За какие грехи появляется эритремия. Святоотеческое отношение к болезни

01.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Д обрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Всегда ли болезнь посылается человеку за грехи?

Обязательно младенец, тяжело болея, расплачивается за грехи родителей?

На практике часто бывает, что болезнь ребенка — это расплата за грехи его родителей. Можно ли уберечь своих детей от такого рода болезней?

Можно ли сказать, что существует генетическая предрасположенность к тому или иному греху, к тем или иным вредным привычкам и заболеваниям?

Говорят, что грехи передаются до третьего-четвертого поколения. Что это означает?

Почему попускаются такие детские болезни, как бесноватость?

На данные вопросы отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Н е обязательно. Бывает, что человек заболеет и избежит какого-то искушения, к примеру, не поедет на встречу и не столкнется с чем-то опасным в духовном или жизненно-практическом смысле.

Или прочитает какую-нибудь книгу, которая перевернет его душу, — и слава Божия ему через эту болезнь откроется.

Или благодаря безропотному перенесению страданий, он возрастет в иную меру. Так что неправильно говорить, будто болезнь всякий раз есть наказание Божие за грехи. Но о себе рассуждать так — полезно.

— Значит, не обязательно младенец, тяжело болея, расплачивается за грехи родителей?

— Не обязательно. В Евангелии от Иоанна сказано: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9,1-3).

И понятно, что это не единственный случай в истории человечества. Скажем, блаженная Матрона, которая с детства стала страдалицей за Христа, была предельно ограничена в физических проявлениях своей жизни. Но ведь это не по грехам ее родителей, и тем более, не по ее личным грехам была дана ей такая болезнь, а для того, чтобы она стала тем гигантом духа, каким стала, чтобы смогла вырасти до того подвига великого предстояния за людей и утешения их, на какой была избрана Богом. Или Артемий Веркольский, который умер, убиенный молнией, в отроческом возрасте. По грехам родителей? Нет. Потому что он был избранником Божиим, которого Господь взял к себе чистым.

Иногда то или иное ограждение физической немощью попускается ребенку для того, чтобы он, взрослея, обретал веру и становился глубже, чем мог бы быть при телесной красоте и физическом здоровье. А иногда ребенку попускается недуг для того, чтобы его родители возросли в большую меру веры, крепости и благочестия. Так что все сложно и невыводимо одно из другого, как математическое действие, как дважды два четыре: родители согрешили — родился больной ребенок.

— Однако, ведь на практике часто бывает, что болезнь ребенка — это расплата за грехи его родителей. Можно ли уберечь своих детей от такого рода болезней?

— Конечно, болезнь болезни рознь. Есть болезни, которые, несомненно, проистекают от грехов родителей, и другой природы они просто не бывают. Это определенные болезни, проистекающие от табакокурения, от винопития или невоздержанности в грехах против седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14), то есть болезни, прямо проистекающие от родительских грехов, и здесь, конечно, нужно прежде всего обращать внимание на причину, а не на ее следствие.

Если же иметь в виду подверженность болезням человеческого естества в принципе, то нужно помнить, что человеческая природа исказилась не нашим конкретным грехом, но после грехопадения прародителей в нее вошли болезни, скорби и самая смерть. И поэтому, сама по себе благочестивая жизнь родителей, не является непременным гарантом здоровья их детей. Бывает, что у вполне благочестивых родителей дети умирают во младенчестве или имеют те или иные недуги. К примеру, святой страстотерпец царевич Алексий…

По евангельскому слову, болезнь не обязательно результат греха самого человека или его родителей, но, конечно же, это не означает, что они не должны задумываться о последствиях своей жизни по отношению к здоровью собственных детей.

В случаях грубых страстей — того же винопития или наркомании — все достаточно очевидно, но то же самое бывает, хотя и тоньше проявляется, и в случаях других страстей, не столько конкретных грехов, сколько страстей. Ведь непреодоленные страсти, которые человек осознает, но с которыми не находит решимости должным образом бороться, искажают его душевный и телесный состав, что тем или иным образом отпечатывается и на детях. И не то, чтобы это становится некоей обусловленностью их непременного впадения в те же самые страсти, но некая предрасположенность и необходимость памятования, что сия опасность близко к ним подходит, безусловно, есть.

— Можно ли сказать, что существует генетическая предрасположенность к тому или иному греху, к тем или иным вредным привычкам и заболеваниям?

— Предрасположенность ко греховным страстям, конечно, как тенденция передается. Понятно, что дети алкоголиков имеют очевидную опасность быть подверженными алкоголизму, а дети блудников, распаляющих в себе плотские страсти, имеют большую опасность не устоять в целомудрии и чистоте. Но это лишь тенденция, а не детерминированность. Это скорее то, что в личности человека играет роль подводных камней, которых можно и должно избежать. Ибо у каждого из нас есть те или иные греховные страсти, преимущественно для нас опасные, однако окончательной связанности ими нет. Понятно, что генетическая предрасположенность объективно существует. И как святость, так и греховность накапливаются в поколениях. Но любой грех всегда останавливается покаянием.

— Говорят, что грехи передаются до третьего-четвертого поколения. Что это означает?

— Это означает, что, передавая детям те или иные свои свойства, черты характера, например, тягу к путешествиям или тягу к домоседству, сами по себе нравственно нейтральные, мы передаем и те предрасположенности либо в устремлении к добру, либо в укорененности в греховных страстях, которые попускали в своей жизни. Например, человек, не борющийся с собственной гневливостью, эту склонность к гневливости передаст и своему ребенку. Человек, допускавший в своей жизни блудные, нечистые страсти, передает предрасположенность, не детерминированность, а именно предрасположенность к такого рода страстям. Это не значит, что дети связаны родительскими грехами, что они непременно эти же грехи совершат. Но как мы знаем на самом простом уровне, что дети алкоголика должны особенно беречься от того, чтобы выпить лишнюю рюмку, так и дети родителей, одержимых какими-либо более сложно описываемыми страстями, должны быть особенно осторожны, чтобы не впасть в них. Хотя опять же не нужно забывать, что если грехи передаются до третьего и четвертого поколения, то праведность до седьмого колена спасает. В любом случае святость преобладает над греховностью.

— Почему попускаются такие детские болезни, как бесноватость?

— Детская бесноватость попускается по тем же причинам, почему и другие болезни. Какие-то болезни детей, в том числе и такого рода состояния, как бесноватость, бывают по грехам родителей — для их вразумления. Какие-то бывают в силу общей падшести человеческого рода и открытости человека духам злобы поднебесной; в особенности, если он пребывает вне ограждения церковными Таинствами. Какие-то, по слову Евангелия, бывают, дабы явилась нам всем слава Божия. Причины здесь могут быть многоразличными, и единственно, что не нужно в лоб утверждать, будто все связано с конкретной греховностью конкретных родителей или даже самого ребенка. Не следует говорить о родителях, что они страшно согрешили, поэтому у них родился такой больной ребенок. Причина может быть, как в общей падшести людей, так и в том, что накопилось в предыдущих поколениях этой семьи. И им эта болезнь дается как крест, в том числе и за усопших близких, во искупление их грехов.

● Грех и болезнь. Что может быть общего между этими двумя понятиями? Мы часто болеем, но никогда не задумываемся о том, что это связано с нашими неправильными поступками, которые обернулись грехом. Если вы верите в Бога, то непременно поймете, что все болезни от того, что мы живем во грехе.

Какие болезни бывают за грехи ● Тахикардия и гипертония. Болезни возникают на фоне страха, гнева, подавленной ярости. ● Болезни тонкого и толстого кишечника. От явной социальной неудовлетворенности пациента. ● Заболевания печени. На нашу печень разрушительно воздействуют подавленный гнев, сдерживаемая агрессивность, враждебность, тщательно скрываемая вами.Помимо печени страх сильно изматывает и систему почек. Болезни почек – не что иное, а расплата за жалость к себе, печаль и уныние. Также поражают почки ревность и жадность. ● Сахарный диабет – это не только расплата за чревоугодие и сластолюбие, но и следствие переживания неудовлетворенности отношением к вам значимых для вас и близких людей. ● Мочекаменная и желчнокаменная болезни. Это результат злопамятности и психологических обид. ● Аллергические заболевания. Возникают на фоне нарушения работы спинного мозга из-за слез, стрессов и сильных переживаний. Отрицательные эмоции и подавленная агрессивность оборачиваются бронхиальной астмой.Это заболевание провоцирует нереализованное властолюбие.

● Астматический синдром. Появляется у людей, если в душе нет светлого настроения. Бронхиальное дерево разрушается от постоянной ненависти к конкретному человеку и злопамятства. Дыхательная система дает существенный сбой, если человек перестаёт думать самостоятельно, решать свои проблемы, то есть не живет своим умом. ● Заболевания кишечника бывают у лиц, которые стремятся подчинить себе окружающих его людей (близких и знакомых). Вредная привычка видеть во всем только плохое. К заболеваниям кишечника также приводит страх перед ответственным действием. ● Варикозное расширение вен – следствие постоянных конфликтов и семейных проблем.

● Спина. Причины боли в области спины. Появляются, когда мы ждем от других удара в спину и заклинивает по центру позвоночника. Верхняя область спины до лопаток - эмоциональная поддержка друзей (это когда вы надеетесь на чью-то поддержку).Болезни позвоночника – расплата за гордость. ● Ноги болят у людей, которые втайне ходят куда-то и скрывают это. У надменных и гордых людей болят коленки. Если у вас болят ноги утром, вам следует сменить работу. А если это происходит при возвращении домой, постарайтесь что-то изменить в семейной обстановке. ● Переломы костей рук и болят руки – это означает, что человек берет то, что ему не принадлежит и «плохо» лежит.

● Атеросклероз – от нехватки психической энергии. ● Если кто-то не «переваривает» то, что говорят ему окружающие люди – информация передается в желудок. Язва желудка – неотступное фиксированное переживание, расплата за чревоугодие; к болезни желудка приводит хитрость и обман. ● Разрушаются и болят зубы – вредная привычка отзываться плохо о себе, о людях, о своей судьбе и хуже всего – о своих родителях. Пародонтоз – причина кроется в злословии в адрес отца. Болезни зубов – расплата за чревоугодие и сластолюбие. ● Любые грыжи возникают от проклятий, а опухоли (доброкачественные и злокачественные) – это обиды.

Начнём с анекдота.

2 дядьки сидели, выпивали, кабана зарезали, колбасы нашинковали, и один другому говорит тост: "Много счастья, здоровья!". Выпил, закусил, а второй говорит: "Слушай, ты понимаешь, кабанчик, которого мы запаяли, он же здоровый был, а счастье у него не было".

Вот такие вещи: можно иметь здоровье, а счастья нет, можно иметь счастье, но не иметь здоровья. Люди так зациклены на здоровье, кому охота зубами мучиться, песок сыпать по утрам, понятно, что хочется быть здоровым, но это же не счастье. Кабанчик тоже здоровый был, а счастья не было, запаяли на колбасу.

Надо поменять современному человеку полностью образ мышления, отношение ко всему, что его окружает, потому что мне кажется, что мы с вами изрядно удалились от самых прямых и естественных нормальных отношений между собою и вещам, которые составляют жизнь человеческую. Надо ввести, например, понятие "экология души " или "здоровье души ". Все понимают, что такое здоровье желудка или здоровье лёгких, глаз, ушей.

А кто понимает о том, что душа тоже может болеть ? Болезни - это страсти . Например, зависть, у человека, вроде, ничего в жизни плохого не происходит, он от зависти сажает печень свою, потому что он завидует. Или он жадный. Вы знаете, что жадные слепнут , потому что у них глаза разбегаются: это хочу, это хочу. Это не я сказал, это Авиценна ещё придумал. Он говорит, что у трусов болят почки , у жадных болят глаза . Это элементарные основы здоровья тела и души, целостного организма в зависимости от исполнения или неисполнение заповедей.

Авиценна вроде бы светило, написал кучу трактатов про то, как лечить разные болезни. Кто когда-нибудь хоть в одном медицинском ВУЗе произнёс лекцию о том, что Авиценна связывал все грехи и добродетели? Гордость рождает склероз , трусость - болезни почек и так далее. Все знают что был такой Авиценна , все тихонечко умалчивают о том, что он связывал болезни с грехами .

Мы, конечно, хотим быть здоровыми и богатыми, но я прошу вас не забывать, что люди, которые были очень красивые, у которых не было никаких нужд житейских - это были люди до Потопа, которые были, как боги олимпийские прекрасны. Здоровые, могучие, мощные, гениальные и настолько безбожно развратные, что Господь ничего иного не придумал, как просто смыл их, как в унитазе смывается известно что, известно куда. Поэтому нам нужно реально менять мысли о жизни. Нам нужно мысли о жизни поменять, потому что мы мыслим о жизни, как язычники, безбожники, а нам нужно мыслить о жизни, как христиане, Божьи люди.

Здоровье - это такая прекрасная, драгоценная вещь, которую не купишь за деньги . Да это так.

Но, вместе с тем, здоровье - это один из современных идолов. Человеку внушается, что он должен быть здоров, подтянут, весел, бодр, должен бегать в шортиках до 90-та лет, вести активный образ жизни до самого того дня, когда ляжет в гробик и глазки закроет.

Здоровье - это относительная ценность, при больной душе, здоровое тело очень вредно человеку. И, напротив, "страдающий плотью перестает грешить ", - вот такую красивую мысль нам сообщает апостол Павел .

О чём хочется сказать? О том, чтобы вы берегли своё здоровье, нужное для христианского покаяния и для добрых дел. Здоровье на 90% зависит от добрых дел , любой врач скажет, что лекарства, пилюли, санатории - это всё ерунда. Главное - о чём ты думаешь, как ты питаешься, как ты себя ведёшь.

Но если у вас гнилая душа и здоровое тело, это, скорее всего, признак проклятия . Если человек грешен, то ему нужно болеть. Грешнику нужно пострадать, иначе грешник не остановится на путях своих. Грешнику нужно поплакать и помучиться для того, чтобы понять смысл жизни.

Если вы забыли Бога, тогда вам нужно заболеть и среди болезни Бога вспомнить. Вот такую интересную мысль мы наблюдаем. Если бы больницы были бы пусты, то уровень благочестия (итак весьма хромающий) был бы намного ниже. А через болезнь мы вспоминаем о том, что у нас есть Хозяин, начинаем обращать к Нему свои просительные и жалобные молитвы. И Господь приходит и вразумляет.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Алкоголизм, н аркомания.

  1. Не в состоянии с чем-то справиться. Жуткий страх. Желание уйти подальше от всех и всего. Нежелание находиться здесь.
  2. Чувство тщетности, несоответствия. Неприятие собственной личности.

Аллергия.

  1. Кого вы не выносите? Отрицание собственной силы.
  2. Протест против чего-либо, который нет возможности выразить.
  3. Часто бывает, что родители аллергика часто спорили и имели совершенно разные взгляды на жизнь.
Аппендицит. Страх. Страх жизни. Блокирование всего хорошего.

Бессонница.

  1. Страх. Недоверие к жизненному процессу. Чувство вины.
  2. Бегство от жизни, нежелание признавать ее теневые стороны.

Вегетативная дистония.

Вес: проблемы.

Аппетит чрезмерный. Страх. Самозащита. Недоверие к жизни. Лихорадочное переполнение и избавление от чувства ненависти к себе.

Ожирение.

  1. Сверхчувствительность. Нередко символизирует страх и потребность в защите. Страх может служить прикрытием для скрытого гнева и нежелания прощать. Доверие к себе, к самому процессу жизни, воздержание от отрицательных мыслей — вот способы похудеть.
  2. Ожирение — проявление тенденции защищаться от чего-то. Чувство внутренней пустоты часто пробуждает аппетит. Поедание обеспечивает многим людям ощущение приобретения. Но душевный дефицит не заполнишь едой. Недостаток доверия к жизни и страх перед жизненными обстоятельствами ввергают человека в попытку заполнить душевную пустоту внешними средствами.
Отсутствие аппетита. Отрицание личной жизни. Сильное чувство страха ненависть к себе и отрицание себя.
Худоба. Такие люди не нравятся сами себе, чувствуют себя незначительными по сравнению с другими, бояться быть отвергнутыми. И поэтому стараются быть очень любезными.

Целлюлит (воспаление подкожной клетчатки). Накопленный гнев и самонаказание. Заставляет себя верить, что ее ничто не беспокоит.

Воспалительные процессы. Страх. Ярость. Воспаленное сознание. Условия, которые вам приходится видеть в жизни, вызывают гнев и разочарование.

Гирсутизм (избыточное оволосение у женщин). Скрытый гнев. Обычно используемое прикрытие — страх. Стремление обвинять. Часто: нежелание заниматься самовоспитанием.

Глазные болезни. Глаза символизируют способность ясно видеть прошлое, настоящее, будущее. Возможно, вам не нравится то, что вы видите в собственной жизни.

Астигматизм. Неприятие собственного «я». Боязнь увидеть себя в истинном свете.

Близорукость. Боязнь будущего.

Глаукома. Упорнейшее нежелание простить. Давят застарелые обиды. Задавленность всем этим.

Дальнозоркость. Ощущение себя не от мира сего.

Катаракта. Неспособность смотреть вперед с радостью. Туманное будущее.

Конъюктивит. В жизни произошло какое-то событие, которое вызвало сильный гнев, и этот гнев усиливается страхом вновь пержить это событие.

Слепота, отслоение сетчатки, тяжелая травма головы. Жесткая оценка поведения другого человека, ревность вкупе с презрением, высокомерие и жесткость.

Сухость в глазах. Злые глаза. Нежелание смотреть с любовью. Скорее умру, чем прощу. Иногда проявление злорадности.

Ячмень.

  1. Возникает у очень эмоционального человека, который не может ужиться с тем, что он видит.
  2. И который чувствует гнев и раздражение, когда понимает, что другие люди смотрят на мир иначе.
Голова: заболевания. Ревность, зависть, ненависть и обиды.

Головные боли.

  1. Недооценка себя. Самокритика. Страх. Головные боли происходят, когда мы себя чувствуем неполноценными, униженными. Простите себя, и ваша головная боль исчезнет сама собой.
  2. Головные боли часто происходят от заниженной самооценки, а так же от низкой сопротивляемости даже незначительным стрессам. Человек, жалующийся на постоянные головные боли, буквально весь состоит из психологических и физических зажимов и напряжения. Привычное состояние нервной системы — быть всегда на пределе своих возможностей. И первым симптомом грядущих болезней становится головная боль. Поэтому врачи, работающие с такими пациентами, вначале учат их расслабляться.
  3. Потеря контакта со своим истинным Я. Стремление оправдать завышенные ожидания окружающих.
  4. Стремление избежать любых ошибок.

Мигрень.

  1. Ненависть к принуждению. Сопротивление ходу жизни.
  2. Мигрени создаются людьми, которые хотят быть совершенными, а также теми, у кого накопилось много раздражения в этой жизни.
  3. Сексуальные страхи.
  4. Враждебная завистливость.
  5. Мигрень развивается у человека, который не дает себе права быть самим собой.

Горло: болезни.

  1. Неспособность постоять за себя. Проглоченный гнев. Кризис творчества. Нежелание измениться. Проблемы с горлом возникают от чувства, что мы «не имеем права», и от ощущения собственной неполноценности.
  2. Горло, кроме того, представляет собой участок организма, где сосредоточена вся наша творческая энергия. Когда мы сопротивляемся переменам, у нас чаще всего появляются проблемы с горлом.
  3. Нужно дать себе право делать то, что хочется, не виня себя и не боясь потревожить других.
  4. Больное горло — это всегда раздражение. Если ему сопутствует простуда, то, помимо этого, еще и замешательство.
  1. Вы воздерживаетесь от грубых слов. Чувствуете неспособность выразить себя.
  2. Чувствуете гнев от того, что не можете справиться с какой-либо ситуацией.
Ларингит. Злость мешает говорить. Страх мешает высказаться. Надо мной довлеют.
Тонзиллит. Страх. Подавленные эмоции. Заглушенное творчество. Убежденность в своей неспособности говорить за себя и самостоятельно добиваться удовлетворения своих нужд.
Грыжа. Прерванные отношения. Напряжение, отягощенность, неправильное творческое самовыражение.

Детские болезни. Вера в календари, социальные концепции и надуманные правила. Взрослые вокруг ведут себя как дети.

Аденоиды. Ребенок, чувствующий себя нежеланным.

Астма у детей. Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.

Глазные болезни. Нежелание видеть, что происходит в семье.

Отит (воспаление наружного слухового прохода, среднего уха, внутреннего уха). Гнев. Нежелание слушать. В доме шум. Родители ссорятся.

Привычка грызть ногти. Безысходность. Самоедство. Ненависть к одному из родителей.

Стафилококк у детей. Непримиримое отношение к миру и к людям у родителей или у предков.

Рахит. Эмоциональный голод. Потребность в любви и защите.

Роды: отклонения. Кармическое.

Диабет.

  1. Тоска по несбывшемуся. Сильная потребность в контроле. Глубокое горе. Не осталось ничего приятного.
  2. Диабет бывает вызван потребностью контролировать, печалью, а также неспособностью принимать и усваивать любовь. Диабетик не выносит привязанности и любви, хотя жаждет их. Он бессознательно отвергает любовь, несмотря на то, что на глубинном уровне испытывает сильнейшую потребность в ней. Находясь в конфликте с самим собой, в неприятии себя, он не в состоянии принимать любовь от других. Обретение внутренней душевной умиротворенности, открытости на принятие любви и способности любить — начало выхода из болезни.
  3. Попытки контролировать, нереальные ожидания всеобщего счастья и печаль до степени безысходности от того, что это неосуществимо. Неумение жить своей жизнью, потому что не позволяет (не умеет) радоваться и получать удовольствие от своих жизненных событий.

Дыхательные пути: болезни.

  1. Боязнь или отказ вдыхать жизнь полной грудью. Не признаете своего права занимать пространство или вообще существовать.
  2. Страх. Сопротивление переменам. Недоверие к процессу перемен.
  1. Неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий. Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.
  2. Человеку с астмой кажется, что у него нет права дышать самому. Дети-астматики — это, как правило, дети с высокоразвитой совестью. Они за все принимают вину на себя.
  3. Астма возникает, когда в семье подавленные чувства любви, подавленный плач, ребенок испытывает перед жизнью страх и не хочет больше жить.
  4. Астматики выражают больше негативных эмоций, чаще гневаются, обижаются, таят злобу и жажду отмщения по сравнению со здоровыми людьми.
  5. Астма, проблемы с легкими бывают вызваны неумением (или нежеланием) жить самостоятельно, а также недостатком жизненного пространства. Астма, судорожно сдерживая входящие из внешнего мира воздушные потоки, свидетельствует о страхе перед откровенностью, искренностью, перед необходимостью принимать то новое, что несет каждый день. Обретение доверия к людям, является важной психологической составляющей, способствующей выздоровлению.
  6. Подавляемые сексуальные желания.
  7. Хочет слишком многого; берет больше, чем следует и отдает с большим трудом. Хочет казаться более сильным, чем есть и тем вызвать любовь к себе.

Гайморит.

  1. Подавленная жалость к себе.
  2. Затянувшаяся ситуация «все против меня» и неспособность справиться с этим.
Насморк. Просьба о помощи. Внутренний плач. Вы — жертва. Непризнание собственной ценности.

Носоглоточные выделения. Детский плач, внутренние слезы, ощущение жертвы.

Носовые кровотечения. Потребность в признании, желание любви.

Синусит. Раздражение, вызванное одним из близких.

Желчно-каменная болезнь.

  1. Горечь. Тяжелые мысли. Проклятия. Гордость.
  2. Ищут плохое и находят его, ругают кого-то.

Желудочные болезни.

  1. Ужас. Боязнь нового. Неспособность усваивать новое. Не знаем, как ассимилировать новую жизненную ситуацию.
  2. Желудок чутко реагирует на наши проблемы, страхи, ненависть к другим и к себе, недовольство собой и своей судьбой. Подавление этих чувств, нежелание признаться себе в них, попытка проигнорировать и «забыть» их вместо осмысления, осознания и разрешения могут стать причиной различных желудочных расстройств.
  3. Желудочные функции расстраиваются у людей, которые стыдливо реагируют на свое желание получить помощь или проявление любви со стороны другого человека, желание опереться на кого-либо. В других случаях конфликт выражается в чувстве вины из-за желания отобрать силой что-либо у другого. Причина, объясняющая, почему желудочные функции столь уязвимы для подобного конфликта, заключается в том, что еда представляет собой первое явное удовлетворение рецептивно-собирательного желания. В мыслях ребенка желание быть любимым и желание быть накормленным связаны очень глубоко. Когда в более зрелом возрасте желание получить помощь от другого вызывает стыд или застенчивость, что нередко в обществе, главной ценностью которого считается независимость, желание это находит регрессивное удовлетворение в повышенной тяге к поглощению пищи. Эта тяга стимулирует секрецию желудка, а хроническое повышение секреции у предрасположенного индивида может привести к образованию язвы.

Гастрит.

  1. Затянувшаяся неопределенность. Чувство обреченности.
  2. Раздражение.
  3. Сильная вспышка гнева в ближайшем прошлом.
  1. Страх. Тиски страха.
  2. Изжога, избыток желудочного сока свидетельствует о вытесненной агрессивности. Решением проблемы на психосоматическом уровне видится преображение сил подавляемой агрессии в действие активного отношения к жизни и обстоятельствам.

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки.

  1. Страх. Твердая уверенность, что вы ущербны. Мы боимся, что недостаточно хороши для своих родителей, боссов, учителей и т.д. Мы буквально не можем переварить того, что мы из себя представляем. Мы то и дело стараемся угодить другим. Неважно, какой пост вы занимаете на работе, у вас может совершенно отсутствовать чувство собственного достоинства.
  2. Почти у всех страдающих язвой пациентов существует глубокий внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности, которую они высоко ценят, и заложенной с детских лет потребностью в защите, поддержке и опеке.
  3. Это люди, пытающиеся доказать всем свою нужность и незаменимость.
  4. Зависть.
  5. Люди с язвенной болезнью отличаются тревожностью, раздражительностью, повышенной исполнительностью и обостренным чувством долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и вместе с этим повышенная требовательность к себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.
  6. Тревожность, ипохондрия.
  7. Подавляемое чувство зависимости.
  8. Раздражение, возмущение и одновременно беспомощность от попыток изменить себя, подстроив под чьи-то ожидания.

Зубы: болезни.

  1. Продолжительная нерешительность. Неспособность распознавать идеи для их последующего анализа и принятия решений. Потеря способность уверенно погружаться в жизнь.
  2. Страх.
  3. Боязнь неудачи, до потери веры в себя.
  4. Нестойкость желаний, неуверенность в достижении избранной цели, осознание непреодолимости жизненных трудностей.
  5. Проблема с зубами говорит тебе о том, что пора переходить к действиям, конкретизировать свои желания и приступать к их осуществлению.
Десны: заболевания. Неспособность выполнять решения. Отсутствие четко выраженного отношения к жизни.

Кровотечение десен. Отсутствие радости по поводу решений, принятых в жизни.

Инфекционные заболевания. Слабость иммунитета.

  1. Раздражение, гнев, досада. Отсутствие в жизни радости. Горечь.
  2. Пусковыми механизмами являются раздражение, злость, досада. Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад. Слабая сопротивляемость организма, на которую накладывается инфицирование, связана с нарушением душевного равновесия.
  3. Слабость иммунитета вызвана следующими причинами:
    - Нелюбовь к себе;
    - Заниженная самооценка;
    - Самообман, предательство себя, поэтому отсутствие душевного спокойствия;
    - Безнадежность, уныние, отсутствие вкуса жизни, склонность к суициду;
    - Внутренний разлад, противоречия между желаниями и делами;
    - Иммунная система связана с самоидентичностью, — нашей способностью отличать свое от чужого, отделять «Я» от «не Я».

Камни. Могут образовываться в желчном пузыре, почках, простате. Как правило, появляются у людей, которые долго вынашивают в себе какие-то тяжелые мысли и чувства, связанные с неудовлетворенностью, агрессией, завистью, ревностью и т. д. Человек боится, что об этих мыслях догадаются окружающие. Человек жестко ориентирован на свое эго, волю, желания, совершенство, способности и интеллект.

Киста. Постоянное прокручивание в голове прежних обид. Неправильное развитие.

Кишечник: проблемы.

  1. Страх перед избавлением от всего отжившего и ненужного.
  2. Человек делает поспешные выводы о действительности, отвергая ее всю, если его не устраивает лишь часть.
  3. Раздражительность из-за неспособности интегрировать противоречивые аспекты реальности.
Аноректальное кровотечение (наличие крови в испражнениях). Гнев и разочарование. Апатия. Сопротивление чувствам. Подавление эмоций. Страх.

Геморрой.

  1. Боязнь не уложиться в отведенное время.
  2. Гнев в прошлом. Отягощенные чувства. Неумение избавляться от накопившихся проблем, обид и эмоций. Радость жизни тонет в гневе и грусти.
  3. Страх перед расставанием.
  4. Подавленный страх. Должен делать нелюбимую работу. Нужно что-то срочно доделать, чтобы получить определенные материальные блага.
  1. Нежелание расставаться с устаревшими мыслями. Увязание в прошлом. Иногда в язвительности.
  2. Запоры свидетельствуют об избытке накопленных чувств, представлений и переживаний, с которыми человек не может или не желает расстаться, не может освободить место для новых.
  3. Склонность драматизировать какое-то событие в своем прошлом, неспособность разрешить ту ситуацию (завершить гештальт)

Синдром раздраженного толстого кишечника.

  1. Инфантильность, заниженная самооценка, склонность к сомнениям и самообвинению.
  2. Тревожность, ипохондрия.

Колики. Раздражение, нетерпение, недовольство окружением.

Колиты. Неуверенность. Символизирует способность легко расставаться с прошлым. Боязнь что-то выпустить из рук. Ненадежность.

Метеоризм.

  1. Зажатость.
  2. Страх потерять значимое или оказаться в безвыходном положении. Беспокойство о будущем.
  3. Нереализованные идеи.

Несварение. Животный страх, ужас, беспокойное состояние. Ворчание и жалобы.

Отрыжка. Страх. Слишком жадное отношение к жизни.

Понос. Страх. Отказ. Убегание.

Слизистая толстой кишки. Наслоение устаревших путаных мыслей забивают каналы удаления шлаков. Вы топчетесь в вязкой трясине прошлого.

Кожа: болезни. Отражает то, что человек думает о себе, способность ценить себя перед лицом окружающего мира. Человек стыдится самого себя, придает слишком большое значение мнению окружающих. Отвергает себя, как его отвергают окружающие.

  1. Беспокойство. Страх. Застарелый осадок в душе. Мне угрожают. Боязнь, что тебя обидят.
  2. Потеря самоощущения. Отказ принимать на себя ответственность за собственные чувства.
Абсцесс (гнойник). Беспокоящие мысли об обидах, пренебрежении и мести.
Герпес простой. Сильнейшее желание делать все плохо. Невысказанная горечь.

Грибок. Отсталые убеждения. Нежелание расставаться с прошлым. Ваше прошлое довлеет над настоящим.

Зуд. Желания, идущие вразрез с характером. Неудовлетворенность. Раскаяние. Стремление выбраться из ситуации.

Нейродермит. Пациент с нейродермитом имеет выраженное стремление к физическому контакту, подавленное сдержанностью родителей, поэтому он имеет нарушения в органах контакта.

Ожоги. Гнев. Внутреннее кипение.

Псориаз.

  1. Страх быть обиженным, раненым.
  2. Умертвление чувств и себя. Отказ принять ответственность за свои собственные чувства.

Угри (прыщи).

  1. Несогласие с собой. Отсутствие любви к себе;
  2. Признак подсознательного желания оттолкнуть других, не дать себя рассматривать. (т.е недостаточно самоуважения и принятия себя и своей внутренней красоты)
Фурункул. Какая-то конкретная ситуация отравляет человеку жизнь, вызывая интенсивные чувства гнева, тревоги и страха.

Шея: болезни.

  1. Нежелание видеть другие стороны вопроса. Упрямство. Отсутствие гибкости.
  2. Делает вид, что беспокоящая ситуация нисколько его не беспокоит.
  1. Непримиримый антагонизм. Психические срывы.
  2. Неуверенность в своем будущем.

Кости, скелет: проблемы. Человек ценит себя только за то, что оказывается полезным окружающим.

  1. Чувство, что тебя не любят. Критика, обида.
  2. Не могут сказать «нет» и обвиняют других в том, что их эксплуатируют. Для таких людей важно научиться говорить «нет», если это необходимо.
  3. Артритик — тот, кто всегда готов атаковать, но подавляет в себе это стремление. Имеется значительное эмоциональное влияние на мускульное выражение чувств, которое при этом исключительно сильно контролируется.
  4. Желание наказания, порицание себя. Состояние жертвы.
  5. Человек слишком строг к себе, не дает себе расслабиться, не умеет выразить свои желания и потребности. Слишком хорошо развит «внутренний критик».
Грыжа межпозвонковых дисков. Ощущение, что жизнь полностью лишила вас поддержки.
Искривление позвоночника. Неспособность плыть по течению жизни. Страх и попытки удержать устаревшие мысли. Недоверие к жизни. Отсутствие цельности натуры. Никакой смелости убеждений.

Поясница боли. Нереализованные ожидания в сфере межличностных отношений.

Радикулит. Лицемерие. Страх за деньги и за будущее.

Ревматоидный артрит.

  1. Крайне критическое отношение к проявлению силы. Чувство, что на вас взваливают слишком много.
  2. В детстве у этих пациентов, наблюдается определенный стиль воспитания, направленный на подавление выражения эмоций с акцентом на высокие моральные принципы, можно предположить, что постоянно, с детства подавляемое торможение агрессивных и сексуальных импульсов, а также наличие чрезмерно развитого Суперэго формирует малоадаптивный защитный психический механизм — репрессия. Этот защитный механизм предполагает сознательное вытеснение беспокоящего материала (негативных эмоций, в т.ч. тревоги, агрессии) в область подсознательного, что в свою очередь способствует возникновению и нарастанию ангедонии и депрессии. Преобладающими в психоэмоциональном состоянии становятся: ангедония — хронический дефицит чувства удовольствия, депрессия — целый комплекс ощущений и чувств, из которых для ревматоидного артрита наиболее характерны низкая самооценка и чувство вины, ощущение постоянного напряжения, т.к. механизм подавления препятствует свободному выходу психической энергии, нарастание внутренней, скрытой агрессивности или враждебности. Все эти негативные эмоциональные состояния при длительном существовании способны вызвать дисфункции в лимбической системе и других эмоциогенных зонах гипоталамуса, изменение активности в серотонинергической и допаминергической неромедиаторных системах, что в свою очередь приводит к определенным сдвигам в иммунной системе, и вместе с обнаруженным у этих пациентов эмоционально зависимым напряжением в околосуставных мышцах (вследствие постоянно подавляемого психомоторного возбуждения) может служить психическим компонентом всего механизма развития ревматоидного артрита.

Спина: болезни нижней части.

  1. Страх из-за денег. Отсутствие финансовой поддержки.
  2. Страх бедности, материального неблагополучия. Вынужден делать всё сам.
  3. Боязнь быть использованным и ничего не получить взамен.

Спина: болезни средней части.

  1. Чувство вины. Внимание приковано ко всему тому, что в прошлом. «Оставьте меня в покое».
  2. Убежденность, что никому нельзя доверять.

Спина: болезни верхней части. Отсутствие моральной поддержки. Чувство, что тебя не любят. Сдерживание чувства любви.

Кровь, вены, артерии: заболевания.

  1. Отсутствие радости. Отсутствие движения мысли.
  2. Неумение прислушиваться к собственным потребностям.

Анемия. Дефицит радости. Страх перед жизнью. Вера в собственную ущербность лишает радости жизни.

Артерии (проблемы). Проблемы с артериями — неумение радоваться жизни. Не умеет прислушиваться к своему сердцу и создавать ситуации, связанные с радостью и весельем.

Атеросклероз.

  1. Сопротивление. Напряженность. Отказ видеть хорошее.
  2. Частые огорчения из-за острой критики.

Варикозное расширение вен.

  1. Пребывание в ненавистной вам ситуации. Неодобрение.
  2. Чувство перегруженности и задавленности работой. Преувеличение серьезности проблем.
  3. Неумение расслабиться из-за чувства вины при получении удовольствия.

Гипертония, или гипертензия (повышенное давление).

  1. Самоуверенность — в том смысле, что готов взять на себя слишком много. Столько, сколько не в состоянии выдержать.
  2. Между чувством тревоги, нетерпением, подозрительностью и риском возникновения гипертонической болезни существует прямая связь.
  3. По причине самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, трудиться без отдыха, потребностью оправдать ожидания окружающих людей, остаться значимым и уважаемым в их лице, и в связи с этим вытеснением своих глубинных чувств и потребностей. Все это создает соответствующее внутреннее напряжение. Гипертонику желательно оставить погоню за мнением окружающих людей и научиться жить и любить людей прежде всего в соответствии с глубинными потребностями собственного сердца.
  4. Эмоция, реактивно не выраженная и глубоко спрятанная, постепенно разрушает тело. Пациенты с высоким артериальным давлением подавляют в себе в основном такие эмоции, как гнев, враждебность и ярость.
  5. К гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. У человека, которого подавляют, игнорируют, развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду».
  6. Хронически готовые к борьбе гипертоники имеют дисфункцию аппарата кровообращения. Они подавляют свободное выражение неприязни по отношению к другим людям из-за желания быть любимыми. Их враждебные эмоции бурлят, но не имеют выхода. В юности они могут быть забияками, но с возрастом замечают, что отталкивают от себя людей своей мстительностью и начинают подавлять свои эмоции.

Гипотония, или гипотензия (пониженное давление).

  1. Уныние, неуверенность.
  2. В тебе убили способность самостоятельно творить свою жизнь и влиять на мир.
  3. Дефицит любви в детстве. Пораженческое настроение: «Все равно ничего не получится».

Гипогликемия (понижение содержания глюкозы в крови). Подавленность тяготами жизни. «Кому это надо?»

Корытько Е. С.

Во все времена, начиная с античных, многие мыслители, а затем и ученые, большое внимание уделяли вопросу о болезнях. Не обошли этот вопрос и мыслители-богословы такие, как врач с мировым именем и архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святой Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов, преп. Иоанн Лествичник и мн. др. Сущность их богословского мышления сводится к следующему.

Болезни бывают как наказание, как вразумление, как испытание терпения и веры. Но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с греха первородного. Опыт свидетельствует о том, что грех и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет спокойствие душе и здоровье телу.

За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни. «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139); «Кроткое сердцежизнь для тела, а зависть-гниль для костей» (Притч. 14); «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17); «Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие» (Сир. м1;18) и т. д.

В XX в. болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание, а в старину, говорят, доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» - и не приступал к лечению пока больной не исповедуется и не причаститься. Постараемся проанализировать взаимоотношения греховных страстей с происходящими от них соматическими и психическими недугами. Начнем с чревоугодия. В понятие этого греха включается злоупотребление и излишества в питании (переедание, нарушение постов, пьянство, лакомство), курение и вообще любое неумеренное услаждение плоти. Священное Писание неоднократно предупреждает о пагубности чревоугодия. «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка…Страдание бессонницею и холера, и резь в животе, - подчеркивает Премудрый, - бывают у человека ненасытного» (Сир. 31).

Очевидный факт, что этот грех является одной из причин ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, обменных нарушений в суставах, болезней сердечно-сосудистой системы, алкоголизма, болезней органов дыхания и т. д. По данным статистики, средняя продолжительность жизни людей с ожирением снижается приблизительно на 7 лет.

С чревоугодием органично связан грех любодеяния. Кожно-венерические заболевания, СПИД, бесплодие, импотенция, сопровождающиеся нервно-психическими нарушениями в большинстве случаев проистекают от половых извращений и сексуальной распущенности. Такие люди губят и телa и дyши, причем, и свои и чужие. Грех любодеяния влечет за собой грех детоубийства во чреве. Его последствия - различные осложнения абортов, бесплодие, воспалительные заболевания половой системы и т. п.

Тяжко уродует образ Божий в человеке и вредит здоровью грех сребролюбия. Библейский пример сребролюбца - Иуда Искариот; классические литературные примеры - гоголевский Плюшкин, бальзаковский Гобсек. Архиепископ Иннокентий Херсонский рисует образ сребролюбца, снедаемого злобой из-за богатства ближнего. Бледность лица, могильный оттенок очей и уст, безжалостное сердце доказывают, что извращен весь порядок душевных и телесных сил. Подлинно, «бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон» (Сир. 31).

Поведение одержимого сребролюбием зависит от многих причин социального характера и проявляется в разных формах асоциального поведения (воровство, вымогательство, рэкет, взяточничество и пр.). У таких людей часто развиваются различные нервно-психические расстройства (неврозы, депрессии, психозы). Все это красноречиво свидетельствует, что сребролюбцы подобно другим грешникам духовно больные люди.

Одним из самых пагубных для здоровья грехов является гнев. Современные шведские и американские исследователи независимо друг от друга показали, что гневливые и властолюбивые люди, если они в силу объективных обстоятельств не выражают в полной мере свои страсти, склонны к развитию гипертонической болезни. Также способствуют резким скачкам давления не находящие выхода агрессивные черты личности (подавленная враждебность, злопамятность, затаенная и непрощенная обида и др.).

Видно недаром сказано в Библии: «Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость» (Сир. 30).

В той же главе Премудрости находится и другое замечательное наставление по поводу еще одного греха: «Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие… утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30). Печаль и уныние сопровождаются леностью, праздностью, маловерием, сомнениями в Боге, празднословием. Клинически печаль и уныние вырисовываются как астения, различные формы депрессии (апатия, тоска, тревога) и т. д.

Депрессия снижает иммунитет. Она, подобно курению и алкоголизму, повышает уязвимость к онкологическим заболеваниям, провоцирует язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нервно-психические расстройства. Апостол Павел различает «печаль ради Бога» и «печаль мирскую». Первая производит покаяние ко спасению, а вторая - смерть (2 Кор.7; 10).

Наряду с мирской печалью и унынием, катастрофически неблагоприятно отражаются на здоровье тщеславие и особенно гордыня. Их проявления: властолюбие, эгоизм, чрезмерное самомнение, презрение и уничижение людей, неверие и хула на Бога.

За шестьсот лет до Р. Х. жил богатейший и весьма знаменитый царь Вавилонский Навуходоносор. Он славился своими воинскими победами, колоссальной властью и великолепными постройками (например, одно из семи чудес света - так называемые висячие сады Семирамиды). Исторический факт - на всех кирпичах, сохранившихся в каменных развалинах, читается единственная надпись «Навуходоносор, царь Вавилонский». Книга пророка Даниила повествует о том, как он не переставая восхищался своим величием. Бог покарал гор-деца. В течение 7 лет в припадках безумия царь считал себя волом. Воистину, прав преподобный Иоанн Лествичник: «Наказание гордому - его падение, а признак оставленности его Богом - есть умоисступление» .

Тщеславие и гордыня - факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, в первую очередь, - ишемической болезни сердца, гипертонии, а также нервно-психических заболеваний. Стенокардия, инфаркт - типичный результат стрессов; неумения адекватно, «без сцен», без вспышек гнева и злости, ущемленного самолюбия и честолюбивых амбиций реагировать на окружающих и самого себя. Люди, по-христиански благожелательно относящиеся к своим близким, при прочих равных условиях меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Таким образом, мы видим, многие болезни имеют среди своих причин неправильный (по богословской терминологии - греховный) образ жизни. Но сама по себе болезнь - не грех, а его следствие. Врач, имея правильное понимание о духовных корнях болезни, не вправе порицать и осуждать больного человека. Духу христианского отношения врача к страждущим людям учат многие святые отцы Православия. Они советуют, когда кого-нибудь увидим в страдании и недуге, не лукаво объяснять себе причину его болезни, но принять с простотой и бескорыстной любовью и постараться уврачевать, как самого себя. Православная медицина основывается на милосердии, человеколюбии и христолюбии. Она сочетается с умением грамотно применять медицинские знания, а также учитывать влияние Промысла Божия на здоровье и болезнь.

_______________
Литература

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Симферополь. 2005.

Зорин, К. В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание / К. В. Зорин. М.: Русский хронограф. 2000.

Священник Валентин Жохов. Христианское отношение к болезням и врачеванию / Священник Валентин Жохов. М.: Даниловский благовестник. 1997.

Священник Сергий Филимонов. Церковь, больница, больной / Священник Сергий Филимонов. М.: об-во свт. Василия Великого. 2001.

Последние материалы сайта