Некролог сергию радонежскому. Вера православная - житие пр сергия радонежского

14.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Сергий Радонежский – один из самых почитаемых православной церковью святых. Ему посвящено свыше 780 храмов, возведенных не только в нашей стране, но и за рубежом. Во многих церквях на Руси есть иконы Сергия Радонежского.

В чем заключается значение иконы Сергия Радонежского, в каких случаях обращаются к этому святому? Какие молитвы перед иконой Сергия Радонежского следует возносить? Об этом и пойдет наш рассказ.

В чем помогает икона Сергия Радонежского?

Самым древним изображением преподобного Сергия является выполненный в 1420-е годы шитый покров, который в настоящее время хранится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры.

С икон Сергия Радонежского на нас смотрит его благородный строгий лик. На некоторых иконах приводится изображение святого в полный рост, эпизоды его жития, а также слова из его завещания:

«Внимайте себе о всем братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…»

Значение иконы Сергия Радонежского сложно переоценить. Церковнослужители говорят, что любая молитва, которая произнесена перед ней, способна творить чудеса.

В чем помогает икона Сергия Радонежского? К этому святому обращаются за советом и помощью в сложных жизненных ситуациях, просят о здравии, молят об усмирении гордыни, просветлении ума и овладении науками. Студенты обращаются с просьбами об успешной сдаче экзаменов.

Молитва перед иконой Сергия Радонежского

«О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь».

/i>

Преподобный Сергий Радонежский
Личность преподобного Сергия Радонежского, с одной стороны, давно является изученной и широко известной. Но, с другой стороны, с нею связан целый ряд вопросов. Например, что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

С детства нам известна история о том, как отрок Варфоломей испытывал трудности в освоении грамоты и однажды, убежав в поле от насмешек братьев и огорчения, взмолился о помощи. Явился ему Ангел Господень в виде старца-инока и дал мальчику в утешение частицу просфоры. Вкусив ее, отрок чудесным образом стал понимать Священное Писание и вскоре оказался лучшим учеником. Сбылось и предсказание старца родителям Варфоломея, благочестивым Кириллу и Марии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми».


Родился молитвенник земли Русской в 1314 году в селе Варницы* под Ростовом Великим, в усадьбе бояр Кирилла и Марии. В Ростове Варфоломей с братьями жил до 14 лет, затем семья переселилась в Радонеж. После кончины родителей, в пустынном месте на горе Маковец недалеко от Радонежа, братья срубили себе келью. Приняв в 23 года монашеский постриг с именем Сергий, будущий святой основал обитель Живоначальной Троицы. Так начиналась известная теперь всему миру Троице-Сергиева Лавра, ставшая духовным центром Московской Руси. Сергий там подвизался сначала с братом Стефаном, а затем один. В обитель стали собираться иноки, а сам Преподобный нес тяжкие телесные труды и молитвенный подвиг. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, шил одежду и готовил пищу для братии. Видя такое смирение и трудолюбие, монахи попросили Преподобного Сергия стать игуменом монастыря.



Еще при жизни удостоившись дара чудотворений, игумен Радонежский воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал сына умершим.


Слух о молодом подвижнике, живущем в радонежских лесах, быстро распространился по Руси, и к нему начали приводить больных из самых отдаленных мест.

Русская земля в то время страдала от монгольского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел к святому Сергию за благословением на сражение.


В помощь князю Преподобный благословил иноков обители: Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал князю победу. 21 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины разбили врага на Куликовом поле.

Однажды ночью святой молился перед иконой Пречистой и вдруг почувствовал, что его ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.


От яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Богородица прикоснулась к нему рукой и обещала покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, за полгода прозрев свою кончину, Преподобный преставился к Богу 8 октября 1392 года и вскоре стал почитаться троицкими монахами как святой.

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью Преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам Преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного в сентябре 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича (ум. 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

С тех пор память святого празднуется 18 июля и 8 октября.


Вот уже 620 лет русские люди обращаются с молитвой к Радонежскому чудотворцу. Теплятся лампады Троице-Сергиевой Лавры, чтутся заветы Преподобного, множество молящихся приходят на по клон к его раке. В прежние времена побывать у Троицы (в городе Сергиеве Посаде) считалось святой обязанностью каждого.

В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Ф. М. Достоевский сделал крюк, что бы взглянуть на Лавру, памятную ему с детства. В богоборческое лихолетье, в 1919 году, вся монастырская братия была арестована, а Троицкий собор опечатан, затем декретом Совнаркома «Бывшая лавра» была превращена в музей. В трапезной был устроен тир, в кельях - столовая и клуб. После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева Лавра была возрождена и много лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Главный храм Лавры — Троицкий, где покоятся мощи Преподобного, — расписывали выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица»**.

В ризнице Троице-Сергиевой Лавры есть шитое шелками изображение святого Сергия (XV век), которое нельзя видеть без волнения. Это покров на раку Преподобного, подаренный Лавре великим князем Василием, сыном Димитрия Донского... В этом изображении — глубина скорби о земле Русской, истерзанной татарами. С какой любовью вышита эта ткань русской женщиной, возможно, знавшей Преподобного!

Традиционно святого пишут по пояс или в полный рост, в монашеском облачении, в левой руке Преподобного — свиток, правой он благословляет нас.

Образ Игумена земли Русской, за свою подвижническую жизнь удостоившегося посещения Богородицы, строг и возвышен. «Святитель, сед, риза крестчатая, налево иноки клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый», — говорится о Преподобном в «Лицевых святцах» XVII века.

«Как незаметно и кротко все в нем!.. О, если бы его увидеть, слышать! Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Не громкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Та кой он даже на иконе — образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души», — замечал русский писатель Б. К. Зайцев.

Земной путь и посмертные чудеса Сергия Радонежского, совершавшиеся у его гробницы, о которых рассказывают нам летописи и предания, отражены в иконах с житийными клеймами. На протяжении столетий и до сего дня.

Преподобный является покровителем Российской державы.
На родине Преподобного, в селе Варницы, еще в XIV веке был основан Троице-Сергиев монастырь. Но в 30-х годах ХХ века он был стерт с лица земли атеистами, и на его месте вплоть до 90-х годов прошлого века была мусорная свалка.

А небольшую чудотворную икону Сергия Радонежского из разграбленного монастыря удалось спасти жителям Варниц, и она передавалась из поколения в поколение, сохраняемая то в погребе, завернутая в тряпицу, то в колодце при обыске местных крестьян. Когда в 1995 году монастырь взяла под свою опеку Троице-Сергиева Лавра и он стал восстанавливаться, эта икона, в почти не поддающемся реставрации виде, была принесена каким-то человеком к памятному кресту, установленном братией обители на месте, где отроку Варфоломею явился Ангел.


У креста был отслужен молебен, и с этого часа возрождение монастыря, претерпевающее всякие препоны: нехватку рабочих рук, строительных материалов, продовольствия, — вдруг пошло на диво успешно.
Ныне Варницкий Троице-Сергиев монастырь — один из самых значительных в Ростовской области, в 2004 году здесь была устроена православная гимназия-пансион, где в старших классах обучаются юноши со всей России.

Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Также в нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Сергий Радонежский – известнейший исторический и политический деятель ХIV века, талантливый дипломат и один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью. Жизнь, деятельность и подвижнические труды преподобного Сергия Радонежского протекали в период становления Московской Руси, в период княжения Ивана Калиты и его внука Димитрия, позже названного Донским. Для князя Димитрия Сергий Радонежский был духовным отцом. По древнему преданию, главным образом из сообщений Епифания, ученика преподобного Сергия Радонежского, первого его жизнеописателя, известно, что преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в селе Варницы, под Ростовом, в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей. Несмотря на то что родители его были "бояре знатные", жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные. Это был второй ребенок в семье – старше его был Стефан, младше – Петр.

В семилетнем возрасте Варфоломей начал изучать грамоту вместе со своими братьями. Однако если последним учеба давалась легко и учились они успешно, то среднему брату грамота давалась с трудом, несмотря на то что учитель подолгу занимался с ним. Желая исправить ситуацию, Варфоломей молился Богу о даровании ему «книжного разумения» и помощи в учебе. Как свидетельствует летопись, однажды, когда мальчик пас коней своего отца, он увидел странника, старца-черноризца, который совершал молитву, и попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил его. С тех пор отрок стал успевать в науках. При этом он был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Примерно в 1328 – 1330 гг. родители будущего великого подвижника переселились из Ростова в селение Радонеж, расположенное в 54 верстах от Москвы. Перед смертью они приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа. Похоронив родителей, Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру, сам же вместе со старшим братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес, где они сначала поставили келию, а затем и небольшую церковь, освященную во имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустыне, оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где стал настоятелем. А Варфоломей остался и в 1337 году, в возрасте 23 лет, принял пострижение в монашество с именем Сергий. Постриг был совершен игуменом Митрофаном в день св. Сергия и Вакха. Именно под именем Сергий, данного Варфоломею при постриге, он и прославится как великий чудотворец, подвижник и святой преподобный игумен земли Русской.

Более года юный подвижник провел в полном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве, преодолевая трудности иночества. Жизнь его состояла в молитвах, посте и тяжелом труде – духовном и физическом. Таким образом, совершенствуясь в духовной жизни, Сергий Радонежский со временем стал известен и другим инокам – к недавнему отшельнику стали стремиться за советом и помощью другие монахи, и вскоре составилось братство из двенадцати иноков. Постепенно создался поселок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, а вместе они собирались только к богослужению. Так была основана знаменитая Троице-Сергиева лавра. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

Приняв игуменство, Сергий Радонежский ничего не изменил ни в обращении своем с братией, ни в своей труженической жизни, лишь принял большую ответственность. Так же, как и раньше, выполнял он все работы и служил братии, и одежду носил простую, так что трудно было различить, кто был старший из них и кто младший. Преподобный с самых первых дней воплотил в образе своем завет первенства, указанный Христом: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою». По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, преподобный поучал: «Люты скорби, но сладок рай; болезненны труды, но вечная за них награда». Но в час крайней нужды, по молитвам братии, неожиданно подавалась обители щедрая помощь.

Икона Преподобного Сергия Радонежского

Слух о святом Сергии Радонежском достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему благословенную грамоту, где советовал устроить общежительный монастырь по образцу монастырей православного Востока. Преподобный Сергий Радонежский последовал данному совету и, с благословения митрополита Алексия, ввел общинножительный устав. До этого монастыри жили по так называемому «особножитию»: богатые монахи жили в достатке, они даже могли иметь слуг, а монахи из бедных семей были вынуждены пробавляться нищенскими подаяниями. Для того чтобы ликвидировать подобное, Сергий Радонежский и ввел устав общинножития (общежития). Согласно данному уставу, монахи не владели никакой индивидуальной собственностью, а вся их мирская собственность, с которой они пришли на послушание, переходила в общемонастырскую собственность. В церковной жизни Руси это было настоящей реформой, которая вызвала бурю недовольства, хотя и была проведена с благословения митрополита Алексия. Сергий Радонежский сумел создать и развить новый для русских земель тип монастырей – общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатого и влиятельного монашеского общества.

Как свидетельствует Житие, преподобный Сергий Радонежский являл чудотворения еще при своей земной жизни:
«…Приходили богомольцы, видели нищету пустынную, но видели благочестие и мир и благодать среди братии, и эта закваска благодатная уносилась в родные семьи, как свет, как соль. И славно стало на Руси имя угодника Божия, и шли многие к нему с верою. Один поселянин с верою нес опасно больного малютку к преподобному, но он умер, и старец, помолившись, воскресил умершего и отдал его обрадованному отцу. Однажды, помолившись, старец исцелил тяжело болящего поселянина, в другой раз - бесноватого вельможу с берегов Волги, который был в исступлении ума и кусался и бился, беснуясь с нечеловеческой силой, так что его десять человек не могли удержать…» .

«…Был недостаток воды, и преподобный с иноком пошел в лесной овраг и помолился… И осенил крестным знамением место, и из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла быстрым ручьем по долине. От сей воды бывали и исцеления, и хватало воды в изобилии всем…»(Материал взят с сайта «Русские святые»).

Кроме того, согласно Житию, во время совершения литургии преподобному служил ангел, а однажды святой Сергий Радонежский был удостоен видения пресвятой Богородицы, которая явилась ему во время ночной молитвы и сказала: «Не бойся, избранник Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его». Память явления пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью 24 августа/6 сентября.

Святой Сергий Радонежский умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство великого московского князя – Димитрия. Князь Димитрий и преподобный Сергий Радонежский, собирая воедино на Девичьем поле в Коломне дружины русских князей, еще недавно враждовавших друг с другом, понимали, что эта битва станет решающим шагом к единению Руси. Победа на поле Куликовом закладывалась здесь – на Девичьем поле. Полки здесь были поставлены так, как по замыслу великого князя должны были расположиться на поле брани. Каждый ратник узнал свое место и увидел своего руководителя. Девичье поле – поле примирения и объединения, оно стало местом, «где замерла вражда» между русскими княжествами. Здесь же русские войска получили благословение от преподобного Сергия Радонежского на предстоявшее сражение с татарским войском.

В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия Радонежского исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. С Куликова поля возвращался с победой уже единый русский народ. Во время сражения преподобный Сергий Радонежский вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Князь Димитрий Иоаннович глубоко почитал своего духовного отца – преподобного Сергия Радонежского, который также являлся крестным отцом его сыновей. После победы над татарами Дмитрий Иоаннович стал именоваться «Донским», а к своему духовному отцу он проникся еще большим уважением и пригласил его скрепить духовное завещание, согласно которому устанавливался новый порядок престолонаследия – от отца к старшему сыну. До этого престол наследовал старший в роду.

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В 1385 году Сергий Радонежский ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей, Сергий Радонежский способствовал объединению государства.

По свидетельству историков, а также летописных источников, Сергия Радонежского связывала тесная дружба с митрополитом Алексием, который в то время являлся главой Русской митрополии. Он часто возлагал на преподобного Сергия Радонежского важные полномочия и готовил его своим преемником, однако Сергий Радонежский отказался от данного избрания.

Скончался преподобный Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, достигнув глубокой старости, предвидев свою кончину за два года и назначив себе преемника – на игуменство он благословил своего ученика, преподобного Никона. Накануне своей смерти он последний раз призвал всю братию, чтобы дать своим духовным детям последние наставления и напутствия. Похоронен преподобный Сергий Радонежский был в основанном им монастыре, а через 30 лет после его смерти его мощи и одежды были найдены нетленными.

Совершилось это 5/18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года. Перед началом строительства преподобный Сергий Радонежский явился одному благочестивому мирянину и велел передать игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И когда рыли рвы для фундамента собора, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного Сергия Радонежского были невредимыми, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении народа, в присутствии сына Дмитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Дмитриевича, святые мощи преподобного Сергия Радонежского были изнесены из земли. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где они пребывают доныне. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован Русской Церковью и причислен к лику святых.

Основанная Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра является духовным центром России, она также представляет собой крупнейший историко-архитектурный музей, памятник культуры мирового значения. Тысячи иностранных туристов приезжают в Сергиев Посад, для того чтобы полюбоваться золотыми куполами храмов с великолепной архитектурой, редчайшей иконописью и древними фресками.

Созданный Сергием Радонежским в 1337 году небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы довольно быстро стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей. Именно здесь в 1380 году отец Сергий Радонежский благословил войско князя Димитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В 1392 году преподобный Сергий Радонежский умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. Здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», написанное в 1417 – 1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. «Житие преподобного Сергия Радонежского» является одним из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейшим историческим документом.

В Смутное время (1598–1613 гг.) монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Монастырю благоволили русские цари, они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»). По некоторым сведениям, в монастыре был крещен Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.

В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Петр I. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву.

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула лавры. Святой Сергий Радонежский основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси, что способствовало развитию культуры, грамотности среди населения, наполняло жизнь простых людей духовным смыслом. Влияние Сергия Радонежского с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились воспитателями окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «игуменом всея Руси».

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года был учрежден орден Преподобного Сергия Радонежского. Орденом награждаются представители церквей – за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели – за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Какое чудо произошло

С именем святого Сергия Радонежского связаны многие и многие рассказы о чудесах, происходивших и при жизни святого, и во все времена после его упокоения.

В городе Почаеве жила женщина, у которой не было своего крова, прописки, поскольку она, верующая, вела странническую жизнь. Случилось, что милиция (ныне полиция) стала проводить строгую чистку города от нищих и живущих без прописки. Поэтому она уехала в Сергиев Посад, тогда он назывался Загорск. Но в тот год, хоть и была зима, в Загорске началась эпидемия холеры, все места массового скопления народа были закрыты, храмы не принимали на ночевку паломников, и ей и другим таким же странникам негде было переночевать, а знакомых ни у кого не оказалось. Они кое-как приткнулись у частного дома, но ночной холод был невыносим, и они горячо молились, чтобы Богоматерь и святой Сергий помогли им дожить до утра.

Вдруг подошел к ним внезапно появившийся старец-монах и с великой добротой пригласил их войти в Лавру и переночевать там в трапезном храме. Как только они подошли к воротам Лавры, те тихо открылись, будто сами собой, и также тихо закрылись. Дивясь и благодаря Господа, странники вошли в храм. Старец велел им располагаться на ночлег, но с условием – между собой не разговаривать. И ушел…

Наутро их обнаружил монах-ключарь и, изумившись, строго спросил, каким образом они сюда попали вопреки всем указаниям, ведь это он с вечера запирал ворота, а ключи были все время при нем. Тогда они рассказали монаху всю историю, и тут все поняли, кто был тот старец. Все пали на колени и дружно вознесли благодарную молитву святому Сергию, основателю Троице-Сергиевой лавры, ибо это и был он сам в облике старца и не дал погибнуть от мороза молящим его людям.

Одна женщина рассказывала, что проездом посетила она Троице-Сергиеву лавру – надо было заехать помолиться святому Сергию. Денег было в обрез, и перед ней стал выбор: то ли купить большую свечу и поставить святому Сергию, то ли купить игрушку сынишке, которую она присмотрела в магазине. Подумав, она все-таки решила купить свечу. Купила, поставила и с душой, полной покоя, поехала домой. И вдруг на сиденье поезда, в котором ехала, увидела новенькую игрушку, точь-в-точь такую, какую видела в том магазине! С игрушкой в руках она обошла весь вагон, и никто не признал вещицу своей. Тогда она всем сердцем поняла, что это – подарок ее ребенку по воле святого Сергия Радонежского, и со спокойной душой привезла игрушку сыну…

Из книги «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В этом рассказе говорится, что в обитель преподобного Сергия где-то в начале 1870-х годов пришел «белый» диакон, то есть инок, но не монашествующий, отец Иоасаф. Несмотря на сан священника, у него был тяжкий недуг – застарелое пьянство. Сейчас врачи это назвали бы алкоголизмом в серьезной стадии. Однажды диакон Иоасаф служил в храме великомученицы Варвары, которая находилась при больничном корпусе Лавры. После ектений перед Херувимской песнью, открывающей литургию верных, он прошел в алтарь к престолу и вдруг упал без сознания, а на лице его отпечаталась невыразимая тревога, будто увидел он нечто потрясающее.
Диакона тут же перенесли в больницу, где он находился три дня в бесчувственном состоянии. А когда очнулся, рассказал своему духовнику следующее. Когда он вошел в алтарь, то увидел у престола ангела в стихаре 1 , перепоясанного орарем 2 и с мечом в руках. Ангел приблизился к Иоасафу, снял с него стихарь и орарь, ударил мечом по рукам и сказал, что предпочел бы лишить его жизни, чем облачения, но не может, потому что за него перед Богом предстательствует некто, молитвам которого он не может не уступить… Тут он отстранился, и диакон-пьяница увидел, что за него у престола коленопреклоненно молится горячей молитвой сам преподобный Сергий…

Около года иеродиакон Иоасаф пролежал в параличе, слезно каясь и моля Бога о прощении. Дату своей кончины он знал заранее, видимо, его уведомили чудесным образом, потому что незадолго попросил дочь, которая была все время около него, облачить его в погребальные одежды. В полной памяти он причастился Святых Даров и, обращаясь к кому-то невидимому, радостно и тихо сказал: «Пришли» и с тем преставился.

Значение иконы

На иконе Святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца мы видим старца с узким, строгим лицом, правая рука его поднята в жесте благословения, в левой – свиток как символ совершенства в познании. С тех пор как преподобный Сергий на Девичьем поле под старинной подмосковной Коломной благословил святого благоверного князя Дмитрия Донского на битву на поле Куликовом, к его чудотворным иконам притекают многие и многие.

Икона Святого Сергия написана иконописцем Юрием Кузнецовым в ярких и чистых тонах, и они смягчают каноническую суровость лика… От образа святого старца веет мудростью, строгостью и добротой. Эту икону часто вносят в дом, где есть малые дети, и по молитвам родителей перед ней святой Сергий Чудотворец призирает за ними – за их учебой, послушанием старшим, помогает вразумить непослушных, особенно подростков в переходном возрасте.

Уже с отрочества люди начинают впадать в грех гордыни. Но, глядя на икону, читая историю уникальной, полной духовных подвигов и вынесенных святым тягот человеческой жизни и сравнивая с этим образцом свою жизнь, каждый верующий или просто заинтересованный человек невольно подумает и о том, что ему стоило бы изменить в своих отношениях с близкими и с Богом. С близкими – своими домочадцами, друзьями, сослуживцами – может, стоит стать терпимей и внимательней. С Богом – чаще обращать к Нему свое сердце и просить о заступничестве перед Ним у Богородицы и святых Его, и непременно – у святого чудотворца земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Святой Сергий не оставил после себя ни строчки, он всю жизнь избегал прямого учительства. Как мы помним, он не сразу принял в келью и преподобного Никона, считая его скорее младшим братом и помощником, чем учеником. Его жизнь – это учение подвижничеством, деяниями добра на благо Бога, Церкви, укрепления монашества на Руси и просто – образец самоотверженного служения людям, данный нам в научение.

________________________________
1 Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами.
2 Орарь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона. В Православии орарь – часть богослужебного облачения протодиаконов, а также иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи.

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Один из самых прославленных и любимых в народе святых земли Русской - Сергий Радонежский. Икона преподобного есть, наверное, в каждом храме, многие приобретают ее и для домашних молитв. Старец был не просто чудотворцем, он сделал очень много для государства, становления монашества на Руси. Ученики св. Сергия тоже стали прославленными подвижниками веры.


Описание иконы

Жизненный путь святого проходил в 14 в., он дожил до глубокой старости. Хотя и не оставил каких-либо сочинений, зато о нем самом написано немало. Большого уважения преподобный добился еще при жизни, поэтому неудивительно, что и первые его иконы появились практически сразу после кончины - в начале 15 в. Иконы Сергия Радонежского легко узнать не только по описанию, но и по надписям, которые делаются на уровне плеча - церковнославянскими буквами там указывается имя святого.

Изображается святой либо в полный рост, либо по пояс. Старец имеет узкое лицо, правой рукой он благословляет верующих. В левой руке держит свиток. Поскольку Сергий Радонежский всю жизнь положил на служение Богу, был священником, изображается он в монашеском облачении. Обычно это ряса (черного или красного цвета), под ней виден подрясник (другого цвета), сверху епитрахиль, иногда она лишь виднеется под плащом.

Старец имеет длинную бороду, иногда клиновидную, усы, волосы густые, но не очень длинные, зачесанные назад. Взгляд прямой, внимательный и строгий, на некоторых образах глаза смотрят в сторону. Помимо такого «портретного» изображения, существует и очень много других.

Житийная икона Сергия Радонежского в центре имеет большое изображение святого, а вокруг располагаются так называемые клейма. Сюжеты их могут быть различными, но все они взяты из жития преподобного. Количество таких сценок тоже бывает разным - от 9 до 20 и более.

Одна такая икона есть в музее А. Рублева. На первом клейме представлено рождение, затем обучение грамоте, постиг в монахи. Далее идут изображения многих прижизненных чудес, совершенных святым. Завершается цикл погребением, на котором присутствует Ангел держащий раскрытый молитвослов.

Значение иконы Сергия Радонежского с житием - назидательное. Каждый сюжет не только имеет историческую основу, но и призывает верующих открыть сердца для извлечения должного урока. Во всем преподобный являлся образцом для подражания. В его жизни важное место занимают не только чудеса. Он сумел стать тем человеком, который помог русскому народу обрести заново дар веры Христовой, поверить в свое высокое предназначение.

Глядя на образ преподобного, размышляя о его жизни, каждый невольно проводит мысленную ревизию собственных поступков. Как много сумел сделать для Господа один человек - сколько основал обителей, скольких людей исцелил и наставил на верный путь. А что необходимо изменить в собственной жизни, чтобы не было стыдно обращаться за помощью к этому святому?

Для дома можно выбрать любую икону, которая лучше поможет собраться с мыслями перед молитвой - ведь именно для этого и нужны в доме святые лики. Важно разместить образ в подобающем месте: не среди хлама на полках в шкафу, а на отдельной полочке, либо на стене.


В чем помогают молитвы перед иконой Сергия Радонежского

Будучи отроком (то есть подростком) преподобный очень плохо учился. И не потому, что был небрежен - просто не давалась ему грамота. Неожиданная встреча с таинственным монахом все изменила. После совместной молитвы Варфоломей (такое имя носил будущий святой) стал учиться очень успешно. Благодаря этому известному чуду считается, что икона Сергия Радонежского помогает в овладении знаниями.

Молиться перед образом можно в случаях когда дети не слушают советов родителей, когда нужно вразумить подростков. Если человек видит в себе такой недостаток как гордыня, отсутствие терпения, ему стоит попросить преподобного о том, чтобы тот помог исправиться. Поначалу будет казаться, что ничего не помогает, но необходимо проявить усердие - Господь просто проверяет, насколько велико желание просящего.

Также молитва перед иконой Сергия Радонежского преподобному помогает:

  • от плохого влияния;
  • от вражеского нашествия;
  • от бытовых неурядиц.

Защищает преподобный вдовиц и сирот, становится небесным покровителем всех, кто носит имя Сергей.


Значение иконы

Величие некоторых подвижников таково, что еще при жизни они удостаиваются видения Ангелов, а некоторые и Самой Богородицы. Хотя Серафим Саровский и Сергий Радонежский жили в разное время, у них есть общая икона. Оба почтенных старца изображаются привычном образом, над ними на облаке восседает благословляющий Христос.

Такая композиция говорит об особом божественном избрании, которого удостоились праведники. Это является в данном случае объединяющим фактором, позволяющим разместить преподобных рядом. Ведь у Господа все живы, икона служит прекрасным напоминанием о преходящем земном существовании.

Довольно часто разные святые изображаются вместе и у Божьего Престола, где они молятся за тех, кто еще остался на земле. Во главе сонма преподобных выступает Богородица. Часто новгородские мастера писали совместные иконы преподобного Сергия и Варлаама Хутынского.

Необычные гости

Такое чудесное событие, как посещение Божией Матери, конечно тоже стало сюжетом для иконы преподобного Сергия Радонежского. История известна из рассказа келейника Михея, который участвовал в пении акафиста. Завершив молитву, святой Сергий предупредил ученика, что сейчас свершится нечто сверхъестественное. Пречистая Дева явилась в сопровождении апостолов, так событие изображается и на иконе. Петр с Иоанном стоят позади Божией Матери, которая протягивает десницу преподобному.

Святой Сергий изображается на коленях, как и его ученик, закрывший лицо обеими руками. Хотя многих прельщает слово «чудеса», часто за ним стоят настолько необычные события, что человеческое сознание просто не в силах их вынести. Поэтому стоит заранее готовить свою душу, очищать ее, чтобы она смогла освоиться в загробном мире.

Необычный образ

Прошлое не перестает удивлять ученых все новыми тайнами. Во второй половине 20 в. была раскрыта редкая икона Сергия Радонежского, где изображена Куликовская битва. Авторами ее были ярославские мастера 17 в. Долгие столетия композиция была скрыта под слоем олифы - раньше ей замазывали старые изображения, поверх писали другие. Только в прошлом столетии сумели сделать состав, который позволил открывать более старый слой.

В центре, как и положено на житийных иконах, расположен образ самого преподобного. По бокам - многочисленные клейма с фрагментами жития. Внизу же идет продольная композиция, весьма необычная для икон. В ней очень много действующих лиц, сложный сюжет. Есть даже поясняющие надписи. Автор изобразил здесь знаменитую Куликовскую битву. Икона задает историкам очень много вопросов, на которые пока ответа нет.

  • Оба войска имеют одинаковые знамена - на них изображен Спас Нерукотворный.
  • Противостоящие армии выглядят совершенно одинаково.
  • Противники Дмитрия Донского спускаются с горы, затем переходят вброд реку, чтобы попасть на поле битвы.
  • Войско Дмитрия Донского имеет на вооружении пушки, которые изображены палящими.

Некоторые ученые в связи с этим выдвигают совершенно новую трактовку известного события. Сама икона хранится в Ярославском музее, но изображение ее можно найти во всемирной сети.

Как правильно молиться

В любом деле, связанным с духовной сферой, необходимо проявить усердие. У неопытных людей молитва перед иконой Сергия Радонежского может отнимать много сил. Мысли разбегаются, начинают болеть ноги, может проявиться даже головная боль. Такого рода дискомфорт является нормальной реакцией при отсутствии привычки. Не стоит порицать себя за это, человек слаб и Богу об этом известно.

Даже святые уставали - так в житие преподобного сказано, что перед явлением Божией Матери он присел отдохнуть. Следовательно - в этом была необходимость, а в отдыхе нуждаются, когда приходит усталость. Сильно болят ноги? Следует читать молитвы сидя. В случае, если человек болен, находится в постели, то и лежа можно произносить молитвы. Главное, чтобы слова проходили через душу, ум сосредоточился на небесном.

При жизни преподобный изводил воду из земли, изгонял бесов, исцелял и даже однажды воскресил умершего ребенка. Есть много описаний посмертных чудес, недаром поток верующих стремится к месту упокоения святого Сергия Радонежского. Поэтому обращаться к старцу надо, как к живому.

Во время молитвы лучше придерживаться проверенных текстов, взятых из молитвослова, от себя добавлять лишь самую суть прошения. Необязательно молиться долго, важней делать это каждый день. Иногда лучше помолиться кратко: «Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас!»

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующим и твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Последние материалы сайта