок начинает примерять уже на себя разные роли. Так появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или лётчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. Ребёнок уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила.

В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым. Необходимо, чтобы к школе у ребёнка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если её нет совсем - в школу идти нельзя.

Ребёнок умеет концентрировать внимание

Он должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребёнка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встаёт или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребёнок тихо сидит за партой и даже создаёт иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.

Этот вид развития человека не случайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций. Когда мы осознаем, что с нами происходит, то лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребёнка нужно развивать его эмоции. Для этого хороши игры на различение ощущений - горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно.

У ребёнка развиты интеллект и моторика

Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении: столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Фактически при определении готовности ребёнка к школе только это и проверяется.

Но и тут у современных детей не всё гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом - ситуацией, когда ребёнку, допустим, семь лет, а выглядит и ведёт себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» - жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определённой строчке. Если мозг ребёнка ещё до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.

Если ваш ребёнок идёт в первый класс или вы просто решили сменить учебное заведение для своего отпрыска, то следующая информация подскажет: как правильно всё сделать.

Источник: akbope.kz

Идеальный возраст

Прежде всего нужно знать, что порядок распределения и заполнения свободных мест в школах устанавливается главным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Он регулирует весь процесс подобного мероприятия. И для того чтобы без проблем зачислить своего ребёнка в школу, нужно ознакомиться со всеми положениями по этому вопросу.

В первый класс принимаются дети не младше 6,5 года, а для устройства ребёнка, не достигшего этого возраста, следует обратиться в местное управление образования. Стоит знать, что приём детей в первый класс осуществляется без каких-либо процедур отбора.

Также стоит помнить, что если родители хотят зачислить в школу ребёнка, который достиг возраста восьми лет, то процедура приёма усложняется. В таком случае нужно будет написать заявку. В ней должно быть указаны причины и объяснения такого опоздания. Стоит учитывать, что при получении такой заявки учебное заведение обязано сообщить о нарушении прав ребёнка в специальную комиссию, которая занимается делами несовершеннолетних. Она может принять решение о наказании родителей, которые не успели вовремя зачислить ребёнка в учебное заведение.

В очередь!

Для поступления в школу существует две очереди. В первую очередь попадают те, кто живёт в районе, прилегающем непосредственно к учебному заведению. Во вторую - те, кто живёт в соседних. Если в школе есть свободные места, то руководство не имеет права отказать в поступлении учащемуся, который входит во вторую очередь.

Свободные места считаются по наполненности класса. С первого по восьмой - классы, заполненные учащимися менее чем на 25 человек. С девятого по выпускной, одиннадцатый - классы, заполненные менее чем на 20 человек. На любое из этих мест могут претендовать учащиеся как из первой очереди, так и из второй.

Если ребёнок состоит в первой очереди, то есть зарегистрирован по месту нахождения учебного заведения, то документы на поступление нужно было подавать с февраля. Приём бумаг длится до 30 июня. Решение о зачислении принимается руководством учебного заведения в течение недели, после чего они уведомляют родителей и вывешивают приказ на доске общей информации, которая находится в холле школы. Некоторые учебные заведения, владеющими своими информационными сайтами, будут оставлять бумаги о зачислении ещё и там.

Если ребёнок состоит во второй очереди, то есть зарегистрирован не в одном со школой районе, то документы для зачисления подаются с июля-августа. Приём учащихся на обучение длится, пока не будут заняты все существующие свободные места. Но он заканчивается 5 сентября, даже если места ещё остались.

Необходимые документы

Для того чтобы ребёнка приняли на обучение в первый класс, необходимо предоставить следующий пакет документов:

Заявка, в которой родители выражают желание зачислить ребёнка в эту школу;

Карта о состоянии здоровья ребёнка. Она должна быть подписана главным врачом поликлиники и заверена его печатью. Карту родители обязаны подготовить собственными силами, занести в неё все прививки, результаты анализов и медицинских осмотров;

Свидетельство о рождении (нужно предоставить оригинал и копию);

Документ, подтверждающий место, где зарегистрирован учащийся;

Паспорт одного из родителей.

Стоит знать, что если в выше-описанном пакете документов упоминаются родители, то имеются в виду не только биологические родственники. Точно такие же бумаги нужно подавать и официальным опекунам ребёнка, его законным представителям.

Обратите внимание! Право зарегистрировать своего ребёнка в школе имеют и иностранные граждане, которые проживают на российской территории. Для этого им понадобится документ, подтверждающий легальность их пребывания, и бумага о родстве между родителем и ребёнком. Этот пакет документов должен подаваться либо сразу на русском языке, либо вместе с приложенным к нему заверенным переводом. Перевод нужно заверять у специалиста с соответствующей квалификацией.

Своими глазами

В случае отказа в зачислении ребёнка в школу родители или законные представители могут обратиться в местный орган управления образованием, органы прокуратуры с заявлением о нарушении прав ребёнка на образование.

Небольшой совет: прежде чем определять ребёнка в образовательную организацию, познакомьтесь лично с её администрацией и учителями, родительским комитетом и управляющим советом. Побывайте в столовой, классе, спортзале, библиотеке, зайдите на сайт и почитайте отчётный доклад за прошлый учебный год и другие документы. У вас обязательно сложится впечатление. Вот тогда и решайте. Постарайтесь не ошибиться, ведь ребёнку в этом учреждении предстоит провести девять или одиннадцать лет.

Многие учебные заведения имеют шаблон для молодых родителей, которые хотят отдать своего ребёнка в первый класс. Если такого образца нет, то можно воспользоваться нашим.

Как определить готовность вашего ребенка к школе?

Обязательно ли присутствие ребенка при записи в 1-ый класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам. Во время записи в 1-ый класс с ребенком проводится собеседование.

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедам, психологом, в случае необходимости- с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная).

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребенка в школу с 6 или 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребенка в частном или государственном учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов, родители могут, только определив степень его готовности к школе.

Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе?

К началу обучения в школе у ребенка должны быть сформированы знания и умения, обозначенные в программе дошкольного образования, а также психологическая, физиологическая и интеллектуальная готовность.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь четко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-4-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

знать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;

уметь назвать предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

знать +,-,=,<,>;

уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4,6=6);

уметь соотносить цифру и число предметов;

уметь сравнивать 2 группы предметов;

уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

знать название фигур: треугольник, квадрат, круг;

уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «между», «за»;

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

ь уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки;

ь уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова…);

ь умет различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);

ь иметь представления о сезонных признаках природы (например: осень желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая, и т.д.);

ь знать 1-2-3 комнатных растения;

ь знать 12 месяцев года;

ь знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс, должен знать:

в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

На все ниже перечисленные вопросы будущий первоклассник должен знать ответы. Проверьте своих детей.

  • · Назови свою фамилию, имя, отчество.
  • · Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
  • · Как зовут твоих родителей?
  • · Утром ты завтракаешь, а днём…?
  • · Сравни самолёт и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
  • · Футбол, гимнастика, теннис, плавание - это…?
  • · Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
  • · Нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
  • · Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
  • · В какой стране ты живёшь? Какой твой адрес?
  • · Берёза, дуб, осина - это…?
  • · Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
  • · У коровы - телёнок, у собаки - …, у лошади - …?
  • · Почему раньше чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум?
  • · Огурец, помидор, морковь, свёкла - это…?

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. В соответствии с общими требованиями к готовности ребенка к началу школьного обучения ниже приводятся варианты примерных заданий. Основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.

Мои дорогие читатели, здравствуйте! Мы с вами уже обсуждали, стоит ли ребёнка и пришли к выводу, что каждый будущий первоклассник индивидуален. Кто-то в 6 лет готов «грызть гранит науки», а кто-то и в свои «без пяти минут восемь» с сожалением расстаётся с детским садом.

Ребёнок вряд ли поможет вам с подсказкой, идти ему уже в первый класс или нет. Как определить готовность ребёнка к школе, могут знать лишь взрослые. Есть ли такие лакмусовые бумажки, которые дают зелёный свет, чтобы сесть за школьную парту?

План урока:

Что может проверить психолог?

Повторяя пройденный материал, напомню, что у психологов умения читать и писать – не самое важное в жизни будущего первоклассника. При определении уровня готовности детсадовца переступить школьный порог «лекари детских душ»:

  1. в первую очередь, отталкиваются от настойчивого желания ребёнка;
  2. затем изучают имеющую немаловажную роль стадию коллективизации, то есть умение сотрудничать;
  3. анализируют третий показатель на к получению знаний – умение жить по инструкции, то есть подчиняться и выполнять чужие требования.

Чтобы убедиться, что малыш действительно отвечает перечисленным психологическим условиям окунуться в новый для него мир, радеющие за своё чадо родители нередко идут на приём к психологу и там уже «с глаза на глаз» выясняют, готов или ещё не очень.

Что делает с ребёнком психолог? Изучает его внутренний мир при помощи тестов. Многие пользуются тестом «зрелости», разработанным американской Джеральдиной Чейни. Она предлагает проанализировать уровень подготовки по нескольким блокам, состоящим из вопросов на:

  • познание;
  • базовый опыт;
  • языковое развитие;
  • эмоциональное развитие;
  • слуховые способности;
  • зрительное восприятие;
  • отношение к книгам.

Иные психологи предпочитают ориентационное графическое тестирование по Керну-Йирасеку. Оно состоит из:

  • рисунка человека (мужской фигуры);
  • рисунка — копии фразы, состоящей из письменных букв;
  • рисунка – копии набора точек.

В этом тесте предусмотрена своя система баллов , а дополняет его интеллектуальный опросник.

Что может проверить педагог?

Существует педагогическая диагностика, разработанная учёными в помощь воспитателям детсадов. Она позволяет определить в общем смысле, готов ли на уровне имеющихся знаний ребёнок к школе. Эти несложные тесты помогают выявить «дырки».

Задание 1 на умение сориентироваться на плоскости и сосчитать

Подобие Д. Эльконина. Не клетчатом листочке закрашивается чёрным цветом одна клетка. Ребёнку даются карандаши красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Ему требуется найти чёрный квадратик и по указанию педагога отсчитывать энное количество клеточек вправо-влево-вниз-вверх и закрашивать указанным цветом.

Задание 2 на элементарное сложение-вычитание и понимание задачи

Для него требуется также листок в клетку. Даётся простейшая задачка по типу «в комнате 3 кошки и 2 собаки». Нарисовать надо столько кружочков, сколько всего животных. И далее «из комнаты ушли 1 кошка и 1 собака». Нарисовать надо столько квадратов, сколько животных осталось.

Задание 3 на проверку развития речи

Педагоги проверяют:

  • , умение определять место звука в слове (в начале – середине — в конце) и способность выделить интонацией необходимый;
  • навыки составления предложений из 3-5 слов и определения их порядка (1-е, 2-е, последнее);
  • способность объединять понятия, например, «томат, огурец и тыква – овощи»;
  • умение составлять по картинкам рассказы.

Задание 4 на запоминание

В данном случае проверяется:

  • умение читать и знать автора, который их написал;
  • навыки сказки, рассказа.

Задание 5 на простейшие математические навыки с числами

Педагоги проверяют будущего первоклассника:

  • знает ли цифры от 0 до 9;
  • умеет ли считать до 10 туда-обратно;
  • может ли назвать предыдущее и последующее числа;
  • знаком ли со знаками «+» и «-»;
  • может ли сравнить больше-меньше;
  • определяет ли геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).

Задание 6 на знание окружающего мира

Такие тесты предполагают, что ребёнок должен знать:

  • внешний вид распространённых растений (ель, берёзка, ромашка, колокольчик и прочие);
  • различия между дикими и домашними животными, основные признаки внешнего вида птиц и прочей живности, их отличия, например, вороны от дятла;
  • признаки сезонов природы, например, что есть осенью, а что зимой;
  • названия всех месяцев;
  • названия всех дней недели.

Помимо всего прочего у потенциального первоклассника педагоги обязательно спросят название страны, города и улицы, где он живёт, номер дома и квартиры, полные имена мамы-папы, бабушки-дедушки, их род занятий.

Что могут проверить педиатр и стоматолог?

Да-да, не удивляйтесь. Очень много вопросов и обсуждения на тему, готов ли ребёнок к школе, ведут именно к педиатру и стоматологу. Медики тоже вносят свою лепту и выделяют возраст паспортный и биологический. С паспортным всё понятно – посчитайте, сколько лет-месяцев-дней с момента рождения. А как определить подходящий для школы возраст биологический?

Скажем сразу, в медицине у многих паспортный и биологический возраст не совпадают, последний может запаздывать с интервалом до 1,5 лет. Что это значит? А значит это, что выпроваживать за школьную парту лучше тогда, когда имеется к тому психофизиологическая готовность детского организма.

Для определения биологического возраста применяют филиппинский тест, в основе которого лежит полуростовой скачок роста – существенное вырастание в длину детских рук и ног. Попросите своего дошкольника дотянуться правой рукой до мочки левого уха, сделав это через макушку головы. Если он это делает без труда, то можно говорить, что к школе он готов.

«Как от этого зависит «школьная зрелость?!» — удивитесь вы. Медики объясняют просто: филиппинский тест показывает не только развитие детского скелета, но и насколько созрела нервная система и насколько детский мозг готов воспринимать и перерабатывать информацию. Педиатры считают, что поспешить отдать ребёнка в школу до того, как произошёл этот самый скачок, помогающий работоспособности,– значит, обречь его на провалы в учёбе.

О повышении способности направить все силы организма уже не на физическое развитие, а на учёбу можно судить и по зубам. Когда стоматологи фиксируют у вашего ребёнка – это благоприятный знак, чтобы к физиологическому развитию добавить умственное. В средние века в Китае и Японии так и определяли «вошедшего в разум» ребёнка, уже способного отвечать перед законом.

Что может проверить родитель?

Предлагаю составить на листочке бумаги две графы «за» и «против», или «+» и «-», чтобы с выполнением тестирований их заполнить.


Ну вот, постепенно на Ваш листочек легли плюсы и минусы, осталось только их подсчитать, если есть ещё сомнения – подтвердиться на приёме у психолога и принять окончательное решение.

Делитесь, как у вас получилось справиться с этими тестами и готовы ли вы собирать портфель?

Успешной вам подготовки к школе!

В жизни каждой семьи наступает время, когда любимому чаду пора в школу. Как определить, когда это время пришло? В 6, 7 или 8 лет? Чтобы принять правильное решение, необходимо определить готовность ребенка к школе.

Критерии готовности ребенка к школе:

Физическая готовность ребенка к школе

Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.

Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.

Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками.

Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться в специальных образовательных учреждениях или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии направления от медико-педагогической комиссии.

Перед тем, как отдавать ребенка в школу, следует вспомнить, что уроки в первом классе всегда проводятся в первую смену. И если ваш ребенок не посещал детский сад и не приучен к режиму, то первое время все его силы будут уходить на то, чтобы не уснуть на уроке.

Чтобы приучить ребенка вставать рано , постепенно сдвигайте время пробуждения и отхода ко сну на 10-20 минут в день. Нужно добиться, чтобы ребенок укладывался спать в 9 часов, а вставал в 7.

Приучать к режиму нужно заблаговременно, а придерживаться его постоянно. Чем раньше начнете, тем лучше. Иначе недосыпание скажется на ребенке сильнейшим стрессом. А ведь первокласснику итак очень тяжело адаптироваться: новые знания, новое общение, новый образ жизни.

После уроков ребенку необходимо устроить сончас, погулять на свежем воздухе и поиграть в подвижные игры, чтобы привести в норму уставшие мышцы и немного прийти в себя от непривычно большого количества новой информации.

Кстати, на период адаптации ребенка к школе (а у многих детей он занимает до полугода и более), не рекомендуется его записывать ни в какие кружки, секции, художественные и музыкальные школы, чтобы избежать еще большего стресса.

Социальная и психологическая готовность

Социальная готовность тесно связана с психологической готовностью к школе.

Критерии социальной готовности:

  • умение вести себя сдержанно на уроке;
  • умение взаимодействовать с учителем, подчиняться правилам поведения и дисциплины даже если не хочется;
  • умение взаимодействовать со сверстниками;
  • позитивное отношение к получению новых знаний и школе. Оно напрямую зависит от родителей. Это тот случай, когда «что посеешь, то и пожнешь».

Чтобы у ребенка развивалась правильная самооценка, не нужно сравнивать его с другими детьми, а его результаты и достижения нужно сравнивать с его же результатами, достигнутыми в другой раз. Например, «Вчера это задание у тебя получилось лучше, чем сегодня. Но если ты постараешься, то и сегодня может получиться хорошо. Давай попробуем еще раз.»

Обязательно хвалите ребенка при достижении успеха, даже самого незначительного на ваш взгляд.

Добавим еще критерии психологической готовности ребенка к школе:

  • адекватное восприятие себя (отсутствие завышенной или заниженной самооценки);
  • соответствующий возрасту уровень развития памяти, внимания, мышления.

Если вы заметили, что у вашего ребенка в первом классе начались проблемы с памятью, а именно скачки при запоминании, например, в один день ребенок все схватывает на лету, а в другой — не может запомнить и пары слов, то обратите внимание на общее состояние здоровья ребенка. Такое часто случается с ослабленными и болезненными детьми.

Контролировать свое поведение ребенок учится в течение всего дошкольного периода. И от того, насколько успешно он овладел навыками самоконтроля, зависит успешность его учебы и протекание адаптационного периода в 1-ом классе.

Подготовка к школе: что должен знать и уметь ребенок

  • Знать имена всех членов семьи и, конечно, свое. Уметь рассказать о себе, своих интересах.
  • Иметь представление о времени: утро, день, вечер, час, минута, неделя, месяц, год. Знать названия дней недели и месяцев, времен года. Уметь объяснять, чем одно время года отличается от другого.
  • Ребенок должен уметь классифифцировать предметы, объединять их по общему признаку: стул, стол, шкаф — это мебель; голубь, ворона, утка — это птицы и т.п.
  • Уметь обслуживать себя: одеваться, застегивать пуговицы и замки, завязывать шнурки.
  • Знать и различать цвета.
  • Уметь вести себя в общественных местах, проявлять внимательность и усидчивость на уроке.
  • Понимать значение слов «Где?», «Когда?», «Почему?».
  • Уметь общаться со старшими и сверстниками.

Подготовка к письму

  • развитие мелкой моторики;
  • умение ориентироваться в тетрадной клетке и линейке;
  • умение держать правильно ручку.

Подготовка к чтению и развитию речи

  • умение узнавать и выделять звук в слове на слух;
  • умение понимать прочитанное;
  • умение отвечать на вопросы к тексту;
  • умение выражать свои мысли.

Подготовка к математике

  • владение счетом в пределах 10;
  • развитие пространственного восприятия (вверх — вниз, слева — справа, больше — меньше, горизонтальный — вертикальный и т.п.);
  • умение находить лишний предмет, объединять предметы в группы по какому-либо признаку.
  1. Проводите .
  2. Не используйте принуждение и наказание, если ребенок не хочет заниматься. Постарайтесь вызвать интерес и чувство радости от получения новых знаний.
  3. С 5-6 лет в качестве можно проводить мини-уроки, если ваш ребенок психологически к этому готов (проявляет интерес и усидчивость. Занятие не должно длиться более 10-15 минут. Между занятиями активный отдых в течение 20 минут.
  4. Не переходите к новым знаниям, пока ребенок не усвоил предыдущее.
  5. Используйте яркие, красочные учебные материалы, красиво иллюстрированные. Сказки, тексты и задания должны быть интересны ребенку и соответствовать его возрасту.

Что еще нужно знать родителям

Закон «Об образовании» гласит:

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (Ст. 5 п.1)

Это значит, что ваш ребенок имеет право обучаться в школе, независимо от его подготовки и способностей.

Независимо от того некоторые школы устраивают «отборочные туры» при поступлении детей, мотивируя это тем, что у них углубленное изучение каких-либо предметов, и неподготовленному ребенку будет трудно у них обучаться. На самом деле, тестирование учеников можно проводить уже после поступления ребенка в школу с целью планирования индивидуальной работы.

Родители, в свою очередь, не должны забывать о своих обязанностях обеспечить ребенку условия обучения. Они должны подготовить средства обучения, спортивную и школьную форму (если это оговорено в Уставе школы). Школа со своей стороны должна предоставить учебники и учебные пособия.

Подведем итог. Умение читать еще не значит, что ребенок готов к школе. Наиболее важной здесь является психологическая готовность. Чем более психологически ребенок готов к школе, тем легче протекает адаптационный период. У неподготовленных детей зачастую появляются трудности с обучением или дисциплиной.

Отдавая ребенка в школу раньше времени, вы подвергаете его стрессу. Дайте побыть ему еще малышом, каким бы гением он вам не казался. Если ребенок намного младше одноклассников, то у него может не сложиться общение, что может вызвать нежелание ходить в школу и негатив.

С другой стороны, задерживать поступление без весомой причины тоже не следует. Нужно понимать, что ребенок взрослеет и перестать относиться к нему как к маленькому.

Последние материалы сайта