Системы органов животного и их функции
Системы органов животных
Основными системами органов животных является опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, дыхательная, нервная, органы чувств, эндокринная и половая.
1.
Опорно-двигательная система:
Обеспечивает изменение положения тела животных, движения отдельных органов и организма в целом Внутренний скелет - это опорная основа тела позвоночного животного. Скелет участвует в движении тела, осуществляет защиту внутренних органов. К скелету прикрепляется мускулатура. В костях скелета располагаются кроветворные ткани - в частности, красный костный мозг. Также скелет служит, как депо веществ - в нём хранятся запасы кальция и др. веществ.
Функция:
обеспечивает изменение положения тела животных, движения отдельных органов и организма в целом.
2.
Пищеварительная система:
Состоит из ротового отверстия, в котором находится жевательный аппарат (зубы, язык) - механическая функция; глотка; мускулистый пищевод, по которому с помощью перистальтики происходит передвижение пищи в желудок, где и происходит пищеварение под действием ферментов и кислот; кишечник (тонкий, толстый, двенадцатиперстная кишка). Заканчивается пищеварительная система анальным отверстием, откуда выходят непереваренные остатки пищи. Из неназванных органов: поджелудочная железа, печень, желчный пузырь, слюнные железы.
Функция:
питательная - переваривание пищи и преобразование входящих в организм веществ в усваиваемые данным организмом.
3.
Выделительная система:
Состоит из почек, мочеточников, где происходит передвижение и накопление продуктов жизнедеятельности. Кожа также может быть отнесена к выделительной системе (а точнее ее потовые железы).животное орган жизнедеятельность
Функция:
выделительная.
4.
Кровеносная:
Основным органом является сердце, от которого отходят сосуды разного строения и функций. Вены: сосуды, несущие кровь, насыщенную углекислым газом (они идут от органов к легким по малому кругу кровообращения) и превращают кровь в артериальную - насыщенную кислородом, которая идет по большому кругу кровообращения по артериям. Самая большая артерия: аорта.
Функция:
транспортная (обеспечивает газообмен), питательная (разносит питательные вещества, которые попали в кровь через сосуды на органах пищеварительной системы посредством всасывания).
5.
Дыхательная:
Состоит из трахей, легких. К ним также относится нос (его каналы) и рот. Это легочное дыхание. Есть еще дыхание поверхностью кожи. Это происходит с помощью пор на поверхности кожи.
Функция:
дыхательная.
6.
Органы чувств:
а) обоняния: нос и рецепторы. б) слуха: комплекс органов уха, в который входит молоточки, полость с жидкостью, барабанная перепонка. в) зрения: глаз и его сложное внутренне строение (радужная оболочка, хрусталик, мышцы). г) вкуса: рецепторы на языке. д) чувства: подкожные рецепторы. Функция:
восприятие внешних раздражений и реакция на них.
а) внутренней секреции: поджелудочная, щитовидная, слюнная, гипофиз, гипоталамус, надпочечники. б) внешней: потовые. в) смешанной: половые. Функция:
регуляция и помощь в работе внутренних органов "второй мозг".
8.
Нервная:
Мозг (головной и спинной), нервные окончания, узлы и клетки. Функция:
регулирующая (контроль действий организма и его функционирование).
9.
Половая:
Выражено разделение на полы мужской и женский. Женские половые органы: маточные трубы, яичники, матка, шейка матки, влагалище, молочные железы.
Мужские: семяпровод, семенники, половой член. Функция:
воспроизводство себе подобных.
Список используемой литературы:
1.Слабкина А.И., Солдатов А.П., Попова М.А. Основы животноводства - М.: Агропромиздат, 1988.
2.Бакай А.В., Красота В.Ф., Мартьянов И.М. Животноводство - М.: Агропромиздат, 1985.
Урок 7. Органы и системы органов.
Цель урока : Сформировать у учащихся понятия об органе, системе органов; дать представление о различных системах органов животных, их строении, функциях;
Оборудование : таблицы с изображением различных систем органов животных.
Ключевые понятия и термины: Органы, системы органов: опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная, половая; скелет, мышцы; пищеварительные железы; жабры, трахеи, легкие; выделительные трубочки, почки; сердце, артерии, вены, капилляры; рефлексы: безусловный, условный; инстинкт; нейрон, нерв, нервная система: центральная и периферическая; ферменты, гормоны; половые железы: яичники, семенники; половые клетки: яйцеклетки, сперматозоиды; симметрия: лучевая, двусторонняя.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Дать определение понятию «Ткань». Рассказать про эпителиальную и мышечную ткани.
Какая наука занимается изучением тканей? Рассказать про соединительную и нервную ткани.
III. Сообщение темы и целей урока.
VI. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Как мы уже знаем, всё живое имеет клеточное строение, клетки объединяются в ткани для выполнения конкретных функций.
Различные ткани часто объединяются в более крупные функциональные единицы, именуемые органами.
Орган – это часть организма, имеющая определённую форму, строение, место в организме и выполняющая одну или несколько функций.
Органы защищают тело от повреждений, обеспечивают движение, участвуют в пищеварении, разносят питательные вещества и кислород по организму. Все органы связаны сетью кровеносных сосудов и нервов.
Любой орган действует не изолированно, а совместно с другими. В результате образуется система органов , обеспечивающая протекание важнейших жизненных процессов.
органы органы
У животных выделяют такие системы органов: опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, нервную, эндокринную и половую.
Остановимся на них подробнее.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Заполнить таблицу, пользуясь материалом § 8, стр.30-33.
Системы органов |
Органы, входящие в систему |
Функции системы |
1.Опорно-двигательная система |
скелет и мышцы |
опорную, двигательную, защитную. |
2.Пищеварительня |
рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы |
измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ, удаление непереваренных остатков |
3. Дыхательная |
жабры, лёгкие, трахеи |
осуществляет газообмен: поставляет в организм животных кислород и выводит углекислый газ. |
4. Выделительная |
выделительные трубочки (черви), мальпигиевые сосуды (насекомые, пауки), почки (позвоночные) |
выводит из организма избыток воды, вредные продукты обмена веществ |
5. Кровеносная |
сосуды и сердце |
защитную функцию, участвует в газообмене. |
6. Нервная |
подразделяется на центральный и периферический отделы; рецепторы (органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, равновесия, осязания. |
обеспечивает связь организма с окружающей средой, согласованную работу органов, их систем и всего организма. |
7. Эндокринная |
железы внутренней секреции (гормоны) |
влияет на деятельность отдельных органов и организма в целом. |
8. Половая |
половые железы (гонады), вырабатывающие половые клетки (гаметы), яичники (яйцеклетки); семенники (сперматозоиды). |
обеспечивает размножение организмов. |
Дайте определение понятиям:
Ферменты – биологически активные вещества, способствующие перевариванию пищи.
Вена – это сосуды, несущие кровь к сердцу.
Артерия – это сосуды, несущие кровь от сердца.
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражения окружающей среды, осуществляемая с участием нервной системы.
Инстинкт - это определенная постоянная последовательность нескольких врожденных (безусловных) рефлексов.
Гаметы – половые клетки.
Гермафродиты – организмы, у которых мужские и женские половые железы формируются в одной и той же особи.
План строения тела животных (рассказ учителя).
Для многоклеточных животных характерна определенная симметрия тела . Она заключается в том, что тело животных можно разделить на части, которые являются зеркальным отражением друг друга. Например, у кишечнополостных и иглокожих симметрия лучевая (или радиальная). Такая симметрия развита у животных, которые ведут прикрепленный образ жизни или медленно плавают в толще воды. Через их тело можно провести одну воображаемую ось, от которой органы расходятся лучеобразно.
У большинства животных, которые активно передвигаются, различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны. Тело их можно разделить воображаемой плоскостью на две зеркально симметричные половины – левую и правую. Животных с таким типом симметрии называют двусторонне-симметричными . К ним относятся, например, черви, насекомые, все хордовые. Двусторонняя симметрия возникает в связи с оформлением головного отдела тела и органов, выполняющих сходные функции (это парные почки, конечности, легкие).
V. Закрепление знаний, умений, навыков.
- Перечислите основные системы органов животных.
Как регулируется согласованная работа органов и деятельность всего организма?
Какие типы симметрии тела существуют у животных?
VI. За дание на дом.
Дома: § 8, записи в тетради.
VII. Итог урока.
48) Заполните таблицу «Системы органов животных»
49) Рассмотрите рисунок. Подпишите части пищеварительной системы дождевого червя, обозначенные цифрами.
1 - глотка
2 - пищевод
4 - желудок
5 - кишечник
50) Рассмотрите рисунки. Напишите названия органов, обозначенных цифрами. Какие животные дышат с помощью этих органов?
Ответ: 1 - легкие. Животные: наземные животные и водные млекопитающие.
2 - трахеи. Животные: насекомые. 3 - жабры. Животные: рыбы
51) Каково значение выделения? Напишите, какие органы у животных осуществляют функцию выделения.
Ответ: Очищение организма от вредных веществ (продуктов обмена). У животных эту функцию выполняют, прежде всего, почки, мочеточники и мочевой пузырь.
52) Рассмотрите рисунки. Напишите названия типов нервных систем, обозначенных цифрами. Какие животные их имеют?
Ответ: 1 - сетчатая нервная система. У гидры, медузы, актинии.
2 - узловая нервная система. У червей малюсков, членистоногих.
53) Что такое гормоны и где они образуются
Ответ: Гормоны - это химические вещества, регулирующие работу органов. Гормоны образуются в железах.
54) К какой системе органов относятся яичники и семенники? Какие функции они выполняют?
Ответ: Половая система органов. Они образуют половые клетки.
* Тренировочные задания
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1) Ядра не имеют клетки
1) растений
2) животных
4) бактерий
А 2) Хлоропласты характерны для
1) беспозвоночных животных
2) бактерий
4) растений
А3) Нуклеиновые кислоты участвуют в
1) переносе кислорода
2) защите организма от инфекций
3) движении
4) хранении и передаче наследственной информации
А 4) Синтез белков происходит в
1) рибосомах
2) лизосомах
3) митохондриях
4) хромосомах
А5) Цитоплазма клетки
1) осуществляет связь между частями клетки
2) способствует соединению клеток между собой
3) выполняет защитную функцию
4) обеспечивает поступление веществ в клетку
А6) В результате митоза образуется(ются)
1) 1 клетка
2) 2 клетки
3) 3 клетки
4) 4 клетки
А7) В результате мейоза образуются
1) четыре клетки с одинарным набором хромосом
2) две клетки с тройным набором хромосом
3) две клетки с двойным набором хромосом
4) четыре клетки с двойным набором хромосом
А8) Ткань, которая обеспечивает передвижение по растению воды, минеральных и органических веществ, называют
1) механической
2) покровной
3) образовательной
4) проводящей
Задания уровня В
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В1) Установите соответствие между организмами и типами их тканей
ТИПЫ ТКАНЕЙ
А) эпителиальная
Б) мышечная
В) механическая
Г) нервная
Д) проводящая
Е) соединительная
ОРГАНИЗМЫ
1) животные
2) растения
* Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий
В3) Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с самого низшего
Б) клетка
В) система органов
Д) организм
Орган можно определить как обособленную часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет свои функции. В организме животных органы объединены в системы органов. Каждая система органов выполняет свои функции, более «глобальные», чем каждый отдельный орган. Органы в одной системе органов более тесно взаимосвязаны между собой, чем органы разных систем организма.
У животных разных уровней организации может быть разное количество систем органов. Но у большинства есть следующие системы: пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, половая, нервная, эндокринная, опорно-двигательная. Также нередко отдельно выделяют иммунную систему.
Органы пищеварительной системы расположены последовательно, образуя пищеварительный тракт, который начинается ротовой полостью и заканчивается анальным отверстием. Между ними находятся глотка, пищевод, желудок, кишечник. Также в различные отделы пищеварительной системы открываются пищеварительные железы, они выделяют секреты, расщепляющие определенные вещества. Пища, проходя через пищеварительный тракт, измельчается, увлажняется, расщепляется, питательные вещества всасываются в кровь. Ненужные вещества выводятся из организма.
Благодаря дыхательной системе органов у животных осуществляется газообмен между клетками тела и внешней средой. В клетки из дыхательной системы кровью доставляется кислород. Из клеток кровь переносит в дыхательную систему углекислый газ. Органы дыхательной системы у разных животных не одинаковы. У наземных насекомых дыхательная система представлена трахеями, у водных животных - это жабры, у наземных и вторично-водных позвоночных - легкие и органы, по которым воздух поступает в легкие и удаляется из них.
Выделительная система обеспечивает удаление из крови избытков воды и вредных, ненужных веществ, продуктов распада. В кровь эти вещества попадают как из пищеварительной системы, так и из клеток организма. Строение выделительной системы также различно у разных групп животных. Так, например, почки есть только у позвоночных. У членистоногих выделительную функцию выполняют мальпигиевы сосуды.
Кровеносная система органов животных связывает различные системы органов. Другими словами, является посредником в обмене веществ между пищеварительной, дыхательной, выделительной и другими системами органов. Кровеносная система состоит из сердца и сосудов. Сердце играет роль насоса, заставляя кровь двигаться по венам и артериям. В тканях организма вены и артерии распадаются на очень мелкие сосуды - капилляры.
Половая система отвечает за размножение животных. В ней развиваются половые клетки. Мужские гаметы называются сперматозоидами и развиваются в семенниках. Женские половые клетки называются яйцеклетками, они развиваются в яичниках. Семенники и яичники - это половые железы.
Нервная система органов животных обеспечивает согласованную работу всех других систем, а также взаимодействие организма с окружающей средой. В процессе эволюции животного мира строение животных усложнялось. Также усложнялась и нервная система, особенно это касается головного мозга. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, периферическая - из нервов и нервных узлов. По нервам передаются раздражения от внутренних органов и органов чувств. Раздражения обрабатываются в центральных отделах. Далее по нервам идет ответная реакция.
Эндокринную систему составляют железы внутренней секреции. Вырабатываемые ими вещества доставляются кровью в места назначения и регулируют работу различных органов.
Опорно-двигательная система органов животных представлена скелетом и мышцами. Скелет отвечает за опору и защиту, мышцы - за движение. У членистоногих скелет внешний, в его состав входит хитин. У позвоночных развит внутренний скелет, который состоит из множества костей. У ряда животных (черви, моллюски) нет скелета. Их опорно-двигательная система представлена кожно-мускульным мешком.
Фотографии Антона Дергачева (кроме первой), комментарий Владимира Дергачева Идеальная супружеская пара на лебедях, которая вот-вот поцелуются. Фонтан «Супружеская или Брачная карусель» создан по мотивам немецкого средневекового поэта и композитора Ганс
Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структ
Александр Гущин За вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Яркая, красивая ягода вишня содержит в себе огромное количество полезных микроэлементов и витаминов. Ее универсальность в кулинарии позволяет приготовить массу хороших, вкусных, уникаль
Ни одна кастрюля в мире не сварит пшенную кашу на молоке так вкусно, как это сделает мультиварка. И ни одна плита не справится с ее приготовлением так быстро, как мультиварка-скороварка. Простой и здоровый завтрак – сладкая пшенная каша на молоке, сдобрен
Название: Рыцарь пентаклей, Рыцарь денариев, Рыцарь монет, Воин монет, Рыцарь бубен, Путешественник, Завоеватель Дел, Всадник, Кавалер, Полезный человек, Повелитель Земель Диких и Плодородных. Значение по Папюсу: Выгода, Прибыль, Польза, Интерес. Важное
Томный август у многих Тельцов станет благоприятным временем для развития личных отношений. В этот период у представителей данного знака Зодиака возникает возможность использовать на полную катушку свое природное обаяние для успеха в сердечных делах. Чтоб