Ярослав святославич муромский князь. Покровитель имени: фазан. Полные жития благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Конец XVII - начало XVIII века. Оружейная палата.

Хранится в Государственном историческом музее.

Описание

Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых родителей. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. Долгожданный сын Алексей был прилежным в учении, строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Но родители подыскали ему невесту, и после совершеннолетия Алексея состоялось их обручение.

Оставив свою невесту, святой тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию. Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного». Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, который буря принесла далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогла блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у своих родителей и невесты. В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий в присутствии императора Гонория. Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос, который возвещал найти «человека Божия, отходящего в вечную жизнь». Святого нашли в доме его отца уже отошедшего. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как не старались ее взять. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

У православных издавна особым почитанием пользуется икона Алексея, Божьего человека, отринувшего богатства земные во славу Господа. Его родителями были знатные римляне — сенатор Евфимиан и Аглаида, благочестивые христиане. Долгие годы остававшимся бездетными, им после неустанных молений Богу был послан сын Алексий.

Житие святого Алексия

Мальчик рос очень набожным: строго соблюдал пост, был щедр на милостыню, а под богатыми одеждами втайне носил власяницу. Уже в молодые годы он хотел оставить мирскую жизнь ради служения Богу, но родители решили его женить. Однако вечером после венчания Алексей отдал невесте свое кольцо, объявил, что решил посвятить свою жизнь Божьему служению и, переодевшись простолюдином, ушел из дому.

На корабле Алексий доплыл до Месопотамии, а оттуда добрался до Эдессы, где в церкви Пресвятой Богородицы находилась плащаница с Нерукотворным образом Христа. Здесь, на паперти, он и остался, продав все, что еще у него оставалось, и раздав вырученные деньги нищим. Жил Алексий на хлебе и воде, а всю милостыню, которую ему подавали, он отдавал больным и немощным. Все свое время он посвящал молитвам. Строгий пост, наложенный им на себя, так изменил его внешность, что его не узнали даже слуги, посланные на поиски безутешными родителями. Слуги подали Алексию милостыню, не признав в нем своего господина.

Так прошло 17 лет, пока однажды пономарь церкви, на паперти которой нищенствовал Алексий, не получил от иконы Матери Божьей повеление: ввести в ее церковь «человека Божия, достойного Царства Небесного», на котором почивает Святой Дух. После долгих поисков пономарь воззвал к иконе, с просьбой указать на такого человека, и икона возвестила, что нищий на паперти и есть человек Божий.

Пономарь выполнил повеление Богоматери и ввел Алексия в церковь. Об этом случае стало известно, и многие начали почитать Алексия как праведника. Он же, чтобы избегнуть славы, тайком отплыл на корабле в Киликию. Однако тут вмешался промысел Божий: из-за бури корабль был прибит к итальянскому берегу. Полагаясь на Божью волю, он пешком отправился в Рим, к дому своих родителей, и попросил приютить его. Так, неузнанный, он вернулся в отчий дом, где отец его проявил милосердие, выделил ему место в сенях, а кормить велел пищей со своего стола.

Однако Алексий и здесь продолжал свою подвижническую жизнь: по-прежнему постился и молился день и ночь, смиренно терпя из-за этого насмешки со стороны слуг. Нередко по ночам он слышал рыдания своей матери и невесты, оставшейся в их доме, и испытывал от этого невыносимую муку, но любовь к Господу помогала переносить ее.

Так прошло еще 17 лет, в течение которых Алексий продолжал вести аскетическую жизнь. Господ заранее известил его о дне кончины, и Алексий, взяв хартию (бумагу из папируса), оставил на ней свое жизнеописание, попросив прощения у родных.

В день, когда преподобный Алексий скончался, во время литургии, которую служил Папа Римский Иннокентий в присутствии императора Гонория, Глас из алтаря возвестил: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Все испытали такой страх, что бросились ниц. Обыскали весь город, но поиски праведника не дали результата. Во время всенощного бдения Папа обратился к Господу с просьбой указать на такого праведника, и на этот раз Голос ответил, что искать такого человека нужно в доме Евфимиана.

Когда же прибыли туда, обнаружили Алексия уже мертвым, но со светящимся ликом и с зажатой в руке хартией. Все попытки вытащить ее остались безуспешными. И лишь когда коленопреклоненные Папа с императором обратились к умершему, как к живому, с просьбой разжать руку, она разжалась, и хартию смогли прочитать. Родители и невеста, рыдая, поклонились останкам праведника.

Тело человека Божия на богато украшенном одре было выставлено на площади. К ней сразу же потянулся народ, и начали происходить исцеления. Даже после того как император и Папа перенесли тело в церковь, а через неделю поместили в мраморную гробницу, оно продолжало благоухать миром и дарить исцеление страждущим.

Почему на Руси так чтят Алексия, Божьего человека

Святой преподобный Алексей, икона которого находится во многих храмах, всегда пользовался на Руси особым почитанием, а его житие было любимым чтением. Особенно почитал его царь Алексей Михайлович, для которого Алексий был небесным покровителем. И в наше время его икона для Алексея – тезки великого подвижника – станет лучшим подарком. Чаще всего икона изображает святого в рубище, изможденным, но с выражением смирения и кротости на лице.

Нам, современным людям, трудно понять, чем было вызвано его решение порвать с прежней жизнью и родителями, которых он глубоко почитал, ведь он должен был понимать, какие страдания его исчезновение причинит им и его невесте. Почему он пошел на этот шаг, позволяет понять икона Алексея, человека Божьего. Он хотел испытать и искупить страдания всех униженных и страждущих и посвятил этому духовному подвигу всю жизнь.

Как защищает и помогает икона святого Алексия

Молитва перед иконой Святого Алексея поможет выбрать праведный путь, отказаться от погони за материальными, земными благами и всегда помнить о Господе, который всем пожертвовал ради нашего духовного спасения.

В молитвах святого подвижника просят об исцелении от телесных и душевных недугов, от пагубных зависимостей, об избавлении от страха перед жизненными испытаниями и о смиренном приятии сложных перемен в жизни.

Молитва Алексию, человеку Божию

О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив,/ к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́,/ безстра́стием же украси́в житие́ твое́/ и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестию чи́стою,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́я,/ возсия́л еси́, я́ко со́лнце, в ми́ре,// преблаже́нне Алекси́е.

Перевод: Возвысившись в добродетели и очистив ум, ты достиг Желанного и Высочайшего (Христа), украсив же бесстрастием свою жизнь и с чистой совестью приняв на себя подвиг особого поста, в молитвах пребывая как бесплотный ангел, ты воссиял как солнце в мире, преблаженный Алексий.

Ин тропарь, глас 4

Я́ко чистоты́ свети́льник пресве́тел показа́ся,/ ди́вный Алекси́е,/ и́бо тле́нный черто́г/ на нетле́нное Бо́жие Ца́рствие премени́в,/ я́ко целому́дрия де́латель преизря́ден./ Сего́ ра́ди предстои́ши Го́сподеви, всех Царю́.// Его́же моли́, дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Перевод: Ты явился преярким светильником чистоты, удивительный Алексей, поскольку тленные супружеские покои поменял на нетленное Царствие Божие, как особенный подвижник целомудрия. Поэтому ты предстоишь перед Господом, Царем всех. Моли же Его подарить нам мир и великую милость.

Св. Алексий родился в Риме при императоре Аркадии (395-­408) в семье знатного и благочестивого сенатора по имени Евфимиан и его супруги Аглаиды после многих лет скорб­ного бесплодия родителей. Он получил самое лучшее образо­вание, а когда вошел в возраст, родители устроили его женитьбу на молодой девушке из знатной римской семьи. В самую ночь свадьбы, перед тем как соединиться со своей супругой в брачном покое, Алексий, влюбленный лишь в одно святое и прекрасное девство, прошептал ей на ухо несколько слов, отдал кольцо и тайно удалился.

Положившись на Провидение, он сел на корабль и доплыл до Лаодикии. В этом городе присоединился к торговому ка­равану, который направлялся в месопотамский гор. Едессу. Там Алексий остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.

Между тем его отец отправил слуг во все концы на поис­ки сына, в то время как мать, одетая во вретище, пребыва­ла безутешная в подавленном состоянии духа, а его супруга, подражая любви горлицы к своему супругу, ожидала хоть ка­кого-нибудь известия. Некоторые из посланцев Евфимиана добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и пода­вали ему милостыню, даже и не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскеза и дурное обращение, ко­торое он из любви к Богу переносил с благодарностью, из­менили его телесный облик.

По прошествии долгих лет церковному ризничему яви­лась Пресвятая Богородица, приказав, чтобы он повелел че­ловеку Божию войти внутрь церкви. Когда Алексий увидел, что открыт и люди начали воздавать ему почести, он снова ре­шил бежать и сел на корабль, плывущий в Таре. Но неблаго­приятные ветры или, скорее, Божественный Промысл, при­гнали корабль прямо в порт Рима. Святой покорился этому Божественному знамению и немедля направился к родному дому, где он, будто нищий, попросил милостыню у собствен­ного отца, вышедшего из дома. Евфимиан не узнал возлюб­ленного сына. Он со времени горестной утраты еще сильнее, чем раньше, стал расположен к делам милосердия и приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет.

Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей от­чего дома, перенося без единого слова недовольства, и да­же радостно, оскорбления и насмешки слуг. Когда он почув­ствовал, что приближается день его ухода из этого мира, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пе­ром в руке, написав всю историю своей жизни, почил, дабы вселиться в вечные обители.

В тот же день, когда в храме Святого Петра в присутствии императора Гонория (395-423) и при большом стечении народа папа совершал Литургию, в алтаре послышался го­лос, воскликнувший: «Ищите человека Божия: он будет мо­литься за город и за всех вас. Ибо он уже покидает свое те­ло!» Весь народ начал мо­литься - и снова послышал­ся голос, который открыл, что человек Божий находится в до­ме Евфимиана.

Когда величественная про­цессия с императором и папой во главе приблизилась к дому, слуга, помогавший Алексию, поведал, что нищий, живший столько лет у входа в дом, раз­давал свое пропитание еще бо­лее бедным, чем он, а сам принимал немного хлеба и воды лишь по воскресеньям, оставаясь невозмутимым и даже ра­дуясь оскорблениям от прочих слуг. Они вошли в его хижи­ну и нашли Алексия уже умершим: в руке он держал свиток. Когда его зачитали принародно, все пребывали в молчании, изумляясь тому, каким удивительным образом этот служи­тель Божий воевал против естества, дабы приобрести сверхъ­естественные блага. Император и папа, видя слезы и слыша стенания родителей Алексия, советовали им более радовать­ся и ликовать от того, что они произвели на свет столь вели­кого святого, который во веки веков будет править вместе со Христом.

У смертного одра собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославля­ли Бога, лукавые духи бежали. Толпа была столь велика, что погребальное шествие не могло начаться. Император повелел разбрасывать золотые монеты в надежде, что толпа отступит от гроба, дабы собрать их. Но это оказалось тщетным: народ пренебрег тленным золотом, чтобы получить нетленную бла­годать, дотронувшись до тела святого.

Наконец оно было положено в церкви Святого Вонифатия в гробу, украшенном золотом и драгоценными камня­ми. Из него обильно истекало благоуханное миро, которое исцеляло всевозможные болезни.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Святой Алексий родился в конце IV века в семье римского сенатора. Принципы жизни этого семейства были исключением из норм жизни Римской империи того времени, протекавшей в праздности и стремлении к роскоши. Евангельские заповеди воздержания, добротолюбия, благочестия соблюдались лишь немногими. Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида, люди богатые и знатные, отличались добрым нравом и милосердием. Они всегда помогали бедным и привечали странников. Долгое время супруги не имели детей, очень скорбели об этом и молились Богу о родительском счастье. Бог внял их молитвам и даровал им сына, которого нарекли Алексием.

Мальчик с детства выделялся кротким характером, замечательным умом, чувствительным сердцем и имел особое стремление к духовной жизни: молитве, посту, церковным службам, чтению духовной литературы, посещению святых мест. Родители радовались таким склонностям сына, но боялись, что он может уйти в монастырь. Они решили женить его на красивой девушке из царского рода, надеясь, что этим им удастся удержать сына в миру.

Но не о семейном счастье думал Алексий. Видя падение нравов в Риме, он готовился к жизни христианского подвижника. Однако, видя огорчение отца и матери, он, как любящий сын, решил исполнить их просьбу. Молодые были тожественно обвенчаны в церкви Мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме. В тот же день вечером Алексий сказал молодой жене о своем твердом решении посвятить жизнь Богу и, переодевшись простолюдином, тайно ушел из дома. Такой поступок дался ему нелегко. Он скорбел о разлуке с родителями и супругой, но стремление к духовному подвигу было сильнее этих чувств. Он молился, чтобы ему, знатному римлянину, обладателю несметных богатств и тысяч рабов, на себе самом перенести все скорби, унижения и страдания, которым подвергался в Риме последний раб. Ему хотелось самому испытать всю вековую неправду железного Рима и искупить ее.

Алексий сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию. Прибыв туда, он посетил города Лаодикию и Колоссы, с которыми связана память об апостоле Павле, а далее его путь лежал в Палестину и Египет. Странствуя по Святой земле, он молился, чтобы Господь благословил его на жизнь лишений и подвигов во славу Его. После этого Алексий прибыл в город Эдессу, где хранилась плащаница с Нерукотворным Образом Господа.

Соприкосновение с великой святыней так вдохновило его, что он решил остаться в этом городе. Раздав последние деньги, надев рубище, он стал вести жизнь бездомного нищего, прося милостыню на паперти храма Пресвятой Богородицы, пребывая день и ночь в непрестанной молитве. Это было началом подвига, который он сам избрал себе. Алексий решил быть отшельником среди людей, являть собой пустыню среди шумной суеты города. Он отверг все заботы об удобствах жизни, вкушал только хлеб и воду. Если получал милостыню, то разделял ее с другими нищими, наиболее нуждающимися. Душою своею Алексий постоянно стремился к Небу, но очи его были всегда потуплены к земле. Так он прожил семнадцать лет.

Жители Эдессы привыкли к нищему, отмечая, что никто усерднее его не молился и никто не был смиреннее его. Однажды церковному сторожу во сне явилась Богородица и открыла, что нищий Алексий, стоящий при храме, есть человек Божий, который достоин Небесного Царствия. После этого видения, ставшего известным всем, горожане стали относиться к нищему с особым почитанием. Вскоре после этого тайная святая жизнь Алексия сделалась известна всем горожанам, они спешили видеть угодника и выразить ему свое уважение. Но слава от людей смущала сердце подвижника, он тяготился этими почестями. И Алексий решил продолжить свой подвиг в другом месте.

Он тайно оставил Эдессу, сев на судно, которое отправлялось в Киликию. Однако в пути неожиданно разыгралась буря, и море вынесло судно к берегам его родной Италии. Святой Алексий, узрев в этом Промысел Божий, пошел к отчему дому, надеясь остаться неузнанным, ведь от многолетней суровой жизни его облик очень изменился. Встретив отца своего, он попросил у него приюта. Тот, не узнав сына, проникся сочувствием к бедному страннику, предоставил ему место в сенях своего дома и велел носить пищу с хозяйского стола. Алексий остался жить в родном доме. Слуги из зависти часто оскорбляли нищего, смеялись над ним, но он принимал все издевательства молча и смиренно. Также с великим терпением он переносил страдания, сжимавшие его сердце при виде плачущих о нем родных. Алексий незримо жил своей внутренней, духовной жизнью, питаясь лишь хлебом и водой, в неустанной молитве за людей. Так прошло еще семнадцать лет. Только почувствовав приближение смерти, святой написал письмо, в котором подробно изложил свою жизнь и оставил доказательства, подтверждающие его личность.

В тот день Папа Римский Иннокентий совершал Божественную литургию в соборной церкви Святых Апостолов. Император Гонорий и множество народа присутствовали на богослужении. Вдруг в конце службы послышался чудный глас из алтаря: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Люди стали с молитвой просить указать, где искать этого человека. И получили ответ: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и Папа Римский Иннокентий пришли в дом Евфимиана и рассказали о случившемся, но хозяин дома не знал, о ком идет речь. Один из слуг напомнил о нищем, живущем под лестницей, который много молится и постится. Все поспешили туда и увидели бездыханное тело святого. Лицо его сияло небесною благодатью и было подобно лицу ангела. В руке подвижника было зажато письмо. Из него все узнали, кем был человек Божий. Родители и супруга с рыданиями припали к телу вновь обретенного сына и мужа.

Чтимая икона прп. Алексия, человека Божия.
Храм иконы Божией Матери
"Всех скорбящих радость". Москва
Тело преподобного Алексия вынесли на главную площадь города, и от него стали происходить чудесные исцеления: слепые прозревали, слабоумные обретали разум, немощные начинали ходить. Перед погребением тело святого отнесли в собор, и в течение целой недели шел к нему поток людей, пока все страждущие не смогли прикоснуться к мощам и почтить память подвижника.

Значение иконы

На Руси Житие преподобного Алексия, человека Божия начало широко распространяться с X века и стало одним из самых любимых. Этот нищий праведник стал для русских людей символом отказа от преходящих земных материальных благ, образом смирения, кротости и нестяжательства.

Известный афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что у настоящей праведности нет колокольчика, который бы звонил и привлекал к себе внимание. Настоящая праведность всегда смиренна, она не выставляется напоказ, и узнать о силе этой духовной жизни люди часто могут лишь после смерти святого.

Как в Европе, так и на Руси святой Алексий стал героем многочисленных духовных стихов. Ему была посвящена кантата Римского-Корсакова. В известном литературном произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» история преподобного Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин. Множество иконописцев в разные века стремились запечатлеть образ великого подвижника.

В наше время, возможно, кто-то расценил бы поступок святого Алексия как шаг сумасшедшего. Почему он делает такой решительный и бесповоротный выбор: тайно уходит из дома, где его любят, чтобы проводить суровую жизнь бездомного странника? Понять это можно, вспомнив о том, что уже в юности святой Алексий достиг духовных высот и стяжал благодать Божию. Он понимал, что, проводя жизнь в миру, ему будет сложно сохранить главное сокровище, которое он обрел, – сокровенную жизнь с Богом. Небесные дары несравнимо выше земных благ, поэтому для человека, познавшего радость связи с Высшим, выбор очевиден.

Святой Алексий примером своей жизни явил миру великие уроки. Он стал отшельником среди людей, чуждым соблазнов среди возможных искушений, стал человеком Божиим среди забывших Бога. Он явил достоинство души человеческой среди презираемой людьми нищеты и показал, что и в этих бедных созданиях, в которых сильные мира сего едва ли видят образ человека, могут проявиться благодать и великая сила Божия.

Сильны болезни нашего времени, но сильны и противодействия этим болезням – нравственные подвиги святых, просиявшие в веках. Велики лишения, которым они добровольно подвергали себя во имя высших духовных стремлений, чтобы явить миру торжество духа над временными мирскими удовольствиями.

Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн.

Родные повсюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает в нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогла блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у своих родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402 – 417) в присутствии императора Гонория (395 – 423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всеночное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимитана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как не старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обречены мощи.

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

«Настольная книга священнослужителя», т.3

Тропарь препедобного Алексия, человека Божия

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак преподобного Алексия, человека Божия

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Помни о будущей жизни

Вам, без сомнения, слушатели, известно как жил и спасался преподобный Алексий, человек Божий. Сын богатых и знатных родителей, в цветущей юности отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий самых невинных и безгрешных, он добровольно сделался нищим, пил, ел, одевался как нищий, жил и обращался с нищими, и так прожил с лишком 30 лет, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поругания и насмешки и находя только утешение в чтении Святого Евангелия.

Редким людям дается от Бога благодать такой жизни, как ему: и такие люди, как он, можно сказать, веками бывают, в наше поучение. Чему мы можем поучиться у Алексия, человека Божия?

У кого из нас есть блага мира сего, есть радости, есть удовольствия, те не должны всем сердцем любить их и всею душою привязываться к ним, то есть не должны ими только заниматься, радоваться, утешаться.

Опасно так любить блага мира, так привязываться к ним: легко тогда можно забыть Бога и жизнь будущую.

Почему, ведь преподобный Алексий, человек Божий, блага мира сего оставил, бросил, презрел? Именно потому, чтобы не привязываться к ним и, привязавшись, чтобы не забыть о Боге и о жизни будущей. При благах мира сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и без мысли о Боге жить бывает не скучно, тогда и здешняя жизнь бывает хороша, так что лучшей и желать людям богатым не хочется. Да, иные из нас вечно желали бы жить в этой жизни: так много у них радостей и удовольствий всяких!

А кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни, кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает: те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог всеблагий, премудрый, всемогущий; есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, не смотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самою скудною пищею? Мысль о Боге, о жизни будущей, Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог – сама радость. И потому-то при мыли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другие, и не нужно их, никаких других, человеческих, и даже ангельских; и не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: кто ны разлучит от любве Божия, то есть от радования о Боге? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? Ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы… ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.

Жизнь святого Алексия, человека Божия, научает нас истинно любить чтение Святого Евангелия и находить в нем утешение.

Мы удивляемся преподобным подвижникам Нового Завета: как это они отказывались от всех мирских радостей, утешений, проводили дни и ночи в посте и молитве, никакого покоя плоти своей не давали, умерщвляли, распинали ее со страстьми и похотьми; учение Евангелия их радовало, утешало, успокаивало; оно заменяло им все радости, утешения, успокоения мирские.

Итак, вот слушатели, какую книгу как можно чаще читайте: Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Чтение и всякой хорошей, благонамеренной и благочестивой книги успокаивает нас: читая такую книгу, точно слушаешь, беседуешь с добрым, умным, рассудительным человеком. Но никакое чтение так не успокаивает нас, как чтение Евангелия. Читая, или слушая эту книгу, действительно слушаешь Самого Иисуса Христа, потому что действительно в ней Его Дух.

На книге Евангелия можно так написать: приидите к этой книге, возьмите, почитайте со вниманием; и вы успокоитесь потому, что ее учение есть учение Иисуса Христа, Сына Божия, Который, когда учил, только того и желал, чтобы учением Его все успокоились.

Так не скорби, не сокрушайся, если у тебя нет земных радостей, если у тебя в жизни много часто нет, если иногда и самого необходимого не достает, не скорби…, но ты не будешь ни о чем скорбеть и сокрушаться, напротив будешь весел, покоен: только помни, что есть Бог, есть будущая вечно-блаженная жизнь, – вспомни это и возрадуется душа твоя, и никаких радостей тебе не будет нужно, ибо с тобою будет сама радость – Бог. Аминь.

Из поучений протоиерея Р. Путятина



30 / 03 / 2004

Последние материалы сайта