Штат джамму и кашмир индия. Джамму и кашмир. Строение поверхности и климат

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вместо предисловия. Диалог с местным на подъезде к Кашмиру:

Я три месяца не был в Индии, вот ездил на неделю

Чувак, мы тебя может огорчим, но мы как бы все еще в Индии

Нет, Кашмир это не Индия

И это оказалось правдой. Ну, или почти правдой.

Джамму и Кашмир — севернее уже некуда. Верхний край Индии Мечтала попасть в Ладакх (административно он относится к этому же штату), но раньше июня дорогу не откроют, а столько ждать я не могу.

Штат Джамму и Кашмир расположен в Гималаях, и именно из-за него отношения между Индией и Пакистаном остаются напряженными уже много лет.

После ухода британцев из Индии территорию бывшей Британской Индии поделили на Индию и Пакистан. Кашмир делят до сих пор. Часть осталась в Пакистане, часть отхватил Китай, но большинство территорий контролирует Индия.

Раньше было напряженно, въезд в штат для иностранцев был закрыт. Войны, теракты и всякие нехорошие вещи, но сейчас поспокойнее. Можно ехать.

Сначала мы с Барбарой приехали в Джамму , с планами разобраться на месте и решить куда дальше. Разницу между индийской Индией и Джамму мы почувствовали сразу же, еще на вокзале. Ну, во-первых наши делийские сим карты здесь больше не работают, но это мелочи.

Пытаемся узнать про автобус — какое там, тут не то что на английском, на хинди даже не говорят. И даже не пытаются) Это было странно. Мы привыкли к тому, что индусы тебе десять раз повторят, скажут «мадам, это ваш автобус», даже когда ты уже в нем сидишь. Что все хотят помочь, даже когда нам это не нужно.

Тут же на нас вообще всем пофиг, бесполезно спрашивать работников вокзала, водителей и продавцов билетов — они либо правда ничего не знают, либо прикидываются. Скорее второе)

Дорога из Джамму до столицы штата Шринагар занимает 12 часов на автобусе или 8-9 часов на джипе. Все равно далеко) Автобус стоит от 400 до 500 рупий в зависимости от комфортабельности автобуса (замечу, самый лучший — это наименее худший )

Мы хотели уехать утром на автобусе, но в этот день были какие-то забастовки и ничего не ходило. Оно и к лучшему, потому что после ночного переезда Манали — Джамму наши лица были нежно-салатого цвета, и день на «отлежаться» иногда бывает очень кстати.

Поехали след утром на джипе — сторговались за 450 рупий с человека за место в семиместной машине. Всяко лучше, чем в автобусе трястись.

Дорога прекрасна, точнее дорога ужасна, а виды прекрасны. Серпантины, горы кругом, весна.

Остановились на чай.

Вы хотите попробовать традиционный кашмирский чай?

Да мы всегда за, давай наливай

Сначала смутил цвет — слишком темный по сравнению с привычным индийским молочным чаем. А на вкус он оказался омерзительно соленым

Сам по себе соленый чай не так уж и страшен — мы пробовали его в Монголии и у тибетцев, но этот мне пришлось выплюнуть. Невкусный))

Чем ближе к Кашмиру, тем больше военных. В касках, с автоматами, все как положено. Наконец въезжаем на перевал, отмечаемся на чек посту, получаем для выезда и «книгу жалоб» — если какие проблемы будут, напишите и на обратном пути отдадите нам, а мы разберемся.

Часов в семь вечера мы приехали в Шринагар . Столица штата, самый неиндийский город в Индии который я видела. Начнем с того, что штат мусульманский, то есть кругом мечети, мужчины с бородами и в белых шапочках и косые взгляды на наши непокрытые головы.

Центр города — озеро Дал, на котором больше сотни хаусботов, и там можно жить)

Хаусбот — это плавучий дом, на воде. Очень популярный вид размещения в городе — еще бы, зачем нам комната в гестхаусе, когда можно жить на большой лодке с теми же удобствами.

Хаусботы появились в Шринагаре еще в 19 веке. Их начали строить англичане, которым ограничили права на покупку домов, опасаясь усиления британского присутствия в Кашмире.

А потом и кашмирцы подхватили идею. И вот теперь это местная фишка, а ведь действительно прикольно!))

Мы поселились на хаусботе Dulsedodum у Али (его контакт у нас был еще с Джамму), сговорившись платить по 250 рупий в день с человека за комнату, завтрак, ужин и доставку нас на маленькой лодочке с берега домой и обратно.

В этот день мы уже никуда не пошли. Было холодно и мокро, а одеяла такие мягкие, и кровать с подогревом)) Легкий ужин рисом с карри, и спать.

Утро. Йога на крыше, свежесть, тучки. Это Чача, наливает Барбаре чай. Завтрак у нас!

Кашмирский хлеб с маслом, чай без молока (соскучились мы по простому чаю), вареные яйца.

После Али организовал для нас небольшую прогулку на лодке по озеру. От нас требовалось поехать посмотреть магазин с коврами, покупать не обязательно

Начало апреля — не лучшее время для посещения Шринагара. Погода еще не установилась, «дождит», ветер, ночами холодно.

Из плюсов — туристов пока мало, тихо и спокойно.

Озеро красивое, и горы видать когда облака раздувает

А хаусботы не кончаются:

Есть совсем маленькие, на две комнаты, если большие типа «люкс»

Плавучие магазины — нормальная вещь на озере. Все самое необходимое

Возвращаемся домой

Озеро, горы, тишина.

Тишина правда только по утрам, наш дом был совсем рядом от главной дороги. Можно селиться подальше, даже наверное лучше.

Весла в форме сердца:

На озере помимо туристов по-прежнему живут местные, не так много но все же.

Некоторые дома стоят на земле, но очень близко к воде:

Машина здесь ни к чему:

Али перевозит нас с большой земли домой, на хаусбот:

На третью ночь нас переселили в другую комнату, ее я успела сфотать до того как мы закидали ее своими вещами:

Прогулки по городу:

Булочная:

Мечетей в Шринагаре много, мы сходили только в одну. Зато в самую красивую.

Игрушечная Jamiya mosque — с искусной резьбой, разноцветными фасадами и декором из папье маше.

Женщин внутрь не пускают, мы наблюдали из окошка

Продавец фруктов:

Зашли выпить чай

Девочка с лепешкой

Улочки старого города:

И никак не пойму, где же мы все-таки находимся?

Что-то на арабском:

Кашмирская бабушка

Молодежь:

Мужчина в традиционной одежде:

Просто дедушка:

Три дня в Шринагаре для нас оказалось более чем достаточно. Снова в джип, снова долгая дорога до Джамму, ночевка в сикхском храме и поезд в Чандигар.

Так приятно снова оказаться в индийской Индии с ее раздолбайством и доброжелательностью. Индуизм нас сейчас явно радует больше чем мусульманство. И все-таки было хорошо, не зря скатались.

Пишу из Дели, праздновали Пасху сегодня с индусами католиками (да, и такое бывает ) а завтра Барбара летит домой. Я же двину , посмотрим что там!

Северо-Западная Индия – регион очень сложный в этнополитическом отношении. Если на северо-востоке страны, где десятилетиями продолжаются конфликты между сепаратистскими движениями национальных меньшинств и правительственными войсками, сталкиваются интересы Индии и Китая, то северо-запад – точка столкновения индийских и пакистанских интересов. Фактически столкновение индийских и пакистанских интересов в Северо-Западной Индии является одним из фронтов общего противостояния мусульманского и немусульманского мира. Наиболее проблемной территорией в регионе является штат Джамму и Кашмир. Этот горный регион примечателен тем, что вплоть до 1947 года здесь существовало полунезависимое княжество Джамму и Кашмир во главе с махараджей – индуистом, тогда как основная часть населения относилась к мусульманам.


Джамму и Кашмир – древняя красивая земля, испокон веков являвшаяся мостом между Индией, Китаем и ирано-мусульманским миром. С глубокой древности здесь существовали города с высокоразвитой культурой и, вплоть до недавнего времени, удавалось относительно мирно сосуществовать последователям нескольких религий – мусульманам, индуистам, буддистам. Конечно, противоречия и войны, в том числе и на религиозной основе, имели место на протяжении всей Кашмира, но характер глобального противостояния они приняли лишь после освобождения Индии от британского колониального владычества.

Во многом здесь, безусловно, постарались колонизаторы, начертившие искусственные границы для двух постколониальных государств – Индии и Пакистана. Именно англичане несут львиную долю ответственности за продолжающееся геополитическое противостояние Индии и Пакистана, в котором, прежде всего, и заинтересован западный мир. Для США и Великобритании независимая сильная Индия представляет значительную угрозу, поэтому с самого начала было решено, во-первых, разделить ее на два государства (затем добавилось третье – Бангладеш), а во-вторых – стравить государства Индостана в непрекращающемся противостоянии. Одним из инструментов этого стравливания и является кашмирский конфликт.

До того, как была провозглашена независимость Индии и Пакистана, мусульманское население княжества Джамму и Кашмир прекрасно уживалось с индуистскими махараджами и соседние мусульманские правители не выражали по этому поводу особых претензий. Напомним, что в Джамму и Кашмире индуисты населяют южную территорию – это, в основном, представители индоарийских народов.


Солдат патрулирует во время комендантского часа на безлюдной улице. За ним на стене надпись: «Индийские собаки, убирайтесь домой»

Мусульмане сосредоточены на севере и включают не только индийские народности, но и пуштунов, тибето-бирманскую народность балти и уникальную народность буриши, говорящую на изолированном языке бурушаски, над загадкой происхождения и родства которого до сих пор до сих пор ломают голову ученые всей планеты. Помимо индуистов и мусульман, в Джамму и Кашмире проживает также достаточно многочисленная буддистская община, представленная, в первую очередь, тибетоязычным населением бывших княжеств Ладакх и Заскар. Ладакх исторически тяготеет к Тибету и, по понятным причинам, является зоной повышенного интереса со стороны соседнего Китая.

В современном индийском штате Джамму и Кашмир этноконфессиональная ситуация выглядит следующим образом: большая часть населения (67%) исповедует ислам, 30% - индуизм, 2% - сикхизм и 1% - буддизм. При этом существуют сильные различия между отдельными территориями штата. Так, в северной части – Кашмире - мусульмане составляют до 97% населения. На юге штата – в Джамму, наоборот, 65 % населения составляют индуисты, мусульман лишь 31%, сикхов – 4%. В Ладакхе 46% составляют буддисты. То есть, мы видим, что этноконфессиональный расклад в штате отличается неравномерностью распределения этнических и конфессиональных групп по его территории, но в то же время существует очевидное преобладание в численности мусульманского населения.

Что касается этнической картины, то население Кашмира представлено следующими группами: 1) дардские народы, промежуточные между индийскими и иранскими – кашмирцы, шина, калаши и другие этносы. 92% кашмирцев – мусульмане, остальные – индуисты; 2) индоарийские народы – пенджабцы, догры, хиндустанцы и другие этносы, преимущественно населяющие южную часть штата и исповедующие индуизм, сикхизм или ислам; 3) тибето-бирманские народы – ладакхи, балти, тибетцы – населяют северо-восточную часть штата и исповедуют преимущественно буддизм ламаистского толка, а также тибетскую религию бон (за исключением балти, которые едва ли не единственная тибето-бирманская народность, исповедующая ислам шиитского толка); 4) буриши, говорящие на языке бурушаски и населяющие область Хунза, в настоящее время контролируемую Пакистаном. Эта народность также исповедует ислам; 5) пуштуны (афганцы), относящиеся к иранским народам и поддерживающие тесные связи с соплеменниками в Пакистане и Афганистане.


Один из кашмирских подростков бросает камни в военных

Махараджи Джамму и Кашмира по национальности были дограми. Догры возводят свой род к выходцам из Раджпутаны (современный штат Раджастхан), гордятся своими воинскими подвигами и в большинстве своем сохраняют индуистскую религию, хотя небольшая часть догров также исповедует сикхизм и ислам. Формально в состав их государства с правившей сикхской династией, которая остальными сикхами рассматривалась как изменники сикхизма, входили земли собственно Джамму и Кашмира, а также буддистские княжества Ладакх и Заскар и эмираты Хунза, Гилгит и Нагар. В настоящее время Гилгит-Балтистан и Хунза контролируются Пакистаном. Британские власти в обмен на лояльность позволили махараджам Джамму и Кашмира сохранить свой престол и не особо вмешивались во внутренние дела этого региона.

Когда в 1947 г. произошел раздел Индии и Пакистана, махараджа Джамму и Кашмира Хари Сингх, стремившийся сохранить свое единовластное правление на подконтрольной ему территории, не пожелал войти в состав ни одного из новообразованных государств. Однако мусульмане, недовольные этим решением и не стремившиеся и впредь оставаться под властью индуиста, тем более, что рядом их соплеменники оказались в составе собственного суверенного мусульманского государства, подняли вооруженное восстание. Махарадже не оставалось ничего иного, как обратиться за помощью к Индии. Так территория Джамму и Кашмира вошла в состав индийского государства, при этом наследник Хари Сингха Каран Сингх, занимающий пост губернатора штата, до сих пор формально является махараджей Джамму и Кашмира.

На помощь мусульманскому населению штата прибыли пуштунские племенные ополчения афридиев и юсуфзаев – племен, проживавших в пограничных районах Пакистана и отличающихся большой воинственностью и ревностным отношением к религии. После того, как индийской армии удалось отбить их атаки, вмешались пакистанские вооруженные силы. Так началась Первая Индо-пакистанская война, длившаяся с 21 октября 1947 по 1 января 1949 гг. и закончившаяся разделом территории Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном. Примерно 60 % территории княжества оказалось в составе Индии, тогда как остальная северная часть, населенная мусульманами, отошла по факту к Пакистану.


Сопротивление кашмирских протестующих и индийских военных на улицах Шринагара

С тех пор индо-пакистанский конфликт вокруг Кашмира продолжается фактически непрерывно. Около семидесяти лет два соседних государства не могут решить миром вопрос о границах между ними. За это время последовало еще три индо-пакистанские войны – Вторая – в августе-сентябре 1965 года, Третья – в декабре 1971 года, Каргильская – в 1999 году, а также бесчисленное количество мелких вооруженных конфликтов. И Индия, и Пакистан вынуждены держать в регионе значительные вооруженные силы, вкладывать огромные деньги в совершенствование вооружения и оснащения армейских и полицейских подразделений.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Пакистан активно спонсирует мусульманские радикальные организации, базирующиеся в подконтрольном ему районе Кашмира и совершающие террористические вылазки против индийских правительственных войск. Территория пакистанского Кашмира за последние десятилетия превратилась фактически в базу международных террористических организаций, использующих труднодоступные горные местности как прекрасное укрытие для своих тренировочных лагерей. Эти организации фактически и осуществляют контроль над пакистанским Кашмиром, установив на его территории свои порядки и препятствуя проникновению в регион не только индийцев, но и любых иностранцев – немусульман.

На подконтрольной Пакистану территории Кашмира образованы провинции Северная и Азад Кашмир, тогда как индийская территория входит в состав штата Джамму и Кашмир. Помимо того, примерно 10% территории Кашмира в 1962 году было оккупировано китайскими войсками и до сих пор эта территория, носящая название Аксай Чин, входит в состав КНР, как и часть Транс-Каракорумского тракта, присоединенная к Китаю в 1963 году с согласия пакистанской стороны.


Солдаты индийской армии во время учений у индийско-пакистанской границы на территории спорной территории индийского Кашмира

Однако, раздел территории бывшего княжества между Индией, Пакистаном и КНР не означал прекращения вооруженных конфликтов в регионе. Мусульманские организации, базирующиеся в пакистанском Кашмире, не собираются мириться с тем, что значительная часть их единоверцев остается в составе индийского штата Джамму и Кашмир – в том числе, в районе кашмирской долины, где мусульмане составляют около 97 % населения.
Естественно, что штат Джамму и Кашмир стал постоянной мишенью атак террористов. На территории штата базируется значительный по численности индийский военный контингент, призванный обезопасить регион от возможного риска пакистанского или китайского вторжения. В 1990 году в штате Джамму и Кашмир, в виду постоянной угрозы террористических атак со стороны радикальных организаций, были расквартированы двадцать индийских дивизий.

Им противостоят боевики радикальных организаций, общая численность которых также исчисляется тысячами человек. При этом, если следовать индийским источникам, в последние годы происходит снижение удельного веса собственно кашмирских мусульман в рядах радикальных организаций – их сменяют выходцы из соседних Пакистана и Афганистана, отступающие талибы, а также уйгурские сепаратисты из соседнего Китая и радикалы из бывших советских среднеазиатских республик. Вся эта многонациональная публика находит свое пристанище в тренировочных лагерях на территории пакистанского Кашмира.

Опасность радикализации индийских мусульман усугубляется и тем, что в социальном плане мусульмане существенно уступают индуистам. Как правило, представители мусульманской общины хуже образованны, среди них меньше предпринимателей и представителей интеллигенции. Это связано, в том числе, и с тем, что изначально в ислам переходили представители низших каст, стремившиеся тем самым вырваться за пределы кастовой системы. После образования суверенного Пакистана значительная часть мусульман, прежде всего из верхних слоев общества, покинула Индию, предпочтя делать карьеру в собственном мусульманском государстве. Остались в Индии как раз менее обеспеченные и менее образованные представители городских низов, ну а в случае Кашмира – представители местных коренных этносов, также занятые преимущественно в традиционных сферах хозяйствования.

То есть, у радикальных исламских организаций в Индии существуют достаточно широкие возможности в плане пополнения и обновления кадрового ресурса, прежде всего за счет безработной молодежи. Антиамериканская риторика, активно используемая радикальными исламскими организациями, также содействует поднятию их авторитета. Имеет значение и роль Пакистана, Саудовской Аравии, других мусульманских государств, которые оказывают финансовую и организационную помощь индийским мусульманским организациям.


Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе, заставили Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания по Сиачену, без ущерба для потери территории с обеих сторон

В настоящее время ключевыми акторами военно-политической ситуации в Кашмире являются следующие религиозно-политические организации:

1. Джамиат уль-улама-и ислам – Общество исламских богословов. Именно эта пакистанская организация осуществляет вербовку и подготовку боевиков для кашмирских военизированных формирований.

2. Лашкар и-Джангви – Армия Джангви, вторая по значимости религиозно-политическая организация, осуществляющая вербовку и подготовку боевиков для вооруженных формирований и непосредственно руководящая последними.

3. Хизб-и муджахидин – Партия борцов за веру. Является одной из наиболее радикальных исламских организаций региона, выступающих за независимость Кашмира.

Следует отметить, что все перечисленные организации относятся к радикальному крылу ортодоксального суннитского ислама. Это объясняется тем, что именно сунниты в современном мире представляют собой наиболее активную исламскую силу. Пакистан и афганские талибы оказывают поддержку именно суннитским организациям. Однако в Кашмире проживает и значительное количество мусульман-шиитов, прежде всего – исмаилиты. Для радикальных суннитов они выступают вторыми после индуистов и буддистов идеологическими врагами, предусматривается или обращение их в суннизм, или «очищение» будущего исламского Кашмира от исмаилитов.

Позиции исмаилитов сильны в горных районах, прежде всего среди небольших этнических групп вроде балти и буришей. Своим главой исмаилиты считают имама Ага-хана IV. Этот духовный лидер исмаилитских общин Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана и других стран постоянно проживает в Великобритании, но пользуется большим влиянием в регионе. Мы можем предполагать, что в силу глубоких связей с британской короной исмаилитский имам является и важнейшим проводником английского влияния в Северо-Западной Индии. Ведь Ага-хан мало того, что проживает и ведет бизнес в Великобритании, сам является наполовину (по матери) англичанином. Естественно, что решение кашмирской проблемы невозможно без учета интересов исмаилитской общины, которая также не удовлетворена растущим влиянием ортодоксальных суннитских организаций, угрожающих самому существованию шиитского ислама в Северо-Западной Индии.

Индо-пакистанские конфликты и атаки повстанцев к началу XXI века унесли жизни не менее чем 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей. Пакистанские источники уверяют, что количество погибших в боевых действиях мусульман гораздо выше и достигает 70 тысяч человек. Фактически Джамму и Кашмир является незатихающей горячей точкой, эскалация насилия в которой значительно превосходит другие проблемные индийские штаты, включая и Северо-Восточную Индию, где также действуют сепаратистские вооруженные организации.


Индийский военнослужащий с вершины горы следит за порядком на вверенном ему участке. Тысячи военных и военизированных полицейских размещены вдоль маршрута паломников: с 1990-х годов в штате Кашмир продолжается борьба с мусульманскими сепаратистами

Поскольку кашмирских мусульман активно поддерживает Пакистан и афганские талибы, с , пропагандистской литературой, организационным обеспечением у них проблем не наблюдается. И это в значительной степени усложняет эффект действий правительственных войск и спецслужб, которым оказывается не под силу преодолеть вооруженное сопротивление в Джамму и Кашмире. Ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан являются ядерными державами и в случае обострения положения в регионе Кашмира последствия не только для этих стран, но и для всего человечества, могут быть самыми непредсказуемыми.

Для Индии Кашмир остается одной из первостепенных проблем, причем не существует хоть сколько-нибудь правдоподобных надежд на решение сложившейся в этом регионе ситуации. Перед индийским правительством остается два пути – либо согласиться с территориальными претензиями Пакистана и освободиться от территории с преимущественно мусульманским населением, либо вести непрекращающуюся войну с радикальными организациями, которые поддерживаются тем же Пакистаном и, косвенно, большей частью исламского мира.

Однако, уступить территории Кашмира Пакистану означает не только потерпеть поражение и потерять стратегически важные районы, но и согласиться с тем, что Кашмир в еще большей степени превратится в очаг распространения религиозного экстремизма и терроризма в Южной Азии. Поэтому вряд ли индийское правительство когда-либо пойдет на предоставление суверенитета Кашмиру. А это значит, что конфликт в регионе так и будет тлеть, во многом при внешней поддержке заинтересованных государств.

Фотограф-документалист из Украины. Уже больше года она путешествует по Центральной и Юго-Восточной Азии, документируя повседневную жизнь людей, их быт, обычаи и традиции. Ее главные интересы - экология и права женщин. Мы публикуем ее фотоисторию и рассказ про Джамму и Кашмир - штат на севере Индии.

В индийский штат Джамму и Кашмир (J&K) нас сначала не пропускали. «Мисс! Мисс! Там террористы, там злые люди! Там опасно!» - кричал мне в лицо толстый индийский полицейский, живот которому болезненно пережимал ремень, а через плечо висел автомат. 15 минут назад он заставил нас выйти из застопленной несколькими километрами раньше машины и принялся торопливо записывать номера наших паспортов в старый потрепанный блокнот. Несмотря на все его старания, мы были упрямы, решили не слушаться и все-таки ехать дальше.

«Военные действительно везде - между гор и возле рек, под палящим солнцем вокруг мечетей и вдоль буддистских храмов. Однако к ним привыкаешь, как к причудливой инсталляции»

Уже не одно десятилетие штат Джамму и Кашмир пытается отвоевать независимость от Индии. Однако сегодня, как никогда, концентрация военных там особенно велика. Говорят, что на 10 мирных жителей J&K здесь приходится как минимум 1 индийский военный.

И да, военные действительно везде - между гор и возле рек, под палящим солнцем вокруг мечетей и вдоль буддистских храмов. Однако, к ним привыкаешь, как к причудливой инсталляции. Как и ожидалось, нервный полицейский был неправ, и время, которое мы провели в J&K было мирным и счастливым.

Местные здесь не считают себя индусами, а вместо того гордо утверждают: «Я- коренной кашмирец!». Они едят баранину и кари, смешивая все пальцами, молятся 5 раз в день и игнорируют алкоголь. Здесь женщины прикрывают волосы и прячут улыбки под платками, а уже менее чем через 100 километров к востоку главным блюдом становится «мо мо», буддисты читают монотонные мантры, а туристки ходят в лосинах и майках. Неизменным на всей территории J&K остается лишь чай с молоком, просторные большие горы и гордость за свою маленькую, но такую красивую землю.

Как-то неожиданно здесь мне было по-домашнему хорошо, а еще очень напоминало таджикский Памир и китайский Цинхай одновременно. На необъятных просторах паслись горные козлы и яки с большими красивыми глазами. А мы, застопив туристов-индусов, ехали дальше.

«Неизменным остается лишь чай с молоком, просторные большие горы и гордость за свою маленькую, но такую красивую землю»

Штат Джамму и Кашмир нас встретил ожидаемо настороженно. Военные, блокпосты, досмотры, двухметровые заборы. Неспокойная обстановка и близость Пакистана видны невооруженным взглядом. Но иностранцев это практически никак не касается, кроме как разве регистрации с паспортом на границе (и то нас остановили только на выезде отсюда).

Джамму – наша первая остановка здесь. Это еще индуистский город, хотя мусульман здесь уже очень много. Это чувствуется и по количеству женщин в парандже. На вокзале как обычно там, где даже индийский бомж постесняется сесть, спали европейские бэкпекеры. Это уже непременный атрибут индийских вокзалов. Было еще темно. Снаружи была куча колючей проволоки. Пройдя по огороженному коридору, пошли будить сонных таксистов.

Мы приехали в Джамму рано утром и потому никак не могли найти гостиницу. С одной стороны индусы очень хотят заработать денег на туристах. Но с другой стороны они очень хотят спать. Поэтому на наши стуки и звонки отвечали игнорированием. Через несколько гостиниц мы наконец-то достучались. Хотя, может, нам повезло, потому что индус спал прямо рядом с дверью на стойке ресепшен и слиться с местностью у него явно бы не вышло. Ура, долгожданный душ после долгой дороги!

Проснувшись, мы почувствовали разницу с горным воздухом в Ришикеше и , где были всего сутки назад. Легкие начинали откашливать грязную мокроту. Сухой, жаркий и грязный город. А день начался с того, что мы переступили через чью-то винтовку на выходе из отеля и обошли солдата с офицером. Хорошенькое начало!

Изучая город, зашли в оружейную лавку. Стало интересно, почему их здесь такое огромное количество. Эту содержал сикх, и он поведал нам любезно, что в Кашмире можно носить оружие с целью самообороны. В витринах стоял богатый выбор огромных винтовок для «самообороны» по цене от 500 долларов и выше. Если кончатся патроны - можно хорошо прикладом отбиваться

За день мы обсмотрели большую часть местных достопримечательностей. Первым делом поехали в форт Баху. Это старейшая крепость Джамму. Ей больше трех столетий, так что стены форта повидали немало. Там есть и арсенал с царскими конюшнями, и своя тюрьма и секретные выходы. Ворота форта были построены в расчете на свободный проход внутрь рабочих слонов.

1.

2.

Если честно, внутрь мы не пошли. Там запрещено фотографировать, да и очень жарко было. Поэтому мы пошли гулять вокруг него. Вид с этой высокой точки открывается довольно неплохой. Форт построен на возвышенности. Впрочем, индусы знают толк в крепостях. Например, до сих пор нас поражает своей мощью.

3.

Мы же отправились гулять вокруг форта, где был разбит довольно неплохой сад Багх-И-Баху. После пыльного Джамму он был настоящим оазисом. Много зелени и чисто.

4.

5.

6.

Народу там немного. В основном, приезжие индусы. Так что мы привлекали неизменное внимание.

7.

Особо наглые настойчивые увязывались следом. Это вообще свойственно местным, жадным до впечатлений. Мы для них в диковинку. Поэтому им просто интересно тусоваться рядом. Они могут задать пару заученных вопросов, ничего не понять в ответ, но быть при этом счастливым по уши от возможности поговорить с белым туристом. Этот паренек все время пытался залезть хотя бы в краешек кадра. Отстал только после того, как всласть попозировал нам

8.

9.

Потом мы отправились в тенёк. Передохнуть и отведать местных яблок. Мы их не купили. Их нам подарил моторикша. Он нас оставил в полных непонятках: денег не взял, всучил яблоко и с улыбками свалил.

10.

В дупле дереве сидела офигевшая от жары и лени макака. Интерес в её глазах был неподдельный. Но ей настолько было в лом, что она даже головой еле двигала вслед за нами.

Увидев хавчик у нас в руках, она собрала всю силу воли в кулак и потопала к нам. В глазах ясно читалось «Дай, блин!» Она аккуратно отдирала от яблока кожуру и ела мякоть. Привередливая! Периодически поглядывала на нас и разрывалась между желанием отобрать еще и страхом, чтобы не отобрали у неё.

12.

Питьевой кран «Антивандал» с системой «Антивор» Из стакана пили уже сотни людей. Никто его, конечно, не моет. Но вообще индусы пьют из стаканов и из бутылок, не прикасаясь губами. В рот, короче, наливают. Защита от болезней.

13.

Даже местные собаки не знали куда деваться от солнца. Всеобщая сиеста!

14.

Чтобы охладиться, мы отправились в «рыбозооаттракцион» – под землей в кондиционируемых залах расположена куча аквариумов с экзотическими рыбками. Хотя едва ли не больше рыб интересно само здание «аквариума»: вход расположен в голове гигантской рыбы, выход сзади. Причем рыба разорвана пополам и разнесена на большое расстояние друг от друга. Выглядит жутковато

15.

16.

17.

18.

19.

Уголок юного ихтиолога.

20.

Похоже на гигантского глиста. Хотя все же это мурена.

21.

Минискат? Тайцы таких любят кушать. Надпись «Королевский краб» вносила сумятицу и ломала мозг.

22.

С другой стороны форта находился огороженный парк развлечений. Судя по всему все это используется редко, поэтому обветшало. На фоне старой крепости ржавые аттракционы вообще выглядели как какой-то сюррелиастический сон.

23.

Семейство Вообще, индийские обезьяны, наверное, самые наглые в мире. Сказывается общая перенаселенность Индии. В том же они более робко тырят продовольствие. Хотя и не менее успешно

24.

Умная, собака! Макаки занимали очередь к крану, открывали воду, пили и закрывали.

25.

За обезьянами глаз да глаз. Отвернулся и нету чипсов! Кстати, в этих торговых развалах на выходе Лена сделала себе местную временную «татушку» - это традиционная роспись хной

26.

Немножко камней, чтобы не сдуло

27.

Официальное название: Штат Джамму и Кашмир / the State of Jammu and Kashmir /

Столица: Летняя — Шринагар / Srinagar /, район Шринагар, зимняя — Джамму / Jammu /, район Джамму.

Общая площадь: 222 236 квадратных километров в пределах традиционных границ региона, из них только 101 387 квадратных километров находятся под фактическим управлением Индии.

Языки: Официальные — кашмири, урду, догри, пахари, балти, ладакхи, панджаби, годжри, дадри и киштвари. Также широко используются хинди и английский.

Лучшее время для посещения: В регионе Джамму — с марта по октябрь, пик туристической активности приходится на май и июнь. В регионе Кашмирская Долина — с апреля по октябрь летний туристический сезон, а с декабря по март — зимний, лыжный. В регионе Ладакх — с мая по октябрь. Туризм в штате напрямую зависит от сезонных дождей и снегопадов, когда закрываются горные перевалы по причине снежных завалов или оползней.

Краткий обзор: Джамму и Кашмир — самый северный штат Индии. Почти вся его территория располагается на западных отрогах Гималайских гор, поднимаясь от относительно низинных районов региона Джамму до многотысячных заснеженных пиков и вековых ледников региона Ладакх.

Исторически, религиозно и географически штат делится на три части — регион Джамму, состоящий из районов Катуа, Джамму, Самба (ранее входившего в район Джамму), Удхампур, Реаси (ранее входившего в район Удхампур), Раджаури, Пунч, Дода, Рамбан (ранее входившего в район Дода), и Киштвар (ранее входившего в район Дода); регион Кашмирская Долина, состоящий из районов Анантнаг, Кулгам (ранее входившего в район Анантнаг), Пулвама, Шопиан (ранее входившего в район Пулвама), Будгам, Шринагар, Гандербал (ранее входившего в район Шринагар), Бандипора (ранее входившего в район Барамула), Барамула и Купвара; регион Ладакх, состоящий только из двух районов — Каргил и Лех.

Местные легенды утверждают, что город Джамму был основан в 14 веке до н. э. раджой Джамбулочаном на том самом месте на берегу реки Тави, где во время охоты он увидел льва и козла, пьющих воду, стоя рядом друг с другом. Со временем, данное раджой своему городу имя Джамбу постепенно трансформировалось в Джамму. Название Кашмир происходит от слов «ка » и «шимира «, которые на санскрите означают «вода» и «иссушать», соответственно. Согласно индуистской мифологии, ведический мудрец и риши Кашьяпа осушил бывшее здесь когда-то озеро, чтобы создать на его месте живописнейшую долину, о которой впоследствии многие будут отзываться как о «рае на земле». Название третьего региона штата, Ладакх, на тибетском языке означает «Земля Высокогорных Перевалов», что полностью соответствует действительности этого захватывающего дух уголка, который ещё иногда называют индийским «Маленьким Тибетом».

В ведические времена, как говориться в Махабхарате, регионом правили Камбоджи, кшатрийское племя железного века. Их столицей был город Карна-Раджапурам-Гатва-Камбоджа-Нирджитастава, в котором многие учёные признают современный Раджаури. Немного позже, в районе 6 века до н. э., в Кашмире властвовали Панчалы, свидетельством об эпохе которых является название одной из частей современного штата — Пир Панджал. В 3 веке до н. э. регион вошёл в Империю Маурья, чей властитель Ашока сделал долину одним из главных центров изучения буддизма того времени. В 1 веке н. э. Ладакх ещё не относился к Камширу, а был частью Империи Кушана, а его смешанное индо-арийское население исповедовало свою древнюю религию — бонизм, доисторическое верование местных племён, имеющее шаманистские и анимистские черты. Постепенно, ко 2 веку н. э. проникающий из Камширской долины буддизм становился всё более популярен в Ладакхе, и число его последователей неуклонно увеличивалось. Монахи со всего Востока и Центральной Азии стекались сюда для обучения, о чём есть множество упоминаний в различных исторических источниках нескольких последующих веков. Регион Ладакх развивался сам по себе. К 8 веку «Маленький Тибет» оказался между двух огней — развивающимся «большим» Тибетом, надвигающимся с востока, и Китайским влиянием, проникающим всё сильней через перевалы из Центральной Азии. Власть над регионом несколько раз переходила от Тибета к Китаю и обратно, пока в 842 году бывший наместник Ньима-Гон не объявил о своём отделении от Тибетской Империи, и основании собственной династии в Ладакхе. За последующие несколько столетий регион ещё больше развился как центр изучения и проповедования буддизма, и почти всё его население того времени были последователями этой религии.

В 13 веке суфийские мистики принесли в Кашмир новую религию — ислам, и влияние индуизма с буддизмом в регионе быстро начало ослабевать. В 1323 году сам король Ринкана из новой ладакхской династии принял мусульманство, но большинство его соотечественников, тем не менее, предпочло буддистский путь развития, и покровительство Тибетских религиозных деятелей. Земли же современных регионов Джамму и особенно Кашмирской Долины под влиянием суфийских мудрецов довольно быстро исламизировались, и к 14 веку мусульмане уже составляли здесь большинство. Первое время мусульмане, индуисты и буддисты сосуществовали мирно, чему способствовали особенности суфийского ислама, во многом разделяющие индуистские традиции риши кашмирских пандитов , местного индуистского сословия. Представители всех трёх религий даже поклонялись в одних и тех же храмах одним и тем же святым, однако со временем некоторые мусульманские правители начали преследовать иноверцев и разрушать их святыни. Особенным усердием отличился султан Сикандар Бутшика (1389 — 1413 гг.), который вместе со своим министром, бывшим брахманом Саиф Уд-дином считаются самыми жестокими борцами с неверными. При их правлении индуистов открыто и повсеместно преследовали, стремясь к созданию исключительно мусульманского Кашмира. Был также отдан варварский приказ об уничтожении всех «золотых и серебряных изображений», к которым относилось, в том числе, и огромное количество индуистских и буддистских предметов религиозного культа. А в регионе Ладакх на протяжении нескольких столетий, с 1470 года, когда король Лхачен Бхаган объединил все земли под властью династии Намгиял, и до начала 17 века, основная часть населения оставались буддистами, традиции этой религии продолжали укрепляться и развиваться, несмотря даже на регулярные военные рейды соседей-мусульман и частичный переход ладакхского населения в ислам под воздействием этого.

В 1586 году император Акбар из династии Великих Моголов вторгся в Кашмир и через два года официально включил его в свою империю. Уходя, Акбар оставил своего советника Рамчандру I наместником этой территории. Рамчандра I, как официально считается, основал город Джамму, назвав его так в честь индуистской богини Джамва Мата. К началу 17 века Империя Моголов вплотную столкнулась с королевством Ладакх династии Намгиял, к этому времени расширившегося до границ Непала, и включившего в свой состав Занскар и Спити. Моголы разбили Намгиялов, но не стали захватывать Ладакх, и он сохранил свою независимость. Кашмирцы даже помогли ладакхцам восстановить эту независимость, когда в середине 17 века Намгиялы поддержали Бутан в его конфронтации с Тибетом, за что были завоеваны последним. Правда, в обмен за эту поддержку, кашмирцы построили в Лехе мечеть, а самого короля попросили принять ислам. В 1684 году было подписано окончательное соглашение между Тибетом и Ладакхом, урегулировавшее все спорные моменты между ними.

В 1752 году афганский султан Ахмад Шах Дуррани вторгся в Кашмир и подчинил его себе. Затем, в начале 1757 года он осадил Дели, но позволил династии Моголов оставаться на троне, поскольку они признали его власть над Пенджабом, Кашмиром и Синдхом. Оставив своего сына Тимур Шаха наместником, Ахмад Шах вернулся в Афганистан. В 1780 году после смерти Ранжита Део, потомка Рамчандры I, Королевство Джамму было завоёвано сикхами-дограми под предводительством Ранжит Сингха. Кашмирская Долина была занята ими в 1819 году, а в 1834 году сикхи, ведомые Зоравар Сингхом, генералом Ранжит Сингха, взяли Ладакх. Операция была проведена по приказу раджи Джамму Гулаб Сингха, внучатого племянника Ранжита Део, назначенного на эту должность в 1820 году в благодарность за проявленные при захвате Кашмира заслуги. Вспыхнувшее в 1842 году восстание ладакхцев было подавлено, и все три региона окончательно вошли в состав сикхского княжества Джамму и Кашмир.

В 1845 году началась Первая Англо-Сикхская война, но Гулаб Сингх осмотрительно оставался в стороне до 1846 года, когда после разгрома сикхов в битве при Собраоне, он выступил посредником в переговорах с британцами, и умудрился за денежную компенсацию получить от них право на управление от имени британской короны почти всеми землями княжества Джамму и Кашмир. После смерти Гулаб Сингха в 1857 году его сын Ранбир Сингх установил свой контроль также и над Ладакхом. Во время вспыхнувшего в этом же году Восстания Сипаев, Ранбир Сингх принял сторону британцев, за что получил в благодарность право на автономное княжество, подконтрольное Великобритании.

В 1925 году на трон Джамму и Кашмира взошёл внук Ранбир Сингха Хари Сингх. Индуистский махараджа не пользовался популярностью у мусульманского населения, составлявшего большинство. Вдобавок, он принял множество законов, которые ещё больше отдалили его от народа, в том числе не допустил мусульман на гражданскую и военную службу, обложил налогами исламские религиозные церемонии, и запретил всякую политическую активность среди мусульманской части общества, составлявшей более 77 процентов всего населения княжества. Лишь начиная с 1930 этот запрет начал постепенно ослабляться. В 1931 году, в наказание за антиправительственные проповеди войска Хари Сингха разрушили три мусульманские деревни и сожгли заживо их обитателей.

Неудивительно, что с приближением Независимости, в январе 1947 года мусульмане создали нелегитимное, правда, официально законодательное собрание, которое потребовало присоединения территории к создаваемому Пакистану. Махараджа этого не сделал, а стал оттягивать принятие решения, которого от него ждали все: по условиям соглашения о разделении Британской Индии, автономные княжества были вольны самостоятельно выбирать к кому присоединяться — к Индии или к Пакистану. В исключительных случаях даже мог быть рассмотрен вариант их полной независимости. Некоторые историки считают, что Хари Сингх пытался добиться именно этого, тем не менее, когда в октябре 1947 подстрекаемые и поддерживаемые Пакистаном пуштунские ополчения вторглись в Кашмир, махараджа подписал соглашение о присоединении к Индии, в обмен на военную поддержку от индийской армии.

Индийская армия получила приказ войти в Джамму и Кашмир, предотвратить дальнейшее проникновение пуштунских боевиков и вытеснить их за пределы государственных границ. Во время последовавшей операции довольно большая часть территорий действительно была освобождена, однако вмешавшиеся вскоре после начала военных действий пакистанские регулярные войска позволили Пакистану зафиксировать фронт примерно по границе, известной как Линия Контроля. После завершения активной фазы боевых действий, Индийское правительство запросило ООН о принятии решения по сложившейся ситуации. ООН потребовало от Пакистана освободить оккупированные территории, а от Индии — провести на них всенародный плебисцит чтобы узнать мнение местного населения. Пакистан отказался отводить войска, утверждая, что махараджа подписал соглашение уже после ввода индийских войск, а Индия не стала проводить плебисцит, ссылаясь на то, что не все земли освобождены от боевиков. Тем не менее, в конце 1948 года соглашение о прекращении огня было подписано, но оккупированные Пакистаном районы так и остались под его контролем. В 1949 году Хари Сингх был вынужден покинуть штат Джамму и Кашмир, передав бразды правления популярному национальному лидеру Шейху Абдулле, который был сторонником широкой автономии штата в составе Индии. Ему удалось до самой своей смерти в 1982 году сохранять относительное спокойствие в регионе.

В том же 1949 году новое коммунистическое правительство Китая перекрыло границу между долиной Нубра и Синьцзяном, перерезав проходящий там древний торговый путь. Китайцы никогда не признавали существовавшие соглашения о границах в регионе, подписанные в 19 веке и начале 20 века между Великобританией, Тибетом, Афганистаном и Россией. Более того, в 1955 году они начали тайную постройку военной дороги для улучшения снабжения между Синьцзяном и Западным Тибетом по восточной территории бывшего княжества Джамму и Кашмир, ныне известной как Аксай Чин. До 1957 года Индия даже не догадывалась о существовании этой дороги, пока китайцы не опубликовали её на своих картах, обозначив эту безлюдную пустынную землю как принадлежащую Китаю. Обе стороны начали наводнять регион войсками, и в 1962 году пограничные стычки переросли в крупномасштабную Шино-Индийскую войну. В результате неё оккупированные территории были полностью захвачены Китаем, который после этого в одностороннем порядке прекратил огонь 20 ноября того же года. В 1963 году власти Пакистана передали под управление Китая также и оккупированную ими область транс-каракорумского тракта в долине Шаксгам, находящуюся к северо-западу от ледника Сиачен.

К 1965 году участились пограничные стычки между индийскими и пакистанскими войсками, плюс к этому, в августе спецслужбы Пакистана, посчитавшие, что население Кашмира с радостью поддержит освободительные движения, а ослабленная и разбитая китайцами в 1962 году индийская армия не будет большой проблемой в случае возможного начала крупномасштабных военных действий, начали секретную «Операцию Гибралтар», ставившей целью наводнить Кашмир подрывными элементами. При поддержке Пакистана несколько тысяч исламистских боевиков и пакистанских кадровых военных, переодевшись в гражданское, проникли через пограничную Линию Контроля на индийскую территорию. Очень быстро, вследствие плохой продуманности и координации, план был раскрыт, а многие его участники схвачены и допрошены спецслужбами Индии. В ответ на подобные действия Пакистана, 15 августа 1965 года индийская армия пересекла Линию Контроля, и началась Вторая Индо-Пакистанская война, закончившаяся фактической победой Индии после принятой Советом Безопасности ООН 22 сентября резолюции о безоговорочном прекращении огня, и возвращении статуса кво, предшествующего началу боевых действий.

В 1971 году в Восточном Пакистане, современной Бангладеш началась жестокая гражданская война, в которую очень скоро оказалась вовлечена и Индия. Кроме основного театра боевых действий, Пакистан также попытался вторгнуться в Кашмир, ошибочно полагая, что на двух фронтах индийская армия не сможет действовать эффективно, но его войска были остановлены и отброшены, при этом очень многие военнослужащие погибли или попали в плен. Индия даже захватила около 14 000 кв. км. территории, до этого оккупированного Пакистаном Кашмира, но после подписания мирного соглашения в Шимле 3 июля 1972 года вернула их Пакистану в качестве жеста доброй воли.

В 1984 году Индия ввела войска на ледник Сиачен, который также был предметом неопределённости между Индией и Пакистаном. В ответ Пакистан ввёл свои войска, и на высоте около 6400 метров образовалось самое высокогорное поле битвы в мире. С тех пор военные так и находятся там, изредка сталкиваясь в мелких стычках, но у Индии имеется подавляющее стратегическое преимущество.

После смерти Шейха Абдуллы в 1982 году, подстрекаемые Пакистаном кашмирские повстанцы начали активизироваться, а в 1989 году их ряды пополнили оставшиеся без дела после окончания советской военной операции в Афганистане моджахеды, и в регионе вспыхнуло вооружённое восстание, которое только в 1996 году начало стихать. За эти несколько лет обе стороны, и боевики и индийская армия, совершили большое количество военных преступлений, что подтверждено многочисленными задокументированными свидетельствами.

Поздней осенью 1998 года индийская армия оставила свои высокогорные укреплённые точки на Линии Контроля в районе Каргила, по причине невозможности организовать транспортное обеспечение в суровых зимних условиях на пятикилометровой высоте Гималайских отрогов. Подобная практика применялась и пакистанской армией по той же причине. В феврале 1999 года Пакистан начал возвращать свои войска на позиции, а заодно реализовывать секретный план «Операция Бадр» — проникновение вооружённых отрядов, переодетых в гражданское, на индийскую территорию с целью занять их пока ещё неохраняемые укреплённые районы. Стратегической задачей пакистанцев было отрезать Ладакх от Кашмира, вынудить индийцев отступить с Сиачена, привлечь внимание мировой общественности к кашмирскому вопросу, и заставить Индию начать переговоры на выгодных для Пакистана условиях.

Только ближе к середине мая возвращающиеся индийские войска обнаружили захватчиков, и началось стягивание дополнительных армейских частей к зоне вторжения. Более 200 000 человек было мобилизовано, и при массированной поддержке индийских ВВС с воздуха они вскоре начали понемногу выбивать основательно засевших на укреплённых высотах пакистанцев. Вследствие этого, а также при активном содействии мирового сообщества, оказывающего значительное дипломатическое давление, в июле Пакистан был вынужден отвести войска за Линию Контроля. И хотя официальные пакистанские власти отрицали своё участие в конфликте, и утверждали, что индийской армии противостояли исключительно кашмирские повстанцы, было обнаружено множество доказательств их глубокой причастности к этой войне, чуть не приведшей к использованию ядерного оружия, имеющегося у обеих сторон конфликта.

Это была последняя война в Кашмире. С тех пор ситуация постепенно становится всё лучше и лучше, хотя сопротивление в регионе живо, и террористические акты иногда ещё происходят. С начала 2000-х годов значительно возросло число туристов, желающих посетить Кашмирскую Долину, более спокойный Джамму, и абсолютно мирный Ладакх. В июне 2009, после участившихся обвинений в нарушении индийской армией прав человека в регионе, правительство заявило о решении и вовсе убрать военные патрули и технику из населённых пунктов штата Джамму и Камшир. Остаётся надеяться, что тенденция на улучшение сохранится и далее, и на эту красивейшую землю наконец придёт долгожданный мир.

В течение всего 19 века Камширская Долина была популярнейшим туристическим курортом из-за своего мягкого климата. Обычно, в год правительственные службы выдавали только 200 разрешений на посещение, и лишь немногие счастливчики могли попасть в «рай на земле». В наше время ограничений нет, за исключением некоторых приграничных территорий, и большое количество религиозных паломников, любителей альпинизма и треккинга, рафтинга и парапланеризма, зимних видов спорта, а также ценителей неповторимой летней красоты Джамму, Кашмира и Ладакха посещают штат круглый год, и их число только увеличивается. К текущему 2009 году регион вошёл в число наиболее посещаемых туристами в Индии.

Помимо туризма, который, конечно, очень сильно пострадал от конфликта 90-х годов прошлого века, население Джамму и Кашмира занимается земледелием, сельским хозяйством и животноводством. Изделия местных ремесленников — знаменитые кашмирские шали и ковры — также всемирно известны и пользуются неизменным спросом.

Почти 67 процентов населения штата — мусульмане, около 30 процентов — индуисты, 2 процента — сикхи, и около полутора процентов буддистов и представителей других религий.

Карта:

Достопримечательности: Штат Джамму и Кашмир — это уникальное смешение нескольких религий, ещё большего количества культур и народностей, населяющих регион, многочисленных памятников их культуры и истории, и потрясающей природной красоты. От низинных тропических районов Джамму до высокогорных ледников Ладакха, где бывают почти арктические морозы, простирается этот невероятный уголок Индии.

Совершенно бесспорно, главной достопримечательностью штата является его природа, притягивающая к себе настоящих ценителей круглый год. В Джамму и Кашмире много красивых мест, перечислить их все трудно, но самыми популярными являются, конечно, озёра Дал и Нагин в «индийской Венеции» — Шринагаре, с их плавучими домами-хаусботами, и расположенные там же многочисленные парки и сады, утопающие в цветах и зелени; заливные, почти альпийские луга «Долины Цветов» — Гульмарга в районе Барамула, летом покрытого полями для гольфа, а зимой превращающегося в наполненный экстремалами-фрирайдерами со всего мира горнолыжный курорт; хвойные леса некогда крайне популярного, но опустевшего после событий 90-х годов прошлого века Пахалгама в районе Анантнаг, чьи пейзажи очень напоминают американские Скалистые Горы, и где начинается путь индуистских паломников к ледяному лингаму пещеры Амарнатх; во многом похожий природой на Пахалгам городок Сонамарг в районе Анантнаг, в настоящее время переполненный военными, который раньше также был очень популярен среди любителей треккинга и гималайских пейзажей; горное поселение Патнитоп в районе Удхампур, живописнейший туристический ресорт, расположённый на покрытых хвойными и лиственными деревьями отрогах горной гряды Шивалик, где, помимо треккинга, можно заняться параглайдингом и парапланеризмом, альпинизмом, скалолазанием, или просто прогуливаться по окрестностям, любуясь местными красотами; не менее притягательны суровые, но захватывающие дух пейзажи высокогорной пустыни Ладакха, с её многочисленными зелёными долинами, такими как Нубра, Маркха, Чемрей, Рупсу, Шьок, Рангдум, Занскар, Суру и Драсс, холодными, наполненными ледниковыми водами озёрами Тсо Морири, Пангонг Тсо и Тсо Кар, и великой рекой Инд, протекающей через весь Ладакх с юго-востока на северо-запад.

Ничуть не менее интересен штат будет и любителям старины и религиозных артефактов. Индуистские, мусульманские и буддистские династии так плотно наполнили ими Джамму и Кашмир, что просто разбегаются глаза: в районе Анантнаг находятся пещеры Амарнатх, священное для индуистов место поклонения Господу Шиве, ежегодно посещаемое более чем 500 000 паломников во время 45-ти дневного фестиваля ятры в июле-августе; в Джамму тянутся к небу многочисленные индуистские храмы, которыми знаменит этот город, иногда называемый «Городом Храмов»; недалеко от Джамму, в районе Удхампур, располагаются также известные своими храмами Шива Кхори и Вайшно Дэви; в Шринагаре находится мечеть Хазратбал, где хранится священная для всех мусульман реликвия — волос из бороды пророка Мохаммеда; здесь же, в Шринагаре, в тихом райончике Розабал, стоит неприметный мавзолей проповедника Иссы Юсуфа, в котором некоторые исследователи признают Иссу, второго по значимости пророка ислама, также известного под именем Иисус Христос; на территории Ладакха находятся несколько старинных буддистских монастырей, среди которых наиболее известны Ламаюру, Пхьянг, Спитук, Шей, Тиксей, Хемис, Стакна, Тактхок, Алчи и Сток; в самой столице Ладакха Лехе, в первую очередь, внимание привлекает монументальный королевский дворец династии Намгиял, построенный по модели дворца Потала в Тибете в 17 веке, возвышающийся на склоне горы над городом. И это — лишь малая часть из очень длинного списка сокровищ Джамму и Кашмира, открывать и изучать которые можно практически бесконечно, настолько их много на этой древней земле.

Любители этнотуризма приезжают в штат, чтобы своими глазами увидеть его многочисленные религиозные фестивали, в первую очередь, конечно, проходящие в Ладакхе, и сопровождающиеся традиционными буддистскими и бонистскими танцами в масках и ритуальных одеждах под старинную ладакхскую и тибетскую музыку. В Джамму и Камшире также проводятся фестивали, самые крупные из которых — Шри Амарнатх Джи Ятра и мусульманский праздник Рамадан.

В регионе отличная и колоритная национальная кухня, естественно, сильно различающаяся в индуистском Кашмире, буддистском Ладакхе и индуистском Джамму, но неизменно вкусная и недорогая. С жильём здесь также нет никаких проблем, за исключением некоторых нечистых на руку владельцев хаусботов в Шринагаре, идущих на всякие подлые ухищрения для выкачивания денег из клиентов. Следует всегда заранее обговаривать с ними все цены и все услуги, поскольку были случаи, когда коварные дельцы начинали требовать дополнительной оплаты за подвоз гостя от хаусбота до берега, или за еду, которые, по идее, должны входить в стоимость жилья. Увы, у предприимчивых кашмирцев в запасе ещё много трюков, и не стоит особенно расслабляться, поддаваясь сладким речам и очарованию этих потомственных торговцев.

Основным транспортом в регионе служат автобусы, джипы и такси. Цены на них довольно демократичны, разве что, частные джипы могут стоить несколько дороговато.

Внимание!!! Для посещения некоторых мест, таких, например, как Амарнатх, Пангонг Тсо, долины Нубра и Рупсу, и ледник Сиачен (не входящий, при этом, административно в состав Ладакха), требуется специальный пермит , который можно оформить через местные туристические агентства.

Из-за политической нестабильности, в регионе Джамму и особенно в Кашмирской Долине, всегда существует риск террористической угрозы или начала массовых беспорядков , поэтому обязательно следует узнавать текущую обстановку в каждом конкретном районе, прежде чем ехать туда . Регион Ладакх, к счастью, экстремисты практически не беспокоят.

Как добраться: За исключением воздушного сообщения, существует только две дороги в Джамму и Кашмир — на юго-западе, по хайвею через Катхуа и Джамму, и на юго-востоке, по закрываемой на зиму, и размываемой в сезон дождей трассе Лех — Манали.

Здесь широко представлено автомобильное сообщение — междугородные автобусы и многоместные джипы, государственные и частные, осуществляют регулярные рейсы в соседние районы Индии, как через Джамму и далее в Пенджаб, так и через высокогорные перевалы южного Ладакха, в населённые пункты штата Химачал Прадеш Сарчу и Кейлонг, и далее в Манали. Обычно, второй вариант включает в себя ночёвку в Сарчу или Кейлонге, но быстрые частные джипы могут покрыть всю дорогу за меньшее время, без необходимости делать остановку на ночь.

Авиакомпании Air India, Jet Airways, JetLite, Kingfisher Airlines, SpiceJet и GoAir, летающие из трёх аэропортов — в Шринагаре, Джамму и Лехе, связывают регион с такими городами Индии, как Дели, Мумбаи, Чандигарх, Бангалор и Лакхнау, штатом Гоа, а также между собой. Из Шринагара также летает международный рейс в Дубаи, осуществляемый авиакомпанией Air India Express.



Последние материалы сайта